Если углерод — главный элемент живой природы, то кремний — главный элемент неживой природы. Почему?
Проверьте свои знания
1. Запишите схему строения атома кремния и укажите степени окисления, харак-терные для этого элемента в соединениях. Приведите примеры формул соединений кремния.
2. Охарактеризуйте способы получения, свойства и применение кристаллического кремния. Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.
3. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следую-щие превращения:
S1O2 —> Si —> Са2S1 —* SiH^ —> S1O2 K2S1O3 —> H2S1O3 —> S1O2
4. Почему щёлочи в лаборатории хранят не в стеклянных сосудах, а в полимерных упаковках?
5. Какой объём водорода (н. у.) образуется при взаимодействии 96 г кремния, со-держащего 5 % примесей, с избытком раствора гидроксида натрия? Какое количе-ство вещества гидроксида натрия потребуется для реакции?
6. Охарактеризуйте области применения кремния и его соединений. Перечислите предметы быта, домашнего обихода, при изготовлении которых использованы кремний и кремнийсодержащие вещества.
7. Выполните домашний эксперимент «Силикатный сад».
Реактивы и оборудование: соли — медный купорос, железный купорос (их можно приобрести в магазине товаров для сада и огорода), силикатный клей (1—2 тюбика), несколько баночек из бесцветного стекла (сколько солей возьмёте для опытов, столько нужно и баночек).
Ход работы. Разбавьте клей водой (1 : 1). Налейте раствор в баночки из бесцветного стекла. На донышки предварительно положите несколько крупных кристаллов одной из указанных солей. В течение нескольких дней наблюдайте за происходя-щими изменениями. Напишите отчёт о проделанной работе. Не забудьте про урав-нения реакций!
8. Как вы думаете, почему углерод называют главным элементом живой природы, а кремний — основным элементом неживой природы?