30. Техногенные чрезвычайные ситуации Страница 232-240 Дайте характеристику чрезвычайных ситуаций природного характера. Что такое чрезвычайные ситуации техногенного характера? Приведём примеры техногенных чрезвычайных ситуаций. Сверим свои суждения с текстом на с. 232—237. Проанализируем причины возникновения техногенных катастроф. Составим схему «Виды техногенных катастроф и их причины». Используя имеющиеся знания, а также справочную литературу, группа готовит сообщение о правилах поведения в экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, распространение угарного газа и др.). Составьте план действий для своей семьи на случай какой-либо коммунальной аварии. Читая текст на с. 238—240, выделите информацию, которую необходимо поместить в рубрику «Медицинская страничка». Выясните, какие крупные гидродинамические объекты (гидроузлы, плотины) располагаются вблизи вашего населённого пункта. Попадает ли ваша местность в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления? Какие возвышенности есть вблизи и каковы кратчайшие пути к ним? Подготовьте по изученному разделу три-четыре вопроса и задайте их одноклассникам. Оцените их ответы и степень сложности своих вопросов. 31. Экстремизм и терроризм Страница 242-258 Как мы понимаем такое социальное явление, как экстремизм? К чему оно приводит? Почему каждый человек должен представлять опасности, связанные с экстремизмом? Сверим свои суждения с текстом на с. 242—244. Подготовьте сообщение и презентацию на тему «Экстремистское движение „Куклуксклан“». Что такое терроризм? Чем опасно это социальное явление? Каковы причины возникновения терроризма? Почему нельзя уступать требованиям террористов? Что делает государство для борьбы с терроризмом? Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте доклад о крупнейших террористических актах в России и за рубежом. Какие цели ставили перед собой террористы? Сумели ли они добиться их осуществления? Какой резонанс породили в обществе их акции? Расскажите, как действовать в случае, если вас взяли в заложники. Какие правила должен выполнять заложник во время спецоперации по освобождению? Какие приметы могут помочь следствию в поимке террористов? Вспомните и расскажите о наиболее громких терактах в России, связанных с захватом заложников. Проанализируем текст. Почему взрывы в жилых домах относят к самым опасным и бесчеловечным преступлениям? 1. Объясните, чем опасны взрывы в жилых домах, в местах массового скопления людей. 2. Расскажите, как вы будете действовать, если окажетесь в охваченной паникой толпе. 32. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму Страница 259-264 Какие опасные проявления социальных конфликтов нам известны? Почему важно противостоять опасным социальным ситуациям? Что такое Уголовный кодекс Российской Федерации? Какие статьи предусматривают уголовную ответственность за создание угрозы населению и материальный ущерб? Читая текст на с. 259—262, обратите внимание, с какого возраста наступает ответственность за правонарушения. Охарактеризуйте государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом. Предположим, в Интернете опубликован призыв к ограничению в правах, к изгнанию людей или к физической расправе над людьми иной национальности, исповедующими другую религию. Можно ли рассматривать эту информацию как проявление экстремизма, а человека, её опубликовавшего, считать экстремистом? Охарактеризуйте меры по противодействию терроризму. 33. Национальная безопасность России Страница 265-267 Что такое национальная безопасность государства? Раскроем значение этого понятия, используя подсказку. Какие составляющие национальной безопасности нам известны? Как государство обеспечивает национальную безопасность? Сверим свои суждения с текстом на с. 265—267