165. Прочитайте предложения, определите смысловые отношения между частями.
1. Сказала что-то я — он начал хохотать. (Гриб.) 2. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Ник.) 3. Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат. (Л.) 4. Листья опадают — ветки остаются. 5. Солнышко стало пригревать — появилась первая трава.
166. Прочитайте пословицы. Определите смысловые отношения между частями
предложений.
1. Не дошел до воды не снимай сандалий. 2. В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками. 3. Хвастун и правду скажет никто ему не поверит. 4. Совершишь дурной поступок в народе не услышишь доброго слова. 5. Работаешь сытым будешь болтаешь день потеряешь.
167. Составьте по схемам бессоюзные сложные предложения, запиши те их.
1. Она улыбается - у меня сердце замирает.
2. Весна пришла - из-под снега пробились зеленые островки травы.
3. Долго заседать - хлеба не видать
4. Дождь льет с утра - в лес мы не пойдем
5. Посмотрит - рублем подарит
168. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.
Основная мысль юность.
Ты не заметишь, как наступит пора юности. А юность — это источник всего светлого и хорошего, время, когда человек делает первые шаги по самостоятельной трудовой дороге. Свою дорогу свою профессию ты пока не успел выбрать окончательно. Да в этом нет никакой беды, все еще впереди. Знай, все в твоих руках. Если ты сам захочешь стать твердым человеком, ты им станешь. Если у тебя достанут силы воли, воспитать в себе характер мужественный, стойкий; ты будешь иметь такой характер. Сильными, волевыми людьми не рождаются, ими становятся.
Р.р. 169. Прочитайте рассказ Василия Пескова, одного из самых известных журналистов 60—70-х годов ХХ века.
Моя профессия.
Я выбрал профессию, когда отец вернулся с войны. Он не мог указать сыну дорогу, потому что сын для отца был загадкой. Когда отец уходил на фронт, я был мальчишкой. Когда он вернулся — я выбирал профессию. Но главное я все же узнал от отца: счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом.
Работал я в школе, потом киномехаником, фотографом. Работать в газете начал случайно. Однажды я написал заметку. Ее, к моему удивлению, напечатали и попросили принести еще. Через месяц высокий молодой редактор позвал меня в кабинет. Не хочу ли я работать в газете? Мне показалось, что редактор шутит. Так началась моя работа.
«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете...» Это в песне или на самом деле? На самом деле! На космодроме однажды мы не спали четверо суток. Некогда было спать. Для сна оставалось один-два часа, но спать все равно не могли: слишком велико было возбуждение.
Но, может быть, отдыхаешь, когда возвращаешься в редакцию? Нет! Если вы ночью проходили мимо редакции, вы не могли не заметить: здесь светятся окна. Журналисты работают! Читатель не помнит случая, чтобы газета не вышла. Что бы ни случилось, газета есть! Значит, журналисту надо ехать, спешить куда-то, несмотря на непогоду. Месяц без выходных. Писать садишься, не обращая внимания на самочувствие.
Мне знакома и очень большая радость: ночью, когда город утихает, дождаться свежего номера газеты. И вот ее приносят. Она пахнет свежей краской. Мы — самые первые ее читатели. Мир еще не видел газеты, но она уже есть. Несколько миллионов людей завтра прочтут твое слово. Иногда от мысли об этом становится радостно, а иногда — странно.
Я не ошибся в выборе профессии журналиста. Она дает мне хлеб и радость. Я тружусь и всегда могу отчитаться за прошедший день.
Р.р. 170. Расскажите, какую профессию планируете вы выбрать в будущем, обоснуйте свой выбор, объективно оцените как положительные, так и отрицательные стороны избранной вами специальности. Напишите сочинение.
У меня не так много способностей и качеств, которые могли бы стать основанием для выбора профессии. Я совершенно не терплю однообразия: не люблю долго заниматься одним и тем же делом, не люблю рано вставать и идти в офис, не очень люблю долго находиться при большом скоплении народа... Зато мне нравится выдумывать сюжеты для рассказов, сочинять всякие истории, писать диалоги, эссе и сочинения. Выбирая для себя профессию, я подумал: а не стать ли мне писателем?
У этой профессии есть положительные стороны, хотя и отрицательных я вижу немало. Хорошо то, что не надо каждый день идти на работу, можно работать тогда, когда есть настроение. Главное, пожалуй, то, что можешь заниматься исключительно тем, что нравится. А нравится мне, как я уже сказал, давать волю своей фантазии и записывать всё это на бумаге.
Недостаток в этой профессии есть, и он большой. Ведь вдохновение приходит не всегда, а кушать хочется каждый день. Ну, вы поняли, — это заработок. Он целиком зависит, во-первых, от трудоспособности, во-вторых - от способностей вообще. Мало написать что-то - надо, чтобы это читали, т.е. покупали. А если кормить надо не только самого себя, а ещё и свою семью? В общем, здесь намечается проблема.
Поэтому я ещё раз хорошенько подумаю, взвешу все за и против. Потому что даже я, человек легкомысленный, понимаю, что всё это слишком серьезно и требует научного подхода.