menu


ГДЗ по русскому языку 9 класс Зеленина, Кон § 41. Орфография. с ответами




220. Прочитайте. Определите, в какой части слов пропущены буквы.

морковь, стакан, канцелярия, карандаш, артиллерист, беседа, делегат, дисциплина, табурет, фонарь, бензин, карниз, вестибюль, стипендия, ураган, каблук, табун, велосипед.

• во всех этих словах пропущена буква в корне.

• Сформулируйте правило правописания гласных в корне для этого типа слов.

221. Подберите проверочные слова, запишите полученные пары слов.

Увлечение, залепить, растрепать, растолковать, прополоть,

наслаждение, преподаватель, поглощать, обновленный, продолжение,

пренебрежение, построение.​

• Сформулируйте правило правописания гласных в корне для этого типа слов.

222. Подберите проверочные слова для слов с пропущенными буквами, запишите

предложения, выделите орфограмму «Правописание гласных в корне».

1. Ласточка свила гнездо под крышей дома. — Мать свела ребенка по лестнице за руку. 2. Рыбу отварили в соленой воде. — В комнате отворили все окна. 3. Дорогу можно узнать у местного сторожила. — Собака отлично сторожила нашу ферму. 4. Сестра примеряла новое платье. — Мать примиряла поссорившихся братьев. 5. Белье надо тщательно полоскать. — Детям хотелось поласкать пушистую собаку. 6. Легкий ветерок обвевал лица. — Плющ обвивал ствол дерева. 7. Надо разредить густые всходы. — Надо разрядить ружье.

223. Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне, запишите

свои примеры.

1. Подбирать — подберу, отпирать — отпереть, замирать — замереть, ...

2. Прикасаится — прикоснуться, излагать — изложить, ...

3. Загорать — сгореть, заря — зорька, ...

4. Растение — выращивать — выросли, ...

1 Бир - Бер (отбирать-отберу) пир пер(припирать-припереть) мир мер (умирать-умереть)

2 кас - кос (касаться-коснуться лаг лож (полагаться - положится)

3 гор - гар (пригорать угар)

 

224. Вспомните правила правописания корней, написание гласных в которых зависит от лексического значения слова, запишите свои примеры.

1. Плавать — пловец, ... 2. Скакать — проскочить, ... 3. Макать — промокнуть, ... 4. Подровнять — уравнение, ... 5. Развивать — развеваться, ... 6. Склониться — кланяться, ...

225. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

1. Ночь уже ложилась на горы и туман начал бродить по ущельям. 2. Я велел положить свой чемодан в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину. 3. Тут открылась картина довольно занимательная. Дым расстилается вокруг такой густой пеленой что я долго не мог осмотреться. 5. Едва он коснулся двери она вскочила зарыдала и бросилась ему на шею. 6. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет мне в душу. 7. Отворите мне темницу. 8. Два дня окно не отворялось. 9. Младую голову Селим вождю склоняет на колени. 10. Внизу огни дозорные лишь на месте горят. 11. Ни одна звезда не озаряла трудный путь. 12. Ужель исчез ты возраст милый13. Я вырос в сумрачных стенах. 14. Проселочным путем люблю скакать в телеге. 15. Он не ходил тропой, избитой свой путь ушел он пролагать. 16. В дыму огонь блестел. 17. И там сквозь туман полуночи блистал огонек золотой. (М.Ю. Лермонтов.)

226. К данным словам подберите однокоренные слова, с помощью которых можно определить пропущенную гласную.

Желтый, пчелка, расческа, шелк, черный, кошёлка, дешёвый,

шёпот, решётка, челка, пшенка, щеголь, жернов.

• Сформулируйте правило правописания гласных в корне для этого типа слов.

227. Перепишите, разделив все слова на две группы. В первую — слова русского

происхождения, во вторую — заимствования. Запомните написание этих слов.

 Шов, жокей, трущоба, шофер, чащоба, крыжовник, шорох, шоссе, шоколад, трещотка, обжора, шокировать, чопорный, жонглер, шорник, шотландский.

228. Перепишите, вставляя после шипящих пропущенные буквы.

1. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. (Шол.) 2. Добрый жернов все смелет. (Посл.) 3. Сижу за решёткой в темнице сырой. (П.) 4. Мне жаль его холодного, черствого сердца. (Гонч.) 5. В сенях был слышен осторожный шорох. (М.Г.) 6. Бирюк молча взял лошадь за челку левой рукой. (Т.) 7. Но гость отказался и от почесывания пяток. (Г.) 8. Взлетают ракеты, сегодня почему-то желтые. (В. Некр.)

229. Составьте предложения с указанными словами. Запишите, обратив внимание

на зависимость гласной в корне от лексического значения слова.

1. Имя существительное: ожог, поджог, прожог, пережог.

2. Глагол: ожёг, поджёг, прожёг, пережёг.

1. Коля во время пожара получил ожог ноги, поджог этого дома не было случайностью, мама заметила прожог в брюках, мой колега обратил внимание на пережог двух кирпичей.

2. Я ожёг палец, мой отец поджёг костёр, он прожёг дырку в рукаве, я случайно пережёг два кирпича.

 

230. Расскажите о правилах употребления букв ы—и после ц. Объясните написание слов.

Демонстрация, цитата, цифра, страницы, умницы, цирк, циркуль, репетиция, цыганский, акация, цыпленок, молодцы, храбрецы, цыц.

231. I. Образуйте от данных имен существительных форму творительного падежа. Запишите.

Гараж, камыш, юноша, продажа, чиж, шалаш, плащ, ноша, пейзаж, мираж, туча, свеча, стужа.

II. Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов. Запишите.

-ок-(-ек-): долг, жук, луг, мужик, замо′к, ножик. должок, жучок, лужок, мужичок, замочек, ножичек

-онк- (-енк-): бумага, река, душа, книга, нога, собака.

III. Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные с суффиксами -ов- (-ев-). Запишите.

Вещь, еж, камыш, сторож, ключ, слива, грош, груша, парча.

• На основе выполненных упражнений сформулируйте правило «Правописание гласных .—% после шипящих в суффиксах и окончаниях».

232. Прочитайте.

Шорох и шепот падающих капель слышен в тихом воздухе. Деревья не шевельнутся, не шелестит листва, только иногда упадет желудь с дуба. За решеткой сада иногда пробежит соседская девчонка. Завистливо смотрит она на кусты крыжовника, но боится сторожа, укрывшегося за шалашом.

Мы со сторожем приятели, и он разрешает полакомиться желтыми прозрачными сливами или черной смородиной. Укрывшись старым плащом, он любит потолковать об отвлеченных предметах.

Дождь прошел. Привлеченные сладким запахом сада, часто появляются пчелы; галчонок, выпавший, по-видимому, из гнезда, широко раскрывает клюв. Старичок подбирает птенца и устраивает его около шалаша. (По А. Бобковой.)

• Перепишите. Сформулируйте правила, которыми вы руководствовались.






ГДЗ по русскому языку 9 класс Зеленина, Кон параграф 41

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):