Страница 108 1. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»? 2. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего. 3 . Подумайте, как правильнее назвать рассказ М. Зощенко — юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения. Страница 109 СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «История болезни» Грустная история — герой рассказа заболел, попал в больницу, где всё странно и печально... 1. Как вы думаете, чего больше — грустного или смешного — в рассказе? 2. На что особенно обращают внимание писатель М. Зощенко и чтец Анатолий Вологдин? 3. Чем возмущается герой рассказа «История болезни»? Каких интонаций требуют его вопросы — возмущения, недоумения? Как они звучат в чтении актёра? 4. С каким заболеванием привезли рассказчика в больницу и что постоянно удивляло его там? 5. Как читает Анатолий Вологдин вопросы, обращённые к медицинским работникам, и как актёр воспроизводит их ответы? Почему медработники недовольны больным? 6. К какому выводу пришёл наш герой? 7. Постарайтесь подготовить выразительное чтение рассказа, интонационно выделив юмористические, сатирические и драматические эпи зоды. Страница 112 СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН Михаил Исаковский. «Катюша» Вы прочитали в классе стихотворение «Катюша». Сейчас вы можете послушать это стихотворение в исполнении Елены Габец и песню «Катюша» в исполнении Ларисы Казаковой. 1. Какие настроения и чувства передают стихотворение и песня (радость, тревогу, печаль)? Как это отражено в исполнении Елены Габец и Ларисы Казаковой? 2. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте с одноклассниками исполнение песни. Страница 114 СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН Михаил Исаковский. «Враги сожгли родную хату» Послушайте, как звучат стихотворение «Враги сожгли родную хату» в исполнении Сергея Сазонтьева и песня в исполнении Данилы Перова. 1. Какие чувства (печаль, скорбь, горечь) выразил М. Исаковский в стихотворении? Усиливаются ли эти чувства музыкой? Родной поэту Смоленск с лихвой испытал все тяготы Великой Отечественной войны. М. Исаковскому удалось в стихотворении «Враги сожгли родную хату» передать горе солдата, вернувшегося с войны к родному пепелищу. Многое пришлось пережить ему на войне, но ещё страшнее вернуться домой и не найти ни дома, ни родных. Это горе слышится в каждой строфе, в каждой строке, в каждом слове стихотворения. Постарайтесь понять и оценить это прекрасное произведение, вы учить его наизусть, а исполнение песни и чтение актёра помогут вам в этом. 2. О чём рассказал солдат, о каком длинном пути? 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Страница 116 СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН Булат Окуджава. «Песенка о пехоте» Послушайте стихотворный и песенный варианты «Песенки о пехоте» в исполнении Елены Габец и Николая Лазарева. 1. Как воспринимается текст стихотворения и песни — кажется грустным, тревожным, трагическим? 2. Как и с каким настроением вы стали бы исполнять песню? 3. Когда же не надо верить пехоте? 4. Почему заманчива «должность» мужчины? 5. Как вы понимаете строки: Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт....чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна? 6. Понравилось ли вам исполнение стихотворения и песни актёрами? 7. Вносит ли различие в содержание «Песенки о пехоте» исполнение её женщиной (актриса Елена Габец) и мужчиной (исполнитель песни — актёр Николай Лазарев)? 8. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в классе.