1. Охарактеризуйте особенности советской индустриализации и её результаты. 2. Можно ли говорить об успехе индустриализации? Своё мнение обоснуйте конкретными фактами. 1. Соотнесите цели коллективизации и её итоги, охарактеризуйте социальную цену таких результатов. 2. Сравните крепостные порядки и колхозный строй, найдите черты сходства и различия. 1. Почему «Сталинская» конституция на момент принятия была объявлена самой демократической в мире? Соблюдались ли её демократические нормы на практике? 2. Составьте схему органов власти СССР по Конституции 1936 г., сравните её со схемой по Конституции 1924 г. Что изменилось, а что осталось неизменным? 1. Почему часть «старых большевиков» была недовольна Сталиным и почему Сталин был недоволен «старыми большевиками»? 2. Что такое культ личности? Какими способами поддерживался культ личности Сталина в советском обществе? Кто, как и против кого осуществлял массовые репрессии? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстрации и стихотворений в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Что такое командно-административная система? Каковы её достоинства и недостатки? 3. С помощью дополнительных источников информации сравните первую пятилетку со второй, найдите сходство и различия. Чем было вызвано появление различий? 4. Подготовьте сообщение о судьбах репрессированных, используя в качестве источника информации сохранившиеся воспоминания (электронная база данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»: http:// www. sakharov- center. ru/ gulag/). 5. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Почему со стороны старой партийной гвардии почти не было случаев сопротивления террору, а на открытых судебных процессах обвиняемые, как правило, безропотно признавали свою вину перед партией и страной? 2. Почему в 1930-е гг. многие искренне верили в вину тех, кто оказывался в тюрьмах и лагерях? 3. Как проходили выборы в СССР после принятия Конституции 1936 г.? Какими способами партия обеспечивала нужный результат? 4. Кто такой А. Я. Вышинский? Чем необычна его биография и какую роль он сыграл в эпоху сталинского террора? 5. Как переданы атмосфера и реалии сталинской эпохи в повести А. П. Гайдара «Судьба барабанщика»?