130. Прочитайте. Укажите количество придаточных в данных сложноподчиненных предложениях. Объясните постановку знаков препинания.
1. Боброву вспомнились читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. (Купр.)
2. Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно. (Н.)
3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца,я понял, что день кончился. (Арс.)
131. Прочитайте. Укажите количество придаточных в данных сложноподчиненных предложениях. Определите, к чему относится каждое придаточное: к главному предложению или к другому придаточному. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. [Наша публика так еще молода и простодушна], (что не понимает басни), (если в конце ее не находит нравоучения).
2. [Я понял],( что машина остановилась), (когда начало там мелькать белое пятно света от электрического фонарика).
3.[ Уважай себя], (если хочешь),( чтобы другие тебя уважали)
4. [Остерегайтесь мысли],( что у вас есть добродетели),(каких нет у других).
5. [Ходжа Насреддин, (как всегда), исчез бесследно],( чтобы вдруг объявиться там),( где его совсем не ожидают.)
132. Прочитайте. Установите количество и значение придаточных. Определите тип подчинения. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана
Что изменяли ей всечасно
Что обманула нас она. (П.)
2. Как сошел с лестницы как вышел на улицу ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. (Г.) 3. Пока свободою горим пока сердца для
чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)
4. Всё смотрит и слушает не дрожат ли рельсы не шумит ли поезд. (Гарш.)
5. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо как опускалась на землю мгла как зажигались одна за другой звездочки. (Ч.)
133. Прочитайте. Укажите количество и значение придаточных предложений. Определите тип подчинения. Перепишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.
1. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) 2. Пока живет человек будет жить и сказка, потому что сказка наше лучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. (Пауст.) 3. Хотя он [Ларра] был красив она оттолкнула его, потому что боялась отца. (М.Г.) 4. Он [Л. Толстой] не слушает и не верит, когда говорят не то, что нужно. (М.Г.) 5. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Кор.)
134. По данным линейным схемам определите тип подчинения. Составьте предложения.