205. Рассмотрите таблицу.
206. Прочитайте. Определите, сколько раз в следующих предложениях встречаются звуки [ж], [ш], [т].
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю фирмы.
(ж) Тихонько жужжит [1,2: жуж:ыт] жук (3), визжит(4) и дрожит (5)
ОТВЕТ: 5 раз
(ш) Не тот хорош (1), кто лицом пригож [2: пр'игош], а тот хорош (3), кто для дела не гож [4: гош ].
ОТВЕТ: 4 раза
(т) Директор (1) предприятия [2,3: пр’итпр’ий’ат’ий’а] подписал [4: патп’исал] документ (5) и отдал (6) его представителю (7,8) подшевной [9: патшывной’] фабрики.
ОТВЕТ: 9 раз
207. Сделайте фонетический разбор слов и разделите их на три группы. В первую группу запишите слова, в которых звуков больше, чем букв; во вторую — слова с равным количеством букв и звуков; в третью — слова, в которых звуков меньше, чем букв.
1) Я, юг, земля, южная, развитие
2)белеет, сказка, солнце, хлеб, каменный, щетка, дрожжи, помощник, горы, родина, Узбекистан, учиться, радостный
3)возьму, участвовать, счастье, радость, прогресс, независимость
208. Прочитайте.
Оставляя в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют есть формирование в нас личности именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. Быть цельным быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё мнение идеал образованного человека. (По А.Ф. Лосеву.)
• Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните мягкие согласные.
Объясните, как обозначается мягкость согласных на письме.
209. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните употребление буквы мягкий знак.
1. Он испытал горечь неудач. 2. Нам можно встретится на берегу. 3. Надо добавить щелочь. 4. В комнату зашёл наборщик. 5. Я думаю, что игра не стоит свеч. 6. Исправьте ошибки. 7. Соберешь вещи и встретишь нас. 8. Я не терплю фальшь. 9. Решение задач. увлекло нас. 10. Он упомянул об этом вскользь. 11. Поспешишь – людей насмешишь.
• Самостоятельно подберите материал для словарного диктанта по теме: «Фонетика. Графика».