Вопросы и задания
1*. По данному образцу напишите историко-литературный комментарий к думе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».
Дума «Смерть Ермака» Кондратия Рылеева посвящена одному из значимых эпизодов русской истории — гибели Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири. Рылеев изображает Ермака как символ национального героя, который не только расширил границы России, но и пожертвовал своей жизнью ради будущего государства. Дума передаёт атмосферу трагической смерти героя, что подчёркивает мотив жертвенности во имя Родины. В этом произведении автор также поднимает философские вопросы о смысле жизни и важности самопожертвования во имя великих целей. Ермак выступает как воплощение доблести, несмотря на его неоднозначную личность.
2. Какими образно-выразительными средствами пользуется Рылеев, рисуя фигуру Ермака? Что подчёркивается, особо оттеняется в его облике и характере?
Рылеев использует яркие эпитеты и метафоры, чтобы усилить образ Ермака. Эпитеты, такие как «громозвучная слава» и «любопытный взгляд», подчёркивают его значимость и величие. Метафоры, такие как «страстию дыша» и «объятый думой», передают внутреннюю силу и стремление героя к великим целям. Олицетворения, как в строке «с сожалением глядел», усиливают трагический характер событий, показывая, что даже природа оплакивает героя. Все эти приёмы акцентируют на мужестве и бесстрашии Ермака.
3. Как вы думаете, каким образом думы Рылеева «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» помогали поэту достичь цели: «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков»?
Думы Рылеева «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» служили для поэта средством патриотического воспитания. Они изображают подвиги исторических личностей, которые отдали свои жизни за независимость и благополучие Отечества. Целью этих дум было напомнить современникам Рылеева о высоких примерах служения Родине, что помогало формировать чувство патриотизма и готовности к самопожертвованию. Образы Сусанина и Ермака вдохновляли читателей на доблестные поступки, помогая поэту реализовать его замысел — возбуждать в согражданах доблесть через примеры предков.