117. Прочитайте. Определите, в каких случаях выделенные словосочетания являются фразеологизмами. Мотивируйте свой ответ, учитывая такие свойства, как устойчивость состава, воспроизводимость по памяти, единое значение оборота и его образность.
1. Старик не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить. (П.) 2. «Эй, Азамат, не сносить тебе головы», — говорил я ему. (Л.) (фразеологизм) 3. Кушай на здравие, будем с медком. Благослови бог прохожего! (Н.) 4. Я был подавлен вопросом, да и кто бы, на моем месте, сохранил присутствие духа? (М.Г.) 5. Ваши мысли и слова удивительно подвержены перемене... (Л.) 6. Первый раз в жизни я смотрел так внимательно вглубь себя. (М. Г.) 7. Поневоле сердце очерствеет и душа закроется... (Л.) (фразеологизм) 8. Видно, тебе всё как с гуся вода: иной бы с горя зачах... (Т.) (фразеологизм)
118. Прочитайте, выделяя фразеологизмы. Установите, какую форму (словосочетание, предложение, сочетание слова с предлогом или частицей и т.п.) они имеют. Спишите, раскрывая скобки.
1. Марфа Тимофеевна увела Лизу к себе на верх, сказав, что на ней лица нету, что у ней, должно быть, болит голова. (Т.) 2. Ведь вас нужно держать в ежовых рукавицах. (Вод.) 3. Да что об этом говорить! Что с возу упало — то пропало! (Баж.) 4. А она на язык вострая, не дай Бог: «Нонче сестрица, а завтра в глазах от нее пестрится!» (Шм.) 5. Она умела подлинно заливаться смехом, искренне, заразительно. (Л. Ив.) 6. Теперь имя Павел стало звучать иронически, поскольку им называли циничного... очень себе на уме молодчика, (Наг.) 7. В слуховое окно выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже. (Г.)
1) На не лица нету
2) Держать в ежовых рукавицах
3) Что с воду упало - то пропало
4) На язык вострая
5) Подлинно заливаться смехом
6) Себе на уме
7) Мороз драл по коже
119. Спишите. Определите значение и синтаксическую роль фразеологизмов а предложении; укажите фразеологизмы, которые располагают вариантом формы.
1. Знал бы ты, как мучительно потерять уважение к человеку, как от этого сердце болит. (М. Г.) 2. Дней минувших анекдоты, от Ромула до наших дней, хранил он в памяти своей. (П.) 3. Вот этот молодой человек тоже, верно, мечтает: мол, помрет в некий срок папенька и будут у него куры не клевать золота. А куры-то и впрямь не будут клевать, потому что клевать будет нечего. (Б.) 4. У меня... от неожиданности, как говорится, сердце оторвалось. (Акс.) 5. Так вам чины, можно сказать, потом и кровью достались. (Г.) 6. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. (Т.) 7. Мы с вами из одного теста. Это я все понимаю. (А.Т.)
120. Сгруппируйте фразеологизмы в синонимические ряды.
1 УМНЫЙ: Голова варит, иметь голову на плечах, семи пядей во лбу, ума палата
2 МАЛ ЕЩЕ: молоко на губах не обсохло, нос не дорос, по молодости лет
3 НЕ СИЛЬНО УМНЫЙ: пороха не выдумает, средней руки, так себе, звезд с неба не хватает, средней руки
4 ОПЫТНЫЙ В ЧЕМ-ТО: тертый калач, стреляный воробей
5. ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА: от корки до корки, от доски до доски
6. ЗАКРУТИЛСЯ (забегался) :голова идет кругом, хлопот полон рот
121. Подберите к фразеологизмам первой группы антонимичные из второй группы.
воспрянуть духом - упасть духом
держать камень за пазухой - положа руку на сердце
добро пожаловать - счастливо оставаться
забить тревогу - почивать на лаврах
ни гроша не стоит - цены нет
человек с большой буквы - мелкая сошка
умалять достоинства - возносить до небес