106. Ознакомьтесь с наблюдениями К. И. Чуковского. О каких качествах русского языка размышляет писатель в книге «Живой как жизнь»? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните собственно русские слова во втором предложении; объясните знаки препинания в нем.
1. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, весь в движении, в динамике непрерывного роста. 2. Не тот язык по-настоящему силен, самобытен, богат, который боязливо шарахается от каждого чужеродного слова, а тот, который, взяв это чужеродное слово, творчески преображает его, самовластно подчиняя своей собственной воле, своим собственным эстетическим вкусам и требованиям, благодаря чему слово приобретает новую экспрессивную форму, какой не имело в родном языке.
107. Объясните, какие особенности данных слов указывают, что они исконные по происхождению в русском языке.
Устно
108. Прочитайте. Выскажите свое мнение по поводу прочитанного. Укажите в тексте заимствованные слова.
И да будет благословен Ломоносов, благодаря которому иностранная перпендикула (заимствованное) сделалась маятником, из абриса (заимствованное) стал чертеж, из оксигениума (заимствованное) — кислород, из гидрогениума (заимствованное) — водород, солюция (заимствованное) превратилась в раствор, а бергверк (заимствованное) — в рудник.
109. Перечислите признаки, которые указывают на то, что приведенные ниже слова были заимствованы русским языком. Напишите словарный диктант по памяти.
Начальная - А; Наличие буквы Ф; Ке в корне; Слияние гласных: пОЭт; Начальная Э; Наличие букв Ф: Несклоняемые
110. Двойные согласные в корне — признак заимствованных слов. Выберите нужный вариант, запишите слова. Дополните список 5 примерами.
Авторалли, агрессор, бестселлер, вентиляция, диссертация, иллюзия, интеллигент, коммерция, миссия, пассивный, пессимист, профессор, раса, стресс, хлорофилл, хобби, хоккей, целлофан, эффект, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический
111. Распределите слова с учетом этимологических данных на две группы: исконно русские и заимствованные.
Исконно русские:
Вождь
незабудка
Обыденный
Исходно
Первый
Заимствованные:
Авторитет
Протест
112. Заполните чайнворд «Заимствованные слова», в котором последняя буква одного слова является первой буквой другого.
Ответы к чайнворду: кедр — ребус — соло — океан — нота — альбом — моллюск.
113. Спишите, вставляя пропущенные буквы; при затруднении в написании слов иноязычного происхождения обращайтесь к орфографическому словарю.
Алгоритм, габарит, генеалогия, компоновать, консистенция, лаборатория, ликвидировать, олимпиада, палисадник, пигмент, резюме, реставрация, санаторий, скафандр, суверенитет, трафарет, феномен, филиал, экстравагантный, ювелир.
114. Используя «Словарь русских личных имен» Н. А Петровского, установите, из какого языка пришли и что обозначают имена литературных героев.
известные личности прошлого века
115. Прочитайте. Объясните знаки препинания. Спишите, вставляя пропущенные буквы в исконно русских словах. Объясните, почему они относятся к исконной лексике.
Москва, по историческим преданиям, всегда красовалась своими рощами и садами. Прямо пред «очами векового Кремля» лежали «Садовники»; многие столетия смотрел на них Кремль, любуясь их зеленью; оттуда по ветру к нему навевался сладкий запах цветов и трав; там целые слободы заселялись только садоводами; к нему примыкала, как бы вдобавок, цветущая поляна (нынешняя Полянка) с прудами, рыбными сажалками, с заливными озерами и т. д. Сады в урочище «Садовниках» были неприхотливы: в них не было ни регулярности, ни дорожек – одни только неправильные тропинки, и то не везде.
116. По образцу предыдущего упражнения составьте и запишите рассказ о происхождении названия, о странице истории родного города или района в нем, поселка, деревни, улицы или другого известного вам объекта. Подчеркните исконно русские слова.
Самостоятельно