135. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите предложения, соответствующие данным схемам:
I. II.
1. Встреча нескольких друзей получилась такой же радостной, какой бывала и прежде, когда они собирались вместе за праздничным столом.
2. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевернутое ведро ночная роса. (Пауст.) 3. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она уже была далеко. (Л.) 4. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай. (Ч.) 5. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
К первой схеме (главное→придаточное→придаточное) относятся:
1, 3, 5 предложения.
Ко второй схеме (↑придаточное→придаточное главное) относятся:
3 и 4 предложения.
****
Все запятые в тексте отделяют главные предложения от придаточных или придаточные друг от друга.
136. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы трех предложений на выбор.
1. Хаджи Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин.
2. Надеюсь, что эта книга достаточно определенно говорит о
том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого.
[=],→что (_ =),→(что _=),→(когда =).
3. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
4. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
(Когда _ =),→ (под которыми =), [=].
5. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда доносились крики, ничего не мог разглядеть в темноте.
(Сколько _ =),→ (откуда = _), [=].
137. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните придаточные, внутри которых находятся другие придаточные предложения.
1. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. (М.Г.) 2. Горничная была сирота, которая чтобы кормиться, должна была поступить в услужение. (Л.Н.Т.) 3. Каждый из нас понимает, что где бы человек ни сражался за свободу он сражался за нее и для нас. (Пауст.) 4. Казалось дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть она все поднималась. (Л.) 5. Оказалось, что хотя
доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. (Л.Н.Т.)
138. Расставьте запятые в «отрезках» предложений.
1 ... обещал, что если меня не будет дома он обязательно ...
2. ... сказал что если дал слово, так ...
3. ... тщательного ухода, потому что если не ухаживать за ними то ...
4. ... до такой степени, что когда закончил свою работу то...
5. ... готовиться заранее, так как когда настанет время уборки урожая возникают трудности с
Р.р. 139. Перепишите текст, заполняя пропуски. Как становятся великими ораторами?
Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвратился домой огорченный, расстроенный: он - уже не в первый раз - неудачно выступил с речью и слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками
140. По данным схемам составьте из простых предложений сложноподчиненные:
I. II. III.
1. Человек работает с желанием, увлечением. Они вдохновляют его. Рождается замечательное творение. (II). 2. Наконец, я понял. Мне не справиться с этим заданием. Я не повторю все пройденное ранее. (I) 3. Друзья пришли к единому мнению. Следует отправиться на рыбалку. Не будет дождя. (III). 4. Смотришь на вещь. Ее ты сделал своими руками. Радостно на душе. (II). 5. Вечером я зашел к товарищу. Нужно было отнести книгу. Книгу я взял у него накануне. (I)