Чем характеризовалось правление императора Александра III, вступившего на престол после гибели «царя-освободителя» Александра II? Какие пути дальнейшего развития пореформенной России обсуждались в обществе?
Правление императора Александра III, пришедшего к власти после смерти «царя-освободителя» Александра II, характеризовалось переходом от реформ к консерватизму. Политика режима была направлена на поддержание стабильности и укрепление автократического государства и включала такие меры, как цензура и подавление инакомыслия. В обществе велись дебаты о будущем направлении страны, причем одни выступали за продолжение реформ, а другие выступали за возврат к традиционным ценностям и строгому государственному контролю.
1. Охарактеризуйте общественную ситуацию в России на рубеже 1870–1880-х гг. Почему историки определяют её как кризисную?
Социальное положение в России в конце 1870-х — начале 1880-х годов характеризовалось как кризисное. В стране происходили быстрые экономические и социальные изменения, и многие люди изо всех сил старались не отставать от них. В этот период наблюдался рост политической активности и социальных движений, а также рост экономического неравенства и широко распространенная бедность. Напряженность и конфликты этого времени создали ощущение нестабильности и непредсказуемости, что заставило многих рассматривать его как кризисный период в истории России.
2. В чём заключались альтернативы внутриполитического развития страны в 1880-е гг.? Какой выбор сделал Александр III? В чём это выразилось?
В 1880-е годы существовал ряд альтернатив политического развития страны. Одни выступали за реформы, призванные модернизировать Россию и сделать ее более демократичной, другие выступали за дальнейшее укрепление самодержавной власти. Александр III выбрал последний путь, предполагавший подавление инакомыслия и ужесточение контроля над обществом. Это нашло отражение в такой политике, как усиление цензуры, ограничения политической активности и укрепление традиционных социальных иерархий.
3. Дайте оценку изменениям в системе образования, цензурной политике в годы царствования Александра III.
Изменения в системе образования и политике цензуры в конце 19 века были значительными. Система образования стала более централизованной и контролируемой, с большим упором на воспитание патриотизма и лояльности к государству. Политика цензуры также была усилена с более строгим контролем над тем, что можно публиковать или говорить публично. Это было частью более широких усилий по поддержанию стабильности и контроля над обществом, но также ограничивало интеллектуальную и культурную свободу.
4. Составьте схему, представляющую организацию земского и городского управления в пореформенной России (используйте информацию § 17). Какой характер носили изменения в этой сфере, осуществлённые в 1880-е гг.?
5. Охарактеризуйте задачи и результаты экономической политики, проводившейся в России в 1880–1890-е гг.
Цели и результаты экономической политики, проводившейся в России в 1880-х и 1890-х годах, были неоднозначными. С одной стороны, предпринимались усилия по модернизации и индустриализации страны, что привело к росту в определенных секторах и расширению сети железных дорог. С другой стороны, в этот период также наблюдалось усиление экономического неравенства и концентрация богатства в руках немногих. Кроме того, многие люди продолжали жить в нищете, а сельские районы оставались в значительной степени слаборазвитыми.
6*. Как вы объясните сущность крестьянского вопроса в России в конце XIX в.? Дайте оценку возможностей развития крестьянских хозяйств.
Суть крестьянского вопроса в России конца XIX века заключалась в том, как справиться с бедственными условиями жизни и бесправием сельского населения. В то время большинство крестьян жили в бедности и сталкивались со значительными ограничениями свободы и передвижения. Были дебаты о том, как решить эту проблему, при этом одни выступали за реформы для улучшения жизни крестьян, а другие выступали против любых изменений в существующей системе. Возможности развития крестьянских хозяйств ограничивались отсутствием у них ресурсов и доступа к рынкам, а также ограничениями, налагаемыми государством.