29. Природные чрезвычайные ситуации
Страница 208-231
Что мы знаем об опасностях, исходящих от природной среды? Чем опасные ситуации отличаются от чрезвычайных? Опасности, исходящие от природной среды, включают различные явления и события, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. К ним относятся:
Землетрясения: Это естественные колебания земной поверхности, вызванные движением тектонических плит. Они могут привести к разрушению зданий, инфраструктуры и городских систем, а также вызвать цунами.
Сели, оползни, обвалы: Эти явления связаны с перемещением грунта, скал или снега вниз по склону, что может привести к разрушению домов, дорог, лесных массивов и т.д.
Снежные лавины: Это быстрое движение огромного объема снега вниз по склону, что может нанести ущерб жизни и инфраструктуре.
Чрезвычайные ситуации - это экстренные события, требующие масштабных мер по спасению людей, предотвращению или минимизации ущерба. Они могут возникнуть из-за природных катастроф, техногенных аварий, эпидемий и т.д.
Чрезвычайные ситуации и опасные события различаются тем, что опасные события могут не всегда привести к чрезвычайной ситуации, если меры предосторожности и подготовки предприняты заранее.
Проанализируйте схему. Приведите примеры различных чрезвычайных ситуаций.
Подготовьте небольшое сообщение о каком-либо опасном природном явлении. Оцените сообщения одноклассников.
Подготовьте сообщение и презентацию на тему «Человеческий фактор — причина природных чрезвычайных ситуаций».
Рассмотрите фотографии и предложите классификацию природных чрезвычайных ситуаций.
Что такое землетрясение?
Землетрясение - это природное явление, при котором происходит скачкообразное освобождение накопившейся тектонической энергии в земной коре, что вызывает колебания и дрожание земной поверхности.
Составьте краткую инструкцию для младшего школьника, который оказался в начале землетрясения без взрослых. Оцените инструкции одноклассников.
1. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте сообщение и презентацию на тему «Признаки приближающегося землетрясения» или «Самые разрушительные землетрясения ХХ—XXI веков».
2. Составьте план доклада на тему «Землетрясение: правила поведения».
Что такое сели, оползни, обвалы? Сверьте свои суждения с текстом на с. 216—217.Рассмотрите фотографии на с. 217. Составьте характеристику этих природных явлений.
Сели - это массовое движение грунта, камней и древесных растений с горных склонов под воздействием сил тяжести и внешних факторов, таких как дожди, снеготаяние или землетрясения.
Оползни - это форма сели, когда масса грунта и пород перемещается по склону вниз под воздействием гравитации, часто под действием воды.
Обвалы - это обрушение частей горных пород, скал, земли или других материалов в результате разрушения или ослабления их структуры.
Используя свои знания, дополнительную литературу и Интернет, подготовьте памятку «Правила поведения при угрозе схода селей, оползней, обвалов». Обсудите свои идеи с классом.
Что такое снежная лавина? Сверьте свои суждения с текстом. Оцените, правильно ли вы ориентируетесь в понятии.
Снежная лавина - это быстрое движение снега, льда и грунта с горных склонов под воздействием сил тяжести, ветра или других внешних факторов.
Прочитайте текст на с. 220—222. Подготовьте план сообщения на тему «Характеристика ураганов и других опасных природных явлений и правила защиты от них».
Прочитайте текст. Подготовьте план сообщения на тему «Опасное природное явление — цунами».
Используя изученный материал и дополнительную литературу, подготовьте текст для рубрики «Медицинская страничка» на тему «Первая помощь утопающему».
Какие правила нужно соблюдать в лесу, чтобы по вашей вине не возник пожар?
Правила соблюдения в лесу, чтобы предотвратить пожары:
Не разводить костры в неустановленных местах. Тщательно тушить костер после использования. Не выбрасывать горящие сигареты и спички на землю. Не бросать стеклянные предметы или мусор, который может служить линзой, усиливающей солнечный свет и вызывающей возгорание.
Рассмотрите репродукцию картины А. К. Денисова-Уральского «Лесной пожар». Какие чувства вызывает изображённое событие? Каковы могут быть причины возникновения лесного пожара?
Рассмотрите рисунки, проанализируйте знаки, прочитайте подписи. Расскажите, какие действия в лесу запрещены.
Подготовьте памятку «Поведение при обнаружении очага пожара».
Подумайте, почему нельзя бросать на солнцепёке осколки стекла и стеклянные бутылки.
Выбрасывание осколков стекла и стеклянных бутылок на солнцепёк может привести к тому, что они будут действовать как линзы, сосредотачивая солнечные лучи в одну точку и вызывая нагревание и возгорание вещей рядом, что может привести к пожару.
Подготовьте два-три вопроса по изученной теме и задайте их одноклассникам. Оцените их ответы и степень сложности своих вопросов.