Почему демократизация в XIX в. добилась таких успехов?
Потому что шла постоянная борьба за равные избирательные права, давление общества на власть усиливалось, а политическая жизнь требовала вовлечения всё большего числа людей. В итоге к началу XX века большинство европейских стран и США ввели всеобщее избирательное право или приблизились к нему.
Выясните, кто изображён на этой марке и какому событию она посвящена.
На этой марке изображены участницы суфражистского движения на острове Мэн, и она посвящена первой возможности голосовать женщинам — и именно в 1881 г., когда были расширены избирательные права.
В чём С. Энтони видит значение велосипедов для женщин?
Она считала, что велосипед дал женщинам чувство свободы, уверенности и независимости, стал символом их эмансипации.
В каких странах было всеобщее избирательное право?
В США (1830-е, кроме негров и индейцев), во Франции и Швейцарии (1848), в Германии (1871), в Финляндии (1906), Норвегии (1913), а также к 1914 году в Италии, Швеции, Испании и западной части Австро-Венгрии.
Какие функции выполнял парламент?
Парламент принимал законы, утверждал бюджет и контролировал деятельность правительства.
Как изменились задачи государства?
Оно перестало действовать только репрессивными методами и стало заниматься вопросами здравоохранения, образования, семейного законодательства, а также проводить социальные реформы и защищать интересы рабочих.
Какие цели преследовал Бисмарк, проводя социальные реформы?
Он стремился привлечь рабочих на сторону государства, показать, что оно заботится об их благе, и тем самым ослабить революционные настроения.
Какие изменения происходили с партиями?
Они стали массовыми, начали активно вести агитацию, опираться на широкий круг избирателей. Появились социал-демократические, религиозные и национальные партии.
Что повлияло на положение либерализма и консерватизма?
Либерализм ослаб, потому что многие его идеи уже были реализованы, а к новым условиям он не смог быстро приспособиться. Консерваторы же приняли существование конституций и парламентов и смогли найти поддержку у сельского населения и массовых организаций.
Что было характерно для разных типов рабочих движений?
Англосаксонский тип (Англия, США) опирался на реформы и профсоюзы, отвергал революцию. Романский тип (Франция, Испания, Италия) был связан с анархо-синдикализмом и тактикой прямого действия — стачками и саботажем. Германский тип (Германия, Нидерланды, Скандинавия) придерживался марксизма, опирался на массовые социал-демократические партии и профсоюзы.
1. Какие проявления демократизации во второй половине XIX в. вы можете назвать.
Расширение избирательного права, постепенное включение рабочих и женщин в политическую жизнь, ограничение полномочий монархов, усиление роли парламентов, развитие партий и профсоюзов.
2. Перечислите формы правления, существовавшие в XIX — начале XX в. Какие из них вы считаете наиболее демократическими и почему?
Существовали абсолютная монархия, конституционная монархия и республика. Наиболее демократическими были республики и конституционные монархии, потому что в них действовали парламенты, выборы и права граждан.
3. В чём заключалась роль парламентов в политической жизни? Почему люди боролись за расширение избирательного права?
Парламенты принимали законы, утверждали бюджет, контролировали деятельность правительства. Люди боролись за расширение избирательного права, чтобы участвовать в управлении государством, защищать свои интересы и влиять на решения власти.
4. Каким образом видоизменились задачи государства в XIX в.?
Оно стало заниматься социальной сферой: образованием, здравоохранением, жилищной политикой. Появились законы о труде и страховании, государство стало выполнять функции защиты прав и интересов рабочих.
5. Используя дополнительные источники информации (в том числе Интернет), подготовьте сообщение о суфражистском движении в Англии на рубеже XIX—XX вв. Какие типы источников вы использовали?
В Англии женское движение за права получило название суфражизм. Его возглавила Эммерлин Панкхёрст и её организация «Женский социально-политический союз». Суфражистки устраивали митинги, демонстрации, пикеты, иногда применяли радикальные методы — портили имущество, приковывали себя к заборам. Многие подвергались арестам и голодовкам. Борьба привела к тому, что в 1918 году женщины старше 30 лет получили право голоса, а в 1928 году избирательные права уравнялись с мужскими.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) введение всеобщего избирательного права в Германии; 2) отмена права абсолютного вето палаты лордов в Англии; 3) создание II Интернационала; 4) введение всеобщего избирательного права во Франции.
введение всеобщего избирательного права во Франции — 1848
введение всеобщего избирательного права в Германии — 1871
создание II Интернационала — 1889
отмена права абсолютного вето палаты лордов в Англии — 1911
Против какого органа выступает Ллойд Джордж? Какие аргументы он приводит?
Ллойд Джордж выступает против палаты лордов. Он говорит, что этот орган не имеет ни подготовки, ни знаний, ни опыта для управления страной. Лорды получили власть только по праву рождения, а значит, не заслужили её своими способностями. По его словам, великий народ не должен находиться под опекой тех, кто не имеет настоящей квалификации.
Раскройте смысл понятия «социальный реформизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Социальный реформизм — это политика постепенных изменений, направленных на улучшение жизни людей через реформы, а не революцию. Она включает введение законов о защите труда, пенсиях, медицинском страховании и помощи бедным.
Исторический факт. В 1880–1890-е годы канцлер Германии Отто фон Бисмарк провёл социальные реформы: ввёл систему обязательного медицинского страхования рабочих, страхование от несчастных случаев и пенсионное обеспечение.