1*. Прочитайте всю повесть самостоятельно. В чём проявляются разные этапы взросления героя и как они переданы в произведении: переходный возраст (главы ХI—ХVI), отрочество (глава ХIХ)?
В «Детстве» Толстого по-разному выражены разные этапы взросления главного героя — переходный возраст показан в главах XI—XVI, а отрочество — в главе XIX. Переход к подростковому возрасту характеризуется растущим осознанием собственной идентичности и места в мире, а также стремлением освободиться от ограничений, наложенных на него семьей.
2. Как вы думаете, какие качества, свойственные Николеньке, были присущи и самому Л.Н. Толстому?
Николенька обладает рядом качеств, которые могли быть присущи и самому Толстому, такими как чувствительность, любознательность и сильная эмоциональная натура. Как и Николенька, Толстой также имел сильную привязанность к природе и глубокую любовь к литературе.
3. Внимательно перечитайте главу «Новый взгляд». Где её кульминационная точка? Что и почему поразило Николеньку в словах Катеньки?
Кульминация главы «Новый взгляд» наступает, когда Катенька рассказывает Николеньке о смерти своего брата и о том, как она заставила ее осознать бренность жизни. Это осознание шокирует Николеньку, который до этого момента считал смерть далеким и абстрактным понятием.
4. Как передано на страницах повести состояние влюблённости героя? Найдите характерные эпизоды, фразы, сочетания слов.
Состояние влюбленности главного героя передается через ряд красноречивых эпизодов и фраз в тексте, таких как его пристальный интерес к внешности Катеньки и его мысли о ней спустя долгое время после того, как их встречи закончились.
5. Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?
Николенька отличает от сверстников воображением, чувствительность и глубоким пониманием мира природы. Он также более интроспективен и самосознателен, чем многие его современники.
6. В чём отличие главы «Отрочество» от предыдущих глав повести?
Глава «Отрочество» характеризуется более сложным и зрелым стилем повествования, чем предыдущие главы. Это отражает растущую зрелость главного героя и его растущее осознание окружающего мира.
7. Проявляются ли в Володе и в отце черты барства (глава ХХ)?
И Володя, и отец Николеньки демонстрируют дворянские черты, но они компенсируются определенной степенью высокомерия и властности. Толстой, кажется, предполагает, что эти черты в конечном счете вредны и контрпродуктивны.
8. Каково отношение автора к простому народу? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Отношение Толстого к простому народу вызывает глубокое уважение и восхищение. Об этом свидетельствуют его многочисленные описания их простого, честного образа жизни, а также его изображение их как обладающих своего рода мудростью, которой не хватает в более привилегированных классах.
9. Для чего Толстой, с вашей точки зрения, использует приём контраста (глава «Бабушка»)?
Прием контраста использован в главе «Бабушка», чтобы подчеркнуть резкое отличие сельского дома Николеньки от роскошной городской резиденции его аристократических родственников. Этот контраст подчеркивает чувство отчуждения и неустроенности главного героя, который изо всех сил пытается найти свое место в мире.
10. Прочитайте наиболее интересные, с вашей точки зрения, бытовые картины в повести. Какова их роль в тексте?
Некоторые из самых увлекательных бытовых картин в «Детстве» связаны с общением главного героя со своей семьей, особенно с бабушкой и сестрой. Эти сцены служат для очеловечивания персонажей и делают их более близкими читателю.
11. Какова художественная роль сцен природы?
Мир природы играет важную роль в «Детстве», служа мощным символом как собственной внутренней жизни главного героя, так и более крупных сил, формирующих его судьбу. Сцены природы часто используются, чтобы подчеркнуть эмоциональное и психологическое состояние персонажей, а также выделить темы роста и трансформации, которые проходят через повествование.