85. Внимательно прочитайте текст. Уточните значение выделенных слов.
Там, где река делала поворот, мы остановились на большой привал. После обеда все легли отдыхать, а я пошел побродить по берегу. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болото. По безлесным равнинам кое-где темнели пятна мелкой кустарниковой поросли. Там, где место было повыше, виднелись рощицы ольхи. Пробираясь к ним, я вспугнул большую сову. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болото. У рощицы я сел отдохнуть и вдруг услышал шорох. Я вздрогнул и оглянулся. Это была камышовка. Она пискнула и улетела к соседней рощице, туда, откуда доносились щебет и возня. (По В. Арсеньеву.)
• Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными места.
Определите, какие из данных придаточных указывают на место, а какие — на направление действия.
86. Расставьте запятые в «отрезках» предложений.
1. Там, где трава была гуще, росли ...
2. ... туда, где виднелись крыши домов и вдруг...
3. ... стороне улицы там, где располагалась парикмахерская висел ...
4. Оттуда, откуда один за другим выезжали автомобили доносились ...
5. Всюду, где бы мы ни были нам ...
6. ... счастлив только там, где он ...
7. ... взглянул туда, куда показывала...
87. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите, какими членами предложения являются указательные и союзные слова в данных предложениях. Составьте схемы 3, 5, 7-го предложений.
1. Все смотрели туда, откуда надвигались грозовые тучи. 2. Песня слышится там, где сияет радуга. 3. Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. (Тютч.) 5. Там, где глаз уже не мог отлу- чить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек. (Ч.) 6. Там, где ветра слизали снег, земля по ночам гулко лопается. (Шол.) 7. Внизу, где обыкновенно с неумолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычайная жуткая тишина. (Купр.)
88. Перепишите, вставляя пропущенные указательные и союзные слова и расставляя недостающие знаки препинания.
1) У причала там, где стояли рыбацкие лодки, кто-то разжёг костёр.
2) Там, где кончался лесок и начиналась поляна, ярко зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и ежевики.
3) Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все златые или красные.
4) Весёлые крики и смех доносились оттуда, где(когда?) играли дети.
5) Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички и шли пешком.
6) Отважный путешественники всегда стремились туда, куда не ступала нога человека.
89. Запомните значение слов, заключенных в рамку. Выясните, являются ли они синонимами.
Прочитайте отрывок из романа Леонида Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине». Перескажите прочитанное, используя словосочетания «произнести экспромтом», «удачная импровизация».
Он [Ходжа Насреддин] проявлял большие способности к торговле. Восьми лет отроду он торговал горшками самостоятельно. Шир-Мамед вполне доверял ему. Торговля у Насреддина шла бойко: ни разу отец не имел случая пожалеть о своем доверии.
Однажды, когда мальчик остался в лавке один, подошел купец и выбрал маленький горшочек, чтобы купить в него меда. Взглянув на огромные, выстроившиеся в ряд горшки, каждый из которых был вдвое больше продавца, купец заметил:
— Горшки большие, а продавец — крошка.
Насреддин, мгновенно превратив эти слова в первую строку двустишия, своим ответом замкнул его:
— Покупатель большой, а покупает немножко.
Изумленный и восхищенный таким летучим остроумием, купец, сам сочинявший на досуге стихи и понимавший толк в этом деле, купил у мальчика еще пять горшков и, не торгуясь, заплатил щедро.
Провожая купца, Насреддин произнес второе двустишие:
Хотя не серебро — простая глина это,
Но пусть для вас в ней будет вкус шербета, —
чем привел купца в еще большее, прямо-таки неописуемое восхищение.
Купец не поленился записать оба двустишия, благодаря чему они и дошли до нас.