Что такое общество и из чего оно состоит?
Общество — это совокупность людей, объединённых устойчивыми социальными связями и взаимодействующими в рамках определённых институтов. Оно состоит из социальных групп, институтов, общностей, систем норм и ценностей.
1. Какие общие черты есть у общества и большой социальной группы? Каковы специфические признаки общества?
Общие черты общества и большой социальной группы заключаются в том, что обе обладают внутренними связями и иерархией, регулирующими взаимодействия участников. Однако специфическими признаками общества являются его сложная структура и способность к саморегуляции, культурной и социальной эволюции.
2. Что такое социальные статусы? Что у них есть общего с социальными ролями, в чём отличие?
Социальные статусы — это позиции, которые человек занимает в обществе. Они связаны с социальными ролями, которые отражают ожидаемое поведение от индивида, занимающего данный статус. Отличие заключается в том, что статус — это позиция, а роль — это динамическое проявление этой позиции.
Найдите в Интеркете данные о размерах децильного коэффициента для стран Западной Европы, США, Африки. Какова его величина в современной России? Какова тенденция его изменения? Чему будет равен этот коэффициент в обществе, достигшем полного экономического равенства? Существует ли у него верхний предел?
Децильный коэффициент — это показатель экономического неравенства. Для стран Западной Европы, США и Африки его величины различаются: в странах Европы коэффициент ниже, чем в США и Африке. В России он находится на уровне около 13–14, с тенденцией к небольшому росту. В обществе с полным экономическим равенством децильный коэффициент был бы равен 1. Теоретически, его верхний предел не ограничен, так как может существовать огромная разница между богатыми и бедными.
1. Что такое социальное неравенство? Как называются статусы, характеризующие положение человека в системе социального неравенства?
Социальное неравенство — это неравномерное распределение ресурсов и привилегий среди членов общества. Статусы, характеризующие положение в системе неравенства, включают классовые, экономические, этнические и другие статусы.
2. Какие существуют основания для неравенства, помимо экономического?
Помимо экономического, неравенство может основываться на социальном происхождении, поле, возрасте, образовании.
1. Какие биологические признаки могут определять предписанный статус человека?
Биологические признаки, которые могут определять предписанный статус человека, включают возраст, пол, этническую принадлежность. Один и тот же статус может быть предписанным в одном обществе и достигаемым в другом. Например, лидерская позиция может быть наследственной в традиционном обществе, но в современном — результатом достижений.
2. Может ли один и тот же статус быть предписанным в одном обществе и достигаемым в другом?
Один и тот же статус может быть предписанным в одном обществе и достигаемым в другом. Например, в традиционных обществах статус религиозного лидера часто предписывался по рождению (как в случае кастовых систем или наследственных ролей), а в современных обществах тот же статус может быть достигаемым, если человек получит соответствующее образование и поддержку общины. Таким образом, в зависимости от социально-культурного контекста, один и тот же статус может быть получен разными путями.
1. Дайте определения социальной структуры и социальной стратификации. Какое из данных понятий является более широким, включающим в себя другое?
Социальная структура — это совокупность элементов и связей, которые организуют общество и определяют взаимодействие между людьми в разных сферах жизни (семья, образование, экономика, политика и т. д.). Социальная стратификация — это более узкое понятие, описывающее разделение общества на слои (страты) на основе таких критериев, как богатство, власть, престиж или образование. Стратификация является частью социальной структуры, но структура включает в себя и другие аспекты, такие как социальные роли и институты, которые не всегда связаны с иерархией.
2. Опираясь на свои знания истории, назовите привилегии и обязанности, которые имели различные сословия в дореволюционной России. Какие сословия там существовали?
В дореволюционной России существовали сословия: дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство и купечество. Дворяне имели привилегии, такие как освобождение от налогов и воинской службы (в поздние периоды), право на владение землей и крепостными. Их обязанностями была служба государству, в том числе военная или гражданская служба. Духовенство также имело налоговые льготы и занималось духовным наставничеством. Мещане, крестьяне и купцы имели ограниченные права, в том числе по участию в политической жизни, но несли налоговое и рекрутское бремя. Купцы, как и дворяне, имели определенные экономические привилегии, например, право на торговлю и освобождение от рекрутской повинности для некоторых категорий.
3. Почему устойчивые группы чаще образуются на основании ранговых статусов, а не номинальных?
Устойчивые группы чаще формируются на основе ранговых статусов, потому что такие статусы определяют положение человека в социальной иерархии и его роль в системе взаимодействий. Например, профессии или социальные роли, такие как лидер, работник, учитель, врач, связаны с конкретными обязанностями и правами, что делает такие группы устойчивыми и организованными. Номинальные статусы (например, член сообщества на основе случайного признака) могут не создавать устойчивых групп, потому что не предполагают внутренней иерархии и четких норм взаимодействия.
1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на главный вопрос урока. Можно ли утверждать, что общество состоит только из входящих в него индивидов? Почему?
2. Почему люди, имеющие одинаковые статусы, как правило, обладают и иными схожими чертами? Подтвердите это утверждение примерами.
Люди с одинаковыми статусами обычно обладают схожими чертами, потому что их жизненные условия, интересы и социальные ожидания совпадают. Например, люди, занимающие высокие экономические позиции, как правило, имеют доступ к образованию, престижной работе, и их круг общения состоит из таких же людей. Примером может служить группа высококвалифицированных специалистов в области IT, которые обладают схожими навыками, уровнем дохода и образом жизни.
3. Можно ли сказать, что номинальные статусы представляют собой незначимые социальные признаки, оказывающие на жизнь человека лишь номинальное влияние? Почему?
Номинальные статусы могут казаться незначимыми, но они всё равно оказывают влияние на жизнь человека. Например, национальность или гражданство могут считаться номинальными статусами, но они могут влиять на доступ к определённым правам или обязанностям. Таким образом, даже если статус формально кажется незначительным, он может иметь реальное воздействие.
4. В тексте параграфа приводится пример Стива Джобса, сумевшего достичь высочайших экономических статусов. Найдите в Интернете аналогичные примеры.
Примером человека, который, как и Стив Джобс, достиг высочайших экономических статусов, является Илон Маск. Он начал с относительно скромного положения, но благодаря своему предпринимательскому таланту и инновациям достиг значительного успеха.
5. Приведите примеры, подтверждающие существование в системе власти некоторых современных государств предписанных статусов.
Предписанные статусы до сих пор существуют в системах власти некоторых государств. Например, в монархиях наследственные статусы передаются по рождению, и правящий монарх или принц зачастую не избирается, а получает свой статус по наследству.
6. Чем отличаются друг от друга сословие, класс, страта?
Сословие, класс и страта различаются по способу классификации людей. Сословие — это замкнутая социальная группа с наследственными правами и обязанностями, класс — это экономическая группа, основанная на отношении к средствам производства, а страта — это слой общества, выделяемый по различным критериям, таким как уровень доходов, образования или профессия.
7. С чем связано сохранение в современных обществах предписанных статусов? Можно ли ожидать, что со временем они полностью исчезнут? Обсудите, какие существуют для этого предпосылки.
Сохранение предписанных статусов в современных обществах связано с традицией, культурными особенностями и наследственными правами. В некоторых странах это особенно заметно в политических или религиозных структурах. Полное исчезновение предписанных статусов маловероятно, хотя их влияние снижается. Предпосылками к уменьшению их значения могут быть рост социального равенства, демократизация общества и доступ к образованию.
1. Сформулируйте определение общества. Какие признаки объединяют его с любой группой? Какие признаки являются его специфическими чертами?
Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная система, включающая в себя совокупность людей, взаимодействующих между собой на основе устойчивых связей, институтов и норм. Признаки, объединяющие общество с любой группой, включают наличие взаимодействий между членами, социальные связи и правила поведения. Специфические черты общества — это его масштабность, сложность организации, наличие институтов, регулирующих политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизни, а также способность к саморегуляции и самовоспроизводству.
2. К каким видам групп всегда относится общество? К какому виду групп оно может относиться? К каким видам групп оно не может относиться никогда?
Общество всегда относится к большим социальным группам, поскольку включает в себя множество индивидов, связанных общей системой норм и ценностей. Оно может также рассматриваться как открытая группа, поскольку индивиды могут взаимодействовать и интегрироваться с другими обществами через миграцию, культуру и экономику. Общество не может быть закрытой или малой группой, так как оно по определению охватывает широкие массы людей и включает в себя разнообразные социальные структуры.
Как меняется роль предписанных и достигаемых статусов по мере развития общества? Опираясь на свои знания истории, приведите примеры, иллюстрирующие данную тенденцию.
По мере развития общества роль предписанных статусов уменьшается, а достигаемые статусы становятся более значимыми. В традиционных обществах, таких как феодальная Европа или Древняя Индия, предписанные статусы (по рождению) играли ключевую роль, определяя социальную иерархию. Например, дворяне или касты имели свои закрепленные права и обязанности. В эпоху Просвещения и после буржуазных революций в Европе статус все больше стал зависеть от личных достижений. Примером может служить Французская революция, которая изменила социальные отношения, делая акцент на свободе и равенстве, и позволила людям занимать более высокие позиции благодаря своим заслугам, а не происхождению.
1. Опираясь на изученный материал, сформулируйте ответы на основные вопросы главы.
2. Каким образом социальная сфера связана с другими сферами жизни общества? Приведите примеры, иллюстрирующие влияние социальной сферы на политическую, экономическую и духовную, а также примеры обратного влияния.
Социальная сфера тесно переплетается с политической, экономической и духовной сферами жизни общества. Влияние социальной сферы на политическую можно видеть в том, как социальные движения и протесты могут приводить к изменениям в политической системе, как, например, рабочие протесты и забастовки в XIX веке повлияли на политические реформы в ряде стран Европы. Экономическая сфера и социальная взаимосвязаны через уровень благосостояния населения: экономический рост может повысить уровень жизни людей, но также социальное неравенство и бедность могут затруднять экономическое развитие. Духовная сфера, связанная с религией, искусством и культурой, влияет на социальные нормы и ценности, как это произошло в эпоху Реформации, когда религиозные преобразования привели к значительным изменениям в социальном устройстве.
3. Каким образом первичная социализация человека может быть связана с получением им впоследствии социальных статусов? Какую роль в этом процессе играет социальный контроль?
Первичная социализация, то есть воспитание в семье и обучение основным нормам поведения в детстве, формирует базовые навыки и установки, которые впоследствии помогают человеку получать социальные статусы. Например, если человек с детства усваивает нормы общения и культуры труда, это может повысить его шансы на получение профессионального статуса. Социальный контроль играет ключевую роль в этом процессе, так как он помогает закреплять и корректировать поведение человека в соответствии с социальными ожиданиями. Так, система поощрений и наказаний направляет человека на путь, который наиболее вероятно приведёт его к успеху в получении желаемого статуса.
4. В § 3 описывается процесс ролевой подготовки человека. Происходит ли аналогичный процесс при овладении им своим статусом? Что общего между этими процессами? Чем они будут различаться? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
Процесс ролевой подготовки и овладения социальным статусом имеет много общего. Оба процесса связаны с усвоением и выполнением определённых норм и ожиданий. Однако, если ролевая подготовка больше касается выполнения конкретной социальной роли (например, родителя, работника), то овладение статусом связано с более глобальным процессом признания человеком своего места в обществе. Примером могут служить профессии: роль менеджера и статус руководителя требуют различных знаний, навыков и опыта. Различие заключается в уровне ответственности и широте ожиданий, связанных с овладением статусом по сравнению с ролевой подготовкой.
5. Таможенный устав Российской империи 1755 г. разрешал некупеческим сословиям торговать изделиями и продукцией собственного производства, а остальными товарами — по «особой описи». Дети крестьян, перешедших в купцы, освобождались от рекрутской повинности. В то же время купцы обязаны были платить особую 40-алтынную подать. На наличие какого вида стратификационного неравенства в России XVIII в. указывают эти положения? Почему?
Таможенный устав Российской империи 1755 года указывает на наличие сословного неравенства в России XVIII века. Купцы и крестьяне принадлежали к разным сословиям, которые имели различные права и обязанности. Переход из одного сословия в другое сопровождался привилегиями, как, например, освобождение от рекрутской повинности для детей крестьян, ставших купцами, что указывает на привилегии нового социального статуса. Одновременно купцы несли специфические налоговые обязательства, что также свидетельствует о юридическом и экономическом неравенстве между сословиями.
6. Прочитайте текст. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Прежде всего, они способствуют социальной интеграции (А) (то есть сохранению сплочённости в обществе). Они служат своеобразными эталонами (Б) поведения, то есть инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (В). Нормы в обществе способствуют контролю (Г) за отклоняющимся поведением. Наконец, они обеспечивают стабильность (Д) общества.
По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-правила (Е). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение их влечёт применение серьёзных санкций (Ж), например правовых».