Вспомните правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Вспомните правила безопасного обращения с кислотами. 1. Получение соляной кислоты Соберите прибор, как показано на рисунке 13 (см. с. 56). В пробирку насыпьте 2—3 г поваренной соли и прилейте концентрированную серную кислоту (2 : 1), чтобы она смочила всю соль. Закройте пробирку' пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с водой так, чтобы он находился на расстоянии примерно 0,5—1,0 см от поверхности воды. Затем осторожно нагревайте смесь в первой пробирке в течение 5—6 мин. Следите, чтобы кислоту не перебросило в пробирку с водой! Напишите уравнения химических реакций, протекающих между кон-центрированной серной кислотой и хлоридом натрия при обычных условиях (образуется гидрокарбонат натрия) и при сильном нагревании. • Чем вызвано появление во второй пробирке тонких струек, опускающихся вниз? • Почему конец газоотводной трубки должен находиться на расстоянии 0,5—1,0 см от поверхности воды? 2. Химические свойства соляной кислоты Полученную при растворении хлороводорода в воде соляную кислоту разлейте поровну' в шесть пробирок. В первую пробирку' опустите лак мусовую бумагу, во вторую пробирку положите кусочек пипка или магниевые стружки, а в третью — кусочек меди. В четвертую пробирку поместите немного оксида меди(П) и нагрейте раствор. В пятую пробирку поместите немного свежеприготовленного гидроксида мсди(П), в шестую немного мела или другого карбоната. • Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами. • Как объяснить образование в четвёртой и пятой пробирках раство ров синего цвета, а в шестой выделение газа? Составьте уравне пия соответствующих реакций. 3. Распознавание соляной кислоты и её солей В одну пробирку налейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую — столько же раствора хлорида натрия, а в третью — раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра(1) или нитрата свинпа(П) Pb(NO4)2. Проверьте, рас творяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте. • Напишите уравнения соответствующих реакций и подумайте, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот; б) хлориды от других солей; в) растворы хлоридов от соляной кислоты. • Почему вместо раствора нитрата серебра(1) можно также использовать раствор нитрата свинца(П)? • Напишите уравнения проведённых реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли. 4. Отчёт о работе оформите в виде таблицы. Что сделали (название опыта, ход работы, рисунок прибора с обозначениями) Что наблюдали (уравнения’ и признаки реакций) Вывод