Шекспир Страница 212 СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «Ромео и Джульетта» Знаменитая трагедия В. Шекспира прочитана и обсуждена вами в классе. Может быть, некоторые видели пьесу в театре. Послушайте отрывки из неё в исполнении актёров. 1. Помогло ли вам актёрское исполнение представить характеры героев трагедии? 2. Какими выразительными средствами речи (интонации, паузы, ударения, повышение и понижение голоса) переданы актрисой Ольгой Шороховой мечты Джульетты и её волнение? 3. Помогли ли актёры почувствовать вам, в чём состоит счастье и трагедия влюблённых? 1. Подготовьте краткий рассказ о Шекспире. При выполнении задания используйте статью учебника и материалы словаря «Зарубежные писатели». 2. Почему, как считает И. С. Тургенев, русские имеют право праздновать память Шекспира? 3. Какие произведения Шекспира вам известны? О чём рассказывает трагедия «Ромео и Джульетта»? Кто герои трагедии и что в них так давно занимает читателей и зрителей всех стран мира? Перечитайте монолог Ромео в начале отрывка и ответьте на вопросы.1. Как драматург передаёт чувства влюблённого юноши, используя художественные сравнения? 2. Как взволнованность речи Ромео передана средствами синтаксиса? 3. Какие сомнения терзают Джульетту в монологе «Моё лицо спасает темнота…»? Найдите элементы монолога в этом диалоге. Для чего такой приём использует драматург? 4. Почему Джульетта, поэтически настроенная, влюблённая девушка, называет жаворонка грубым словом «горлодёр»? 5. Какие трагические предчувствия звучат в диалоге влюблённых (сцена 5, акт 3)? Страница 213 1. Какие чувства вы отнесли бы к вечным и всегда обретающим новизну с каждым человеком? Назовите свои любимые стихотворения, посвящённые вечным темам. Чем они вам дороги? 2. Что вы можете сказать о лирическом герое шекспировского сонета, о характере его отношений к возлюбленной? Мольер Страница 202-203 1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии? 2. Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор? Покажите на примерах, как создаёт драматург человеческий характер. Чем можно объяснить поступки господина Журдена? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии? Объясните мотивы поведения других персонажей по отношению к господину Журдену. 3. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера? 4. Стремление к знаниям всегда похвально. Но почему сцены уроков, которые дают господину Журдену, комичны? Каково отношение учителей к ученику? Понадобятся ли когда-нибудь господину Журдену полученные знания? 5. Всегда ли господин Журден только смешон? Вызывает ли он иногда у вас сочувствие, может быть даже поддержку? Когда и в каких случаях? 6. Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?