menu


ГДЗ по истории 9 класс Лазукова § 14. Национальная политика государства в первой половине XIX в




Территория и народы Российской империи в XVIII — первой половине XIX в.

Определите, в чём состояли различия в системе управления различными народами, входившими в состав Российской империи, и объясните, чем они были вызваны.

Различия зависели от степени интеграции региона, уровня развития местных институтов и политической обстановки.

Русские земли управлялись напрямую через губернии.
Казачьи территории сохраняли часть самоуправления.
Народы Поволжья, Урала, Сибири и Кавказа часто подчинялись через военных губернаторов.
В недавно присоединённых районах (например, Польша, Финляндия, Бессарабия) сохранялись местные законы и автономия — чтобы избежать восстаний и сохранить лояльность населения.

Как складывалась судьба польской государственности в XVIII — первой половине XIX в.? Какие события привели к разделам Польши?

Польша ослабла из-за внутренних конфликтов, вмешательства иностранных держав и слабой королевской власти.
В результате этого в 1772, 1793 и 1795 годах произошли три раздела Польши, в которых участвовали Россия, Пруссия и Австрия.

После третьего раздела Польша перестала существовать как самостоятельное государство.
В 1815 году, по решению Венского конгресса, была создана Царство Польское в составе Российской империи, формально автономное, но под контролем российского императора.

Когда и каким образом земли Украины и Белоруссии вошли в состав Российской империи?

Белорусские земли и восточная часть Украины входили в Великое княжество Литовское и Речь Посполитую. После разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 годах они отошли к России.

Левобережная Украина перешла под контроль России после Андрусовского перемирия 1667 года.
Правобережная Украина — после второго и третьего раздела Польши.
Таким образом, в конце XVIII века вся территория современной Украины и Белоруссии оказалась в составе Российской империи.

Проследите по карте, как происходило присоединение территории Кавказа к Российской империи.

Процесс шёл постепенно:

Конец XVIII века — присоединение Восточной Грузии (Картли и Кахетия, 1801).
Начало XIX века — Россия укрепляется в Армении, Азербайджане и Северном Кавказе.
Происходят Русско-иранские и Русско-турецкие войны, по итогам которых империя получает Закавказье (Гюлистанский мир 1813, Туркманчайский мир 1828).
Северный Кавказ присоединяли дольше — через Кавказскую войну (1817–1864), где особенно активно сопротивлялись чеченцы и народы Дагестана.

1. От каких факторов зависело положение различных народов в составе Российской империи?

Положение зависело от политической ситуации при присоединении, географического положения, уровня развития местной власти и религии.
Если народ добровольно вошёл в состав империи или имел сильные элиты, он мог сохранить автономию. Если территория была завоёвана, вводилось прямое управление.
Также учитывали стратегическое значение региона и степень готовности населения к интеграции в российскую правовую систему.

2. Приведите примеры различий в правовом статусе, видах административного обособления и вероисповедании у народов Российской империи.

Правовой статус: Польша после 1815 года получила формальную автономию — Царство Польское со своей конституцией и армией.
Финляндия сохраняла свои законы и даже валюту.

Административное обособление: Казачьи войска (например, Донское) имели самоуправление и военные привилегии.
Сибирь и Кавказ управлялись через военных губернаторов и генерал-губернаторства.

Вероисповедание: Русская православная церковь была доминирующей.
При этом мусульманам Поволжья и Кавказа разрешалось соблюдать шариатские нормы в семейном и наследственном праве.

3. Сравните в учебнике и словарях трактовки понятий: империя, сейм, автономия, шариат. Какими определениями вы предпочтёте пользоваться?

Империя — это государство, включающее разные народы и территории, часто управляемое из центра и во главе с монархом.
Сейм — законодательный орган в Польше. В составе Царства Польского — парламент, ограниченный в правах после восстаний.
Автономия — право на внутреннее самоуправление при сохранении общей принадлежности к государству.
Шариат — совокупность религиозных норм ислама, регулирующих как общественные, так и частные отношения.

Основываясь на картах и тексте учебника, продолжите составление таблицы «Территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в.». Сосчитайте, каков был средний временной интервал между территориальными приобретениями Российской империи в первой половине XIX столетия. Объясните этот факт.

— 1801: Восточная Грузия
— 1813: Дагестан и часть Азербайджана (по Гюлистанскому миру)
— 1828: Восточная Армения (Туркманчайский мир)
— 1829: часть Черноморского побережья Кавказа
— 1830–1840-е: расширение в Северном Кавказе
— 1846: присоединение Западной Грузии (Мингрелия, Гурия)
— 1859–1864: завершение Кавказской войны

Средний временной интервал — примерно 5–7 лет между крупными приобретениями.
Это объясняется активной внешней политикой империи, серией войн (с Персией, Турцией), а также стремлением усилить позиции на южных и восточных границах.

1. Почему именно землям Польши и Финляндии были даны права автономий в составе Российской империи?

Эти земли имели развитую государственность до присоединения. У Польши был свой сейм, армия и конституция. Финляндия входила в состав Швеции и имела свои законы. Чтобы сохранить порядок и избежать протестов, империя пошла на уступки: дала автономию, сохранила местные институты власти и правовые нормы.

2. Почему одни народы Кавказа стремились принять российское подданство, а другие оказывали вооружённое сопротивление попыткам присоединить их территории к империи?

Некоторые народы искали защиты от набегов или давления со стороны Персии и Османской империи. Они считали подданство России способом сохранить свою культуру и безопасность.
Другие — особенно горцы Северного Кавказа — опасались потери независимости, вмешательства в религиозные дела и не доверяли централизованной власти. Поэтому они начали сопротивление, которое переросло в Кавказскую войну.

1. Обсудите по группам оценку, данную П.Я. Чаадаевым национальной политике страны в первой половине XIX в.: «Россия шествует только в направлении своего собственного порабощения и порабощения всех соседних народов». Выразите своё понимание и аргументированное отношение к высказыванию философа: согласны с ним, не согласны, отчасти согласны, а частично — нет.

Можно частично согласиться. С одной стороны, имперская политика действительно была направлена на расширение территории и подчинение других народов. Например, Кавказская война длилась десятилетиями и сопровождалась насильственным подавлением сопротивления.

С другой — в некоторых случаях империя старалась сохранить местные особенности, не навязывала сразу язык или религию, а давала автономию. Поэтому сказать, что всё было только ради порабощения, нельзя.

Такое высказывание Чаадаева — это критика авторитаризма, но в нём есть преувеличение. Он больше говорил о духовном состоянии России, чем о конкретной политике.

2. Виктор Гюго писал: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом». Организуйте выставку «Духовные традиции народов России первой половины XIX в.: то, о чём мы почти ничего не знаем». Каждая группа представляет культурное наследие одного из малочисленных народов (народностей) Российской империи. Сделать это необходимо таким образом, чтобы показать его значимость для взаимопонимания и взаимного культурного обмена народов нашей страны как в прошлом, так и в наши дни. К выставке можно подготовить презентацию об истории вхождения этого народа в состав Российской империи, сделать своими руками образцы предметов декоративно-прикладного искусства (рукоделие, ремесленные изделия и т. д.), приготовить блюда национальной кухни, исполнить песни, танцы, прочитать стихи. Напишите сочинение «Тема гуманизма в отношениях между народами (по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого о Кавказе)».






ГДЗ по истории 9 класс учебник Лазукова Параграф 14

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):