menu


ГДЗ по обществознанию 9 класс Сорвин § 24. Типология обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное




К какому типу можно отнести современное российское общество?

Развитие общества может быть выражено через прогресс, который обозначает движение вперёд, улучшение условий жизни, технологий и социальных отношений. Однако иногда возможен регресс — ухудшение ситуации, падение уровня жизни и замедление развития. Прогресс и регресс связаны с развитием общества, которое может двигаться как в сторону улучшения, так и в сторону деградации в зависимости от множества факторов.

1. Составьте логическую цепочку из слов регресс, прогресс, развитие.

Прогресс — это движение вперёд, улучшение чего-либо. Развитие включает как прогресс, так и регресс, то есть это более широкий процесс, который может включать как позитивные, так и негативные изменения. Регресс, в свою очередь, обозначает откат назад, ухудшение ситуации или состояния.

2. На основании каких характеристик можно сделать вывод о степени развитости общества?

Степень развитости общества можно оценить по ряду характеристик, включая уровень образования, состояние здравоохранения, развитие технологий, качество жизни, социальную мобильность, степень социальной справедливости, экономическую стабильность, уровень демократии и прав человека. Также важны культурное развитие, политическая ситуация, доступность информации и инноваций, а также степень социальной интеграции и равенства.

1. Зачем разделять общества на группы?

Разделение обществ на группы позволяет лучше понимать и анализировать различные аспекты социального развития. Это помогает выявить особенности, преимущества и недостатки разных типов обществ, оценить их эволюцию и адаптацию к изменениям в глобальном контексте. Также разделение способствует выявлению социальных проблем, потребностей и путей для улучшения жизни отдельных групп.

2. Какие типологии обществ, сообществ и социальных групп вам известны?

Существует несколько типологий, которые можно использовать для классификации обществ и групп. Одной из самых известных является типология социолога Огюста Конта, который разделял общества на аграрные, индустриальные и постиндустриальные. Также существует деление обществ на традиционные, модернизированные и постмодернистские. Сообщества могут быть разделены по этническому, религиозному, культурному и социальному признакам. Социальные группы классифицируются на основе их размера (малые и большие группы), целей и интересов (профессиональные, религиозные, политические и т.д.), а также по степени их интеграции в общество.

Почему изображённые на картине люди обедают в поле? При помощи каких инструментов они осуществляют уборку зерновых? Какие машины используются для этого сегодня?

1. На основании каких признаков можно сделать вывод о наличии в стране общества аграрного типа?

Аграрное общество характеризуется преобладанием сельского хозяйства как основного способа производства и источника дохода. Для такого типа общества характерны такие признаки, как: низкий уровень урбанизации, зависимость от сельскохозяйственных циклов, преобладание традиционных форм труда, ограниченные возможности для технологических инноваций, а также низкий уровень образования и специализированных профессий.

2. Какие виды и формы культуры характерны для аграрного общества?

Для аграрного общества характерны традиционные формы культуры, в которых важным аспектом является сохранение народных обычаев, религиозных ритуалов, фольклора, ремёсел и других культурных практик, которые передаются из поколения в поколение. Культура такого общества ориентирована на сельское хозяйство, природные циклы и поддержание семейных и общинных связей. Это может быть связано с праздниками, обрядовыми действиями, народными искусствами и ремёслами, а также с аграрными религиозными практиками.

Что изображено на картине? Чем мануфактурное производство отличается от фабричного? Какие морские государства конкурировали за право стать родиной фабричного производства?

1. На основании каких признаков можно сделать вывод о наличии в стране индустриального общества?

Признаки индустриального общества включают массовое производство, механизацию труда, развитие промышленности, рост городов и урбанизацию, повышение роли научных и технологических знаний, а также централизацию экономики. В индустриальном обществе наблюдается увеличение роли рабочего класса, развитие фабрик и заводов, а также переход от аграрного к промышленному типу производства.

2. Что в индустриальном обществе происходит с наукой и образованием?

В индустриальном обществе наука и образование становятся более организованными и специализированными. Развиваются научно-технические революции, увеличивается потребность в образованных кадрах для работы на производстве. Возникает большое количество учебных заведений, а наука начинает тесно сотрудничать с промышленностью и государством для стимулирования инноваций и научных достижений.

Что изображено на картине (эскизе к мозаичному панно)? В каком году первый человек полетел в космос? Можно ли считать данное событие поворотным в истории человечества? Почему?

1. Почему в постиндустриальном обществе понижается роль института религии (происходит секуляризация)?

В постиндустриальном обществе происходит секуляризация, то есть понижается роль института религии. Это связано с переходом от индустриального к информационному обществу, где основное внимание уделяется знаниям, науке, технологиям и индивидуализму. Религия теряет свою влияние на общественные процессы, поскольку люди начинают больше полагаться на рациональные объяснения мира.

2. Какие формы духовная жизнь общества может принимать в постиндустриальном обществе? Приведите примеры.

В постиндустриальном обществе духовная жизнь может принимать различные формы, такие как рост интереса к индивидуальным духовным практикам (медитация, йога), появление новых религиозных движений или философских течений, а также развитие культурных и творческих индустрий. Примеры включают рост популярности нетрадиционных верований и философских школ, внимание к вопросам экологии и духовного самосовершенствования.

1. На основании каких признаков можно сделать вывод о наличии в стране общества информационного типа?

Признаки общества информационного типа включают преобладание знаний и информации как основного ресурса, массовое распространение высоких технологий, развитие сферы информационных услуг, интернет-связи, а также увеличение роли интеллектуального труда. В таком обществе основной акцент делается на инновации, компьютерные технологии и коммуникации, в отличие от предыдущих типов общества, где основным источником богатства были земля или производство.

2. Каким образом изменяется социальная структура постиндустриального общества?

В постиндустриальном обществе социальная структура изменяется за счёт усиления роли новых профессий в сфере информационных технологий, научных исследований, образования и творчества. Примерно третий сектор общества (услуги, информационные технологии, наука) становится важнейшим, а производство товаров и классическая промышленность теряют свою доминирующую роль. Также увеличивается значение знания и образования для социальной мобильности, сокращается роль традиционных рабочих профессий и усиливается влияние специалистов в высокотехнологичных областях.

1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

2. На основании каких критериев общественного прогресса можно сделать вывод о том, что аграрное общество находится на более низкой стадии развития, чем индустриальное?

Общественный прогресс можно оценивать по уровню технологических достижений, качества жизни, социальной мобильности и уровне образования. Индустриальное общество более развито, чем аграрное, потому что оно основано на массовом производстве, механизации труда, научных открытиях и более высоком уровне технологической организации.

3. Является ли верным утверждение: Россия находится в стадии перехода от индустриального общества к информационному? Обоснуйте свой ответ.

Утверждение, что Россия находится в стадии перехода от индустриального общества к информационному, является частично верным. Россия уже имеет высокую степень урбанизации и индустриализации, но процесс перехода в информационное общество замедлен из-за существующих экономических и социальных проблем. 

4. Используя материал учебника, заполните в тетради сводную таблицу по образцу приведённой.

1. Опираясь на знание истории и литературы, найдите три примера, иллюстрирующих тезис о том, что все общества сталкиваются с однотипными проблемами и проходят через одни и те же стадии развития.

В истории Римской империи можно проследить столкновение с кризисами, связанными с социальной несправедливостью, экономическими трудностями, внутренними конфликтами и политической коррупцией, что также характерно для современных обществ, сталкивающихся с такими же проблемами в процессе глобализации и экономических изменений.

Французская революция 1789 года, как и революции XX века, такие как Октябрьская революция в России, были вызваны социальной несправедливостью, бедностью и неравенством. Эти события также связаны с переходом от аграрного общества к индустриальному, что имело сходные последствия в разных странах.

В литературе и истории можно найти аналогии между Великой депрессией 1930-х годов и кризисами в экономике других стран, таких как, например, экономический кризис в Латинской Америке в 1980-х, когда страны испытывали подобные экономические катастрофы, вызвавшие социальные волнения и революции.

2. Изучите историю происхождения термина «третий мир». Сравните значения этого термина, используемые в XX и XXI вв. Что в них общего и различного?

Происхождение термина «третий мир» связано с политическим и экономическим контекстом холодной войны. В XX веке этот термин использовался для обозначения стран, которые не входили в блоки, возглавляемые США и Советским Союзом. Эти страны часто были новыми независимыми государствами, образовавшимися после деколонизации, и характеризовались экономической отсталостью и политической нестабильностью.

В XXI веке значение термина изменилось. Он больше не связан напрямую с холодной войной, а используется для обозначения развивающихся стран, сталкивающихся с проблемами бедности, экономического неравенства и политической нестабильности. Также термин всё чаще включает в себя вопросы устойчивого развития, экологии и доступа к технологиям.

Общее в этих значениях — акцент на экономические и социальные трудности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Различие заключается в контексте использования термина: если в XX веке акцент был на политическую нейтральность стран в условиях глобальной конкуренции, то в XXI веке фокус смещается на их экономическое развитие.

3. В каких художественных произведениях речь идёт об обществах различных типов? Составьте аннотированный указатель таких произведений. Подготовьте краткие сообщения о них.

В художественных произведениях, которые затрагивают темы обществ различных типов, можно выделить несколько произведений, отражающих переходные стадии общества:

"1984" Джорджа Оруэлла — антиутопия, изображающая общество постиндустриального типа, где полная централизация власти и тоталитаризм превращают людей в безликих существ, контролируемых системой.
"Прекрасный новый мир" Олдоса Хаксли — произведение, показывающее гиперразвинутое индустриальное общество, в котором прогресс и технологии приводят к потере индивидуальности и деградации человеческих ценностей.
"Грозовой перевал" Эмили Бронте — пример общества аграрного типа, изображённого в рамках эпохи, когда Земля была главным источником богатства, а в сельской жизни скрыты психологические и социальные проблемы, характерные для традиционных обществ.






ГДЗ по обществознанию 9 класс учебник Сорвин Параграф 24

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):