1. Как происходила урбанизация в советском обществе? В чём проявились стихийность и организованность этого процесса? 2. Выясните, что такое «6 условий товарища Сталина». Что такое номенклатура? Почему этот слой общества называют привилегированным? 1. Как появилось стахановское движение? Почему отношение к стахановцам в рабочей среде было двойственным? 2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из участников стахановского движения. 1. На кого равнялась молодёжь Страны Советов? 2. Как появился ОСОАВИАХИМ, чем он занимался и какую роль играл в 1930-е гг.? Какая организация позже продолжила его деятельность? 3. Для чего была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, какова была её дальнейшая судьба? 1. Почему Русская православная церковь и другие религиозные организации, а также «религиозные пережитки» в целом подвергались ожесточённым нападкам? О чём свидетельствует тот факт, что более половины населения страны продолжали считать себя верующими? 2. Подготовьте презентацию о каком-либо храме или другом памятнике культуры, погибшем в конце 1920-х — 1930-е гг. (можно взять памятник, который позже был восстановлен). Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Как изменилась социальная структура советского общества в ходе индустриализации и коллективизации? (Укажите три самых важных, по вашему мнению, изменения и обоснуйте свой выбор.) Какие из этих изменений вам представляются положительными, а какие — отрицательными? Почему? 3. На основе чьих-либо воспоминаний расскажите о повседневной жизни в городе или деревне в 1930-е гг. 4. В каких художественных произведениях отражены особенности жизни и быта советских людей в 1930-е гг.? Насколько достоверно эти особенности воспроизведены? (Выберите одно произведение для анализа.) 5. Каким гонениям подвергались в 1920—1930-е гг. католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудаисты? (Подготовьте сообщение, выбрав одну из конфессий.) 6. Подготовьте презентацию о развитии какого-либо вида спорта в СССР в 1930-е гг. Проследите процесс превращения данного вида спорта из любительского в профессиональный. (Можно взять историю возникновения любимого спортивного клуба.) 7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Как был установлен стахановский рекорд и почему первым рекордсменом стал именно Стаханов? Какова была его дальнейшая судьба? 1. Что такое стратостат? С какими целями в СССР строили и запускали стратостаты? Какую роль они сыграли в истории воздухоплавания? 3. Какими легендами окружено плавание парохода «Челюскин»? 4. Почему в 1930-е гг. советские спортсмены не участвовали в Олимпийских играх? В каких международных спортивных соревнованиях они принимали участие и какой уровень показали? 5. Что предлагали обновить «обновленцы»? Почему, несмотря на активную поддержку власти, обновленцы проиграли борьбу за руководство Русской православной церковью?