menu


ГДЗ по русскому языку 9 класс Зеленина, Кон § 14. Общие сведения о придаточных обстоятельс с ответами




 80. Внимательно изучите таблицу.

На основании своих наблюдений дополните следующие выводы:

Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы ...

Придаточные обстоятельственные делятся на те же виды ...

Следовательно, придаточные обстоятельственные имеют те же значения ...

Все придаточные обстоятельственные, кроме ..., поясняют все главное предложение.

Свои выводы запишите в тетрадь.

81. Внимательно прочитайте текст.

Быть гостем — похвально.

На Востоке никогда не отказываются от приглашения в гости. Приняв его, человек совершает похвальное дело. Однако считается неприличным приходить к кому-либо без приглашения. Если оно последовало одновременно от двух или нескольких лиц, надлежит вначале посетить друга или близкого соседа. Не следует без ведома хозяина приводить с собой лиц неприглашенных. Отправляясь в гости, нужно немного утолить свой голод, чтобы не выделяться торопливостью в еде. Необходимо сесть там, где укажет хозяин дома. Следует с благодарностью принимать любое предложенное им блюдо. Нельзя смотреть по сторонам, осматривать находящиеся в доме вещи, делать указания относительно приготовления пищи. Когда хозяин по окончании угощения свернет разостланную скатерть, надлежит поблагодарить его за гостеприимство и пожелать всяческого благополучия. Затем следует попросить у хозяина позволения удалиться, потому что по обычаю нужно разойтись по домам вскоре после принятия пищи. Впрочем, не принято уходить сразу, не получив на то позволения. (Из книги Мухаммеда Садыка Кашгари «Кодекс приличий на Востоке».)

Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сформулируйте вопросы, ответами на которые послужили бы эти предложения.

• Определите значение придаточных обстоятельственных.

 1. Если оно последовало одновременно от двух или нескольких лиц, надлежит вначале посетить друга или близкого соседа. (условия)

2. Отправляясь в гости, нужно немного утолить свой голод, чтобы не выделяться торопливостью в еде. (цели)

3. Необходимо сесть там, где укажет хозяин. (места)

4. Когда хозяин по окончании угощения свернет разостланную скатерть, надлежит поблагодарить его за гостеприимство и пожелать всяческого благополучия. (времени)

5. Затем следует попросить у хозяина позволения удалиться,потому что по обычаю нужно разойтись по домам вскоре после принятия пищи. (причины)

 

82. Выпишите сложноподчиненные предложения: а) с придаточными обстоятельственными, которые поясняют словосочетания в главном предложении; б) с придаточными обстоятельственными, поясняющими все главное предложение. Подчеркните союзные слова.

1. Когда лошади тронулись, Пугачев еще раз высунулся из кибитки. (П.) 2. Я сидел так, как указывал Евсеич. (Акс.) 3. Он [Максим Максимыч] побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу, гибкость. (Л.) 4. Как волка ни корми, он в лес смотрит. (Посл.) 5. Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все ближе голоса подают. (Шол.) 6. Все было бы спасено, если бы у моего коня достало силы еще на несколько минут. (Л.) 7. И пошел пекарь туда, где лучше. (М. Г.)

Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными.

1. Я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги. (П.) 2. Заблудившись, не теряйте присутствия духа. 3. Из-за полученной травмы спортсмен не принимал участия в соревнованиях. 4. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. (П.) 5. Многие поэты охотно пользуются словесными образами для достижения эмоциональной выразительности. 6. Узкая полоса неба блестела яркой синевой, несмотря на грохотание грома.

Сложноподчинённое предложение - вид сложного предложения,

для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.

 

1. Я глядел во все стороны с надеждой на то, чтобы увидеть хоть признак жилья или дороги. (Автор глядел во все стороны с надеждой на что? Главная часть. С надеждой на то, чтобы увидеть хоть признак жилья или дороги. Придаточная часть)

Т.е., в сложноподчинённом предложении от главной части ставиться вопрос к зависимой.

2. Если вы заблудились, то не теряйте присутствие духа.

3. Спортсмен не принимал участие в соревнованиях из-за того, что получил травму.

4. Когда она меня увидела, она вздрогнула и закричала.

5. Многие поэты охотно пользуются словесными образами для того, чтобы достичь эмоциональной выразительности.

6. Узкая полоса неба блестела яркой синевой несмотря на то, что грохотали гром.

83. Прочитайте. Выясните, в каких предложениях между частями сложного союза делается пауза. Перепишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

1) Деду не верили ещё и потому, что он был чудак и неудачник.

2) А поезд этот обязательно на Ташкент, потому что фонари глядели в эту сторону.

3) Слетает снег от ветра, и от того, что по соснами прыгают белки.

4) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Койшаурскую гору.

5) Порох изобрели в Китае задолго до того, как секрет его изготовления стал известен в Европе.

6) Не следует критиковать товарища лишь за тем, чтобы показать свое превосходство.

7) Москва выглядела пустовато не от того, что убавилось жизни в ней, а потому, что война вымела из неё все постороннее.  

Паузы делаются в таких предложениях со сложными союзами - 3, 6, 7.

84. Запомните значение слов, заключенных в рамку.

Прочитайте. Как вы думаете, что из случившегося с Иваном Дмитричем Червяковым можно считать инцидентом, а что — казусом?

В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» описано следующее происшествие. Герой рассказа, мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, во время представления оперетты «Корневильские колокола» чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Смущенный Червяков поспешил извиниться, и Бризжалов довольно снисходительно отнесся к случившемуся. Однако с этой минуты Червяков буквально лишился покоя. Он ходил извиняться еще несколько раз. Наконец, генерал, выведенный из терпения назойливостью чиновника, накричал на Червякова, и тот, «придя машинально домой», «лег на диван и... помер».






ГДЗ по русскому языку 9 класс Зеленина, Кон параграф 14

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):