menu


ГДЗ по обществознанию 9 класс Сорвин § 23. Национальное самосознание. Этноцентризм и национализм




Нужен ли России гражданский национализм?

Да, нужен. Он помогает людям с разным этническим происхождением чувствовать себя частью одного общества. Гражданский национализм не делит людей по крови или культуре — он объединяет на основе общих ценностей, законов и гражданства. Это важно для такой многонациональной страны, как Россия.

1. В чём заключается принцип культурного релятивизма?

Он означает, что каждую культуру нужно понимать изнутри, в её собственных понятиях, а не судить по чужим стандартам. То, что нормально в одной культуре, может быть непонятно или непривычно в другой — и это не делает её хуже.

2. Почему при изучении обычаев других обществ необходимо погружаться в широкий контекст их культуры?

Потому что обычай сам по себе не объясняет всего. Например, чтобы понять, почему в культуре принято определённое поведение, нужно знать их ценности, историю, религию, образ жизни. Без этого можно легко сделать ошибочные выводы или осуждать без понимания.

1. Как вы понимаете, что такое национальное самосознание?

Это осознание человеком своей принадлежности к нации. Оно включает в себя чувство общности, знание языка, истории, традиций, а также уважение к культуре своего народа.

2. Как соотносится этноцентризм и национальное самосознание?

Национальное самосознание — это знание и уважение к своей нации. Этноцентризм — это убеждение, что только твоя культура правильная, а другие хуже. Одно может существовать без другого: можно гордиться своей страной, но уважать другие. Этноцентризм — это уже перекос.

Почему важно не допускать появления межэтнических и межнациональных конфликтов?

Они разрушают общество. Такие конфликты ведут к вражде, насилию, потере доверия, распаду связей между людьми. Мир и взаимное уважение между народами важны для стабильности, развития и безопасности страны.

1. От чего зависит эффективность национальной политики?

От способности государства обеспечить равные права для всех народов, поддерживать диалог между этносами, предотвращать дискриминацию, а также учитывать культурные, языковые и религиозные особенности населения.

2. Как государство может поддерживать этнокультурное разнообразие общества? При помощи каких мер возможно формировать и укреплять российскую гражданскую идентичность?

Государство может поддерживать школы с родным языком обучения, финансировать национальные культурные центры, проводить праздники народов России.
Для укрепления идентичности нужны общие ценности: единый правовой порядок, символы страны, история, гражданская солидарность и уважение к многообразию.

1. На каких принципах основано взаимодействие этносов, населяющих Россию?

На равноправии, взаимном уважении, недопустимости дискриминации, признании культурного многообразия и единства в рамках общего гражданства.

2. Что, на ваш взгляд, является залогом гармонии межэтнических отношений?

Открытый диалог, образование без предвзятости, совместные проекты, уважение культурных различий и строгое соблюдение законов против экстремизма и ксенофобии.

1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

2. Является ли верным утверждение: «Гражданский национализм возводит этническую принадлежность в ранг высшей ценности"? Обоснуйте свой ответ.

Нет, неверно. Гражданский национализм как раз строится не на этничности, а на гражданстве и уважении к законам, правам и обязанностям. Он не выделяет один народ как "главный", а стремится к равенству.

3. На основании данных последних переписей населения изучите динамику роста численности различных этносов в России. Доля каких этносов увеличилась, а каких — сократилась? Как вы думаете, чем это может быть вызвано? Какие факторы могут способствовать различным темпам естественного прироста населения среди этносов?

4. Как вы считаете, существует ли в вашем населённом пункте, регионе напряженность между представителями разных национальностей? В чём это проявляется? Какие меры по минимизации национальной напряжённости вы могли бы предложить, учитывая специфику вашего региона? Какая из предложенных вами мер, на ваш взгляд, является наиболее эффективной? Почему?

Если есть напряжённость, она может проявляться в быту в конфликтах, подозрении, негативных стереотипах. Можно организовать совместные праздники, встречи, культурные проекты, программы в школах. Самое действенное — образование и совместная деятельность, где люди видят друг в друге не «другого», а соседа, коллегу, друга.

5. Существует мнение о необходимости предоставления жителям постсоветского пространства (бывшим жителям СССР) упрощённой процедуры для получения российского гражданства. Как вы считаете, необходима ли эта мера? Почему? Найдите в Интернете аргументы сторонников противоположной точки зрения. В чём они заключаются? Какие контраргументы вы можете им предложить?

1. Как соотносятся между собой национальное самосознание и национализм?

Национальное самосознание — это осознание своей принадлежности к нации. Национализм — это идеология. Они связаны: самосознание — это основа, а национализм — способ, как человек выражает свою принадлежность. Важно, какой это национализм — уважительный или агрессивный.

2. Сравните различные значения термина «национализм». Что В них общего и различного?

В положительном смысле — это любовь к своей стране, стремление её защищать и развивать. В отрицательном — это идея превосходства одной нации над другими. Общее — идея нации. Различие — в отношении к другим: уважение или вражда.






ГДЗ по обществознанию 9 класс учебник Сорвин Параграф 23

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):