745. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы их частей. Назовите союзы, соединяющие придаточные части с главными. Каков вид придаточных частей?
1. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер. (П.) 2. С тех пор пока разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья. (Пришв.) 3. Солнце уже садилось, когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. (Т.) 4. В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. (Ч.)
746. Спишите предложения. Обозначьте главную и придаточную части. Определите функцию союзного слова, при помощи которого придаточная часть присоединяется к главной.
1. Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 2. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море. (Пауст.) 3. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г.) 4. Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (Ч.)
747. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы частей. Назовите союзы, при помощи которых придаточная часть присоединяется к главной.
1. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья, то уже не шутки ради кое-что добавлю я. (Тв.) 2. Ночью я проснулся оттого, что кто-то тряс меня за плечо. (Арс.) 3. А много было взору моему доступно и понятно, потому что узами земными я не связан и вечностью и знанием наказан. (Л.) 4. Вяземский очень отговаривал Пушкина от поездки, так как с Каспия, по Волге, поднималась эпидемия холеры и уже подходила к Нижнему. (Т.-В.)
748. Спишите данные сложноподчиненные предложения. Обозначьте грамматические основы в обеих частях. Обратите особое внимание на союз так что, находящийся в придаточной части.
1. И по странности, бывало, одному ему почет, так что даже генералы были будто бы не в счет. (Тв.) 2. Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки. (Булг.) 3. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все. (Л.) 4. Бельтов встал и всею фигурою своей выразил вопрос, так что слов не нужно было, (Герц.)
749. Спишите предложения. Укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные части, в каких — сравнительные обороты.
1. Гул приближался, будто на нас, все смывая, катился океан. (Пауст.) 2. К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями. (Т.) 3. Ветер валил их с ног и застилал весь воздух водяною пылью, словно в море бушевала вьюга. (Б.) 4. Иней лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. (Пауст.) 5. На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка. (Гонч.) 6. Голоса звучат глухо, безжизненно и однообразно, точно они выцвели, потеряли силу в этом осеннем дожде. (Купр.)
750. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в обеих частях. Назовите условные союзы, встретившиеся в предложениях.
1. Коли жив я только буду, чудный остров навещу и у князя погощу. (П.) 2. Если вы знали урок на пятерку, то должны были отвечать на четыре, от силы на четверку с плюсом. (Тарк.) 3. Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок. (Тв.) 4. И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей. (Ф.)
751. Прочитайте. Спишите сначала предложения, придаточная часть которых присоединяется подчинительными союзами, а затем предложения с союзными словами и усилительной частицей.
1. Пусть укрыла от дольнего горя утонувшая в розах стена, — заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна. (Бл.) 2. Ведь куда ни кинешь око, всюду праздник, всюду лето. (Заб.) 3. Как ни жги бензин-керосин в самодельных светильниках, осеннюю ночь не переборешь. (Наг.) 4. Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи. (Л. Т.) 5. Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез — не замыть тоски! (Ш.) 6. Царь, хоть был встревожен сильно, усмехнулся ей умильно. (П.)
752. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте главную и придаточную части. Укажите союзы, которыми присоединяются придаточные части к главным.
1. Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть резервы. (Ш.) 2. Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (М. Г.) 3. Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (Купр.) 4. Чтоб концы своих владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. (П.)
753. Спишите предложения. Обозначьте главную и придаточную части, назовите основное средство их связи. Определите виды приосновных придаточных частей. Объясните постановку знаков препинания.
Виды приосновных придаточных частей
1. [Он [Пушкин] приехал сюда тотчас, покончив с лицеем], (ПОТОМУ ЧТО здесь было легкое дыхание). – обст. причины
2. [Каждое блюдо было достаточно], (ЧТОБ убить человека, привыкшего к европейской пище). – обст. цели
3. [С Яши слетела шапка], (ТОЧНО невидимая рука сорвала ее и откинула далеко в сторону). – обст. сравнительное
4. [Устоял – и сам с испугу Теркин немцу дал леща], (ТАК ЧТО собственную руку чуть не вынес из плеча). – обст. следствия
5. [Атарщиков, скрестив на коленях пальцы, на высоких тонах вел песню, за все время ни разу не сбился], (НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО, варьируя, он дале¬ко оставлял за собой напористый бас Долгова). – обст. уступительное
6. [Все было бы спасено], (ЕСЛИ бы у моего коня достало сил еще на десять минут). – обст. условное
7. (И ТОЛЬКО КОГДА на повороте показались крестьянские девки в пестрых сарафанах, с кошелками в руках, и проплыли в ближний лесок за грибами), [арап перестал жевать]. – обст. времени
__
**Средства связи (подчинительные СОЮЗЫ) выделены.
754. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, выделите в них средства связи, соединяющие главную и придаточную части. Определите виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях.
Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка. Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра. Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом. Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки - сизые, с чёрными полосками на белых пухленьких щёчках, - работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока наконец от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. Тогда я тихонечко зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где торчит хвостик, покрыл ладонью. Птичка в дупле не сделала ни одного движения и сразу как будто умерла. (М. Пришвин)
755. Определите виды придаточных частей, присоединяемых союзом и союзным словом что. Укажите, каким членом предложения является союзное слово в каждом случае. Объясните постановку знаков препинания.
1. По тропинкам, что с детства дороги, в час вечерний, росой пыля, бродят завтрашние геологи, инженеры, учителя. (Рыл.) 2. Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей. (Б.) 3. От палатки, что стояла недалече, шагах в полутораста, легко и споро шел стройный офицер. (Кот.) 4. Важно то, что мы на пароходе. (И. и П.) 5. Теперь мы можем справедливо сказать, что в наши времена супругу верная жена, друзья мои, совсем не диво. (П.) 6. И весь отряд Фрола на добром скаку скрылся в улочке, что вела от Кремля наискосок к Волге. (Шукш.)
756. Определите значения придаточных частей с союзом и союзным словом когда. Укажите, в каких предложениях слово когда является союзом, в каких — союзным словом. Объясните постановку знаков препинания.
1. Когда в круглой зале зажгли сальные свечи в высоких жестяных подсвечниках, самая молодая из фрейлин села за клавесин. (Тын.) 2. Бывает погода, когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с ней сообща. (Ч.) 3. Когда Пушкин и Дельвиг начали писать, привычка к мифологической фразеологии еще царила в поэзии. (Т.-В.) 4. Когда я вошел в Притынный кабачок, в нем уже собралось довольно многочисленное общество, (Т.) 5. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. (Пауст.) 6. Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном. (Купр.) 7. Есть мгновения, когда ни единого звука нельзя вымолвить. (Б.)
757. Определите виды придаточных частей с союзными словами который и какой. Укажите, какими членами предложения являются эти слова. Докажите свои предположения.
1. Великий комбинатор издал звук, какой производит кухонная раковина, всасывающая остатки воды. (И. и П.) 2. Англичане сначала удивленно, потом озлобленно посмотрели на маленького человечка, который ни жив ни мертв сидел подле меня. (Т.) 3. На бледно-голубой эмали, какая мыслима в апреле, березы ветви поднимали и незаметно вечерели. (О. М.) 4. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. (Ч.) 5. Стол, уставленный множеством блюд, был окружен суетливой и многочисленной челядью, между которою отличался дворецкий строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижности ю. (П.) 6. И по его [хозяина] щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. (Ч.) 7. Моргала и кланялась сальная свеча, с которой никто не снимал нагара. (Тын.) К. Я не знал, какие птицы водятся в нашем лесу за озером. (Песк.)
758. Прочитайте предложения. К чему относится придаточная часть: ко всей главной части или только к слову либо к словосочетанию в ней? Назовите вид придаточной части, указав главное средство связи. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1. Отец ударил кулаком по столу так что свеча, выскочив из подсвечника погасла. (М. Г.) 2. Никита объяснил ей что у господ своих он обязан был каждое утро приносить цветы княгине. (М. Г.) 3. В маленькой неглубокой заводи плавала стайка плотвы точно стальные иглы прошивали воду. (М. Г.) 4. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирилл Петрович должен был обедать. (П.) 5. Перед домом расстилался густо-зеленый луг на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. (П.) 6. Утром ранним утром дымным разглядел я вдалеке как куски дороги зимней уплывали по реке. (Тв.) 7. Ветер приносил из города ворчливый шумок точно там кипел огромный самовар, наполненный целым озером воды. (М. Г.