Можно ли утверждать, что при Александре III Россия встала на путь модернизации с учётом национальных особенностей и самобытности?
Как изменилась направленность внутренней политики после смены императора?
1. Какие черты характера отмечали современники у Александра III? Как они могли помочь новому императору в управлении страной?
2. Перечислите основные положения Манифеста «О незыблемости самодержавия». Можно ли утверждать, что он является продолжением политики, проводимой Александром II?
1. Почему Александр III считал, что самодержавие необходимо для безопасности и процветания России?
2. Какими Александр III видел отношения между народом и монархом?
3. Каким образом Александр III способствовал сохранению и развитию русских национальных культурно-исторических традиций?
Дайте определения понятий «консервативная стабилизация», «консервативное реформаторство».
1. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?
2. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?
1. Какой социальный слой рассматривался Александром III как опора самодержавия?
Как вы думаете, почему?
2. Какие меры поддержки представителей этого слоя предпринимались правительством? Были ли они, с вашей точки зрения, эффективными?
1. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты Александра III в этих сферах.
2. О чём говорилось в циркуляре о «кухаркиных детях»? Какую цель он преследовал?
1. Сформулируйте не менее трёх отличий политики Александра III от политики его отца. Чем были вызваны эти отличия?
2. Перечислите основные мероприятия правительства, которые подходят под определение «контрреформы». Ответ оформите в тетради в виде схемы.
3. Подумайте, почему при Александре III правительство начало вмешиваться в отношения между рабочими и предпринимателями.
4. Что из перечисленного стало одной из причин контрреформ Александра III: деятельность кружка Буташевича-Петрашевского; введение состязательного суда; временнообязанное положение крестьян; убийство Александра II?
Объясните, как выбранное вами положение связано с политикой контрреформ.
5. Русский поэт А. Блок написал такие строки о К. Победоносцеве:
В те годы дальние, глухие.
И не было ни дня, ни ночи,
В сердцах царили сон и мгла:
А только – тень огромных крыл;
Победоносцев над Россией
Он дивным кругом очертил
Простёр совиные крыла,
Россию, заглянув ей в очи.
Согласны ли вы с такой оценкой деятельности К. Победоносцева? Свой ответ аргументируйте.
6. Сформулируйте собственное отношение к внутренней политике Александра III. Используя знание исторических фактов, аргументируйте свою точку зрения.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности: 1) издание Манифеста «О незыблемости самодержавия»;
2) издание «Положения о земских участковых начальниках»; 3) издание циркуляра о кухаркиных детях»; 4) ликвидация автономии университетов.
1. Кто автор данного документа?
2. Под каким названием данный документ вошёл в историю? Докажите это цитатами из текста.
3. Какие заслуги предыдущего правителя перечисляет автор документа? Назовите имя правителя, чьи заслуги перечислены в документе.
Раскройте смысл понятия «земские начальники». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.