menu


ГДЗ по истории России 9 класс Загладин XX - начало XXI века § 3. Русско-японская война и н с ответами




1 В каких направлениях развивалась внешняя экспансия Российской империи в конце XIX в.?

Центральная Азия — завершение присоединения ханств (Средняя Азия, Туркестан).

Дальний Восток — усиление влияния в Маньчжурии, портов на Тихом океане (Порт-Артур, Дальний), строительство Китайско-Восточной железной дороги.

Северо-Восточное и северо-китайское направление — экономические концессии и сферы влияния в Китае.

Персия и Закавказье — экономическое и политическое давление на север Персии; закрепление позиций в Закавказье.

Балканы — политическое влияние как «защитника православных славян» (дипломатическое и идеологическое, не колониальное).

2 В чём состояли цели зубатовских организаций?

Зубатовские организации (инициатива полицейского чиновника С. Зубатова) ставили такие задачи:

отвести рабочее недовольство от революционных партий, направить его в лояльные профсоюзные и взаимопомощные структуры;

давать рабочим социальную помощь (кредиты, пособия) под контролем полиции;

снижать число забастовок и политической агитации за счёт легальной, «контролируемой» организации рабочих.
Иными словами — купировать революцию политикой «социального урегулирования» через подконтрольные союзы.

1 Почему обострилось соперничество крупнейших мировых держав на Дальнем Востоке? В чём состояли основные причины русско-японской войны?

Причины обострения соперничества: рост интересов к Восточной Азии после распада китайской власти; конкурентные экономические и стратегические интересы (порты, железные дороги, рынки); усиление Японии после реформ Мэйдзи; стремление великих держав (Россия, Япония, Британия и др.) закрепить сферы влияния.

Причины русско-японской войны: конфликт за контроль над Кореей и Маньчжурией; спор о порт-Артуре и правах на железную дорогу; провал дипломатии и нежелание России признать японские интересы в Корее; японское стремление не допустить дальнейшей русской экспансии и обеспечить себе безопасность и ресурсы.

2 Кратко рассмотрите ход военных действий. Почему Россия потерпела поражение в войне? Какие условия мира она вынуждена была принять? Почему?

1904 — начало войны. Япония нанесла первый удар по русскому флоту в Порт-Артуре и добилась серии побед.

Весна–осень 1904 — осада Порт-Артура (падение в янв. 1905). Наземные бои на Маньчжурской сцене (Ляоян, Мукден).

Май 1905 — решающая морская битва у Цусимы: японский флот уничтожил Балтийскую эскадру.
Причины поражения России:

слабая организация и командование; длинные и уязвимые линии снабжения; технологическая и оперативная отсталость в ряде родов войск; низкая боеспособность Балтийской эскадры после длительного перехода; внутренняя нестабильность и экономический кризис; недооценка Японии.
Условия мира (Портсмут, 1905):

Россия уступила южную часть Сахалина Японии; передала Японии права на Порт-Артур и льготную эксплуатацию Южно-Маньчжурской железной дороги (аренда/передача прав); Россия вывела войска из Маньчжурии и признала японские «первостепенные интересы» в Корее. При этом крупной контрибуции Россия не платила.
Почему приняла такие условия: военные поражения, угрозы дальнейших поражений, внутренние беспорядки и экономическая усталость заставили правительство согласиться на мир, чтобы избежать катастрофы.

3 Опираясь на текст предыдущих параграфов, вспомните и расскажите о противоречиях, существовавших в российском обществе в начале XX в. Какие из них стали причиной первой русской революции? Что послужило поводом для её начала?

Главные противоречия:

аграрный (крестьяне бесправны, малоземелье, пережитки феодализма);

рабочий (рост фабричного пролетариата, тяжёлые условия труда, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий);

политический (отсутствие гражданских прав и политического представительства, самодержавие);

национальный (притеснение национальных меньшинств);

идеологический (распространение социалистических и радикальных идей).
Какие стали причиной 1905 г.: сочетание всех перечисленных, но особенно — сочетание социально-экономической напряжённости (рабочие и крестьяне) и политического гнёта (отсутствие каналов для мирного исправления).
Повод: «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. — расстрел мирной демонстрации рабочих с петицией к царю, что вызвало волну забастовок, восстаний и создание советов (советов рабочих депутатов).

4 Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 г.? Как он повлиял на положение в российском обществе?

Манифест провозгласил основные гражданские свободы: свободу совести, слова, собраний и союзов; обещал созыв законодательного представительного органа (Государственной Думы).

Манифест снизил остроту революции. Он дал правовую базу для легальной политической жизни: создание партий, печати, профсоюзов.

На практике власть осталась сильной: Николай II сохранил право роспуска Думы и вето. Политические свободы реализовывались ограниченно и непоследовательно.

В результате: временная стабилизация, но сохранение нерешённых экономических и социальных проблем. Манифест стал первым шагом к ограниченной конституционной форме власти, но не устранил коренных противоречий.

Какие права были дарованы подданным Российской империи Манифестом 17 октября 1905 г.?

Гарантии личной неприкосновенности — защита от произвольного ареста и телесных наказаний.

Свобода совести — право на вероисповедание.

Свобода слова и печати — расширение прав для прессы и публичной критики власти.

Свобода собраний и союзов — право на мирные собрания, создание общественных организаций и профсоюзов.

Создание представительного законодательного органа — Государственной Думы; провозглашён принцип, что законы не должны приниматься без участия представительного учреждения (Думы).

Объявление о политической амнистии и некотором смягчении репрессий (практическая реализация — частичная).

Провозглашение равенства всех сословий перед законом и расширение политических прав подданных (в будущем — через уточнённые избирательные законы).






ГДЗ по истории России 9 класс Загладин XX - начало XXI века параграф 3

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):