Страница 108
1. Против чего направлен пафос рассказа «История болезни»?
В рассказе "История болезни" выражен протест против безразличного и грубого обращения медицинского персонала к пациентам, что унижает их достоинство. Зощенко осуждает безнаказанность врачей, которые выражают презрение к больным.
2. Найдите эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.
Эпизоды, демонстрирующие абсурдность событий, включают ситуации с затяжным оформлением больничных документов, например, когда здоровому человеку отказывают в выписке, и с извещением семьи о мнимой смерти рассказчика. Реплики медперсонала также отображают абсурдность, особенно в контексте вопросов о смерти или выздоровлении, а также гигиены.
3 . Подумайте, как правильнее назвать рассказ М. Зощенко — юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения.
Творчество М. Зощенко в целом, как и рассказ «История болезни», имеет сатирическую направленность. Ведь юмор - это беззлобное высмеивание отдельных людей и поступков. Сатира - это смех более жёсткий, язвительный, направленный против общественно значимых явлений. Зощенко высмеивает не конкретного врача, а грубых врачей и медсестёр в целом.
Страница 109
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«История болезни»
Грустная история — герой рассказа заболел, попал в больницу, где всё странно и печально...
1. Как вы думаете, чего больше — грустного или смешного — в рассказе?
В рассказе переплетаются грустные и смешные элементы, однако смех пронизывается горечью из-за страданий персонажей. Поэтому я склоняюсь к тому, что грусть преобладает над смехом в этом произведении.
2. На что особенно обращают внимание писатель М. Зощенко и чтец Анатолий Вологдин?
Зощенко и чтец Анатолий Вологдин выделяют проблему безнаказанности, разгильдяйства и официоза, которые могут быть опаснее болезней. Вологдин акцентирует внимание на ситуациях, где проявляется эта проблема, например, на надписи "выдача трупов с трех..." или абсурдности с старухой в ванне, подчеркивая их с помощью интонации и тембра голоса.
3. Чем возмущается герой рассказа «История болезни»? Каких интонаций требуют его вопросы — возмущения, недоумения? Как они звучат в чтении актёра?
4. С каким заболеванием привезли рассказчика в больницу и что постоянно удивляло его там?
Рассказчика доставили в больницу с брюшным тифом, и его непрерывно поражало, как неправильно обращаются с больными.
5. Как читает Анатолий Вологдин вопросы, обращённые к медицинским работникам, и как актёр воспроизводит их ответы? Почему медработники недовольны больным?
6. К какому выводу пришёл наш герой?
Герой приходит к выводу, что предпочтительнее избегать болезней, а если они настигли, то лучше оставаться дома. Рассказ явно не юмористический, а скорее демонстрирует хаос в больнице и критикует поведение медицинского персонала.
7. Постарайтесь подготовить выразительное чтение рассказа, интонационно выделив юмористические, сатирические и драматические эпи зоды.
Страница 112
СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН
Михаил Исаковский. «Катюша»
Вы прочитали в классе стихотворение «Катюша». Сейчас вы можете послушать это стихотворение в исполнении Елены Габец и песню «Катюша» в исполнении Ларисы Казаковой.
1. Какие настроения и чувства передают стихотворение и песня (радость, тревогу, печаль)? Как это отражено в исполнении Елены Габец и Ларисы Казаковой?
Песня "Катюша" вызывает чувства гордости за родину и радости, ассоциируясь с Великой Отечественной войной. Она вдохновляет на уважение к тем, кто сражался за благополучие нации, и напоминает о их жертвах ради будущего поколения. Исполнение Елены Габец и Ларисы Казаковой передает эти эмоции через глубокое и вдохновенное исполнение.
2. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте с одноклассниками исполнение песни.
Страница 114
Михаил Исаковский. «Враги сожгли родную хату»
Послушайте, как звучат стихотворение «Враги сожгли родную хату» в исполнении Сергея Сазонтьева и песня в исполнении Данилы Перова.
1. Какие чувства (печаль, скорбь, горечь) выразил М. Исаковский в стихотворении? Усиливаются ли эти чувства музыкой? Родной поэту Смоленск с лихвой испытал все тяготы Великой Отечественной войны. М. Исаковскому удалось в стихотворении «Враги сожгли родную хату» передать горе солдата, вернувшегося с войны к родному пепелищу. Многое пришлось пережить ему на войне, но ещё страшнее вернуться домой и не найти ни дома, ни родных. Это горе слышится в каждой строфе, в каждой строке, в каждом слове стихотворения. Постарайтесь понять и оценить это прекрасное произведение, вы учить его наизусть, а исполнение песни и чтение актёра помогут вам в этом.
2. О чём рассказал солдат, о каком длинном пути?
Рассказ обращается к традиционным сюжетам, описывая возвращение солдата с войны к домашнему очагу, но вместо теплого приема он обнаруживает только могильный холмик. Он больше не имеет ни жены, ни дома, только место для скорби и воспоминаний.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Страница 116
Булат Окуджава. «Песенка о пехоте»
Послушайте стихотворный и песенный варианты «Песенки о пехоте» в исполнении Елены Габец и Николая Лазарева.
1. Как воспринимается текст стихотворения и песни — кажется грустным, тревожным, трагическим?
Стихотворение и песня воспринимаются как тревожные и трагические, отражая тяжесть военной службы и беспокойство о судьбе солдат.
2. Как и с каким настроением вы стали бы исполнять песню?
Их исполнение должно быть с особым вниманием к эмоциональной глубине текста, подчеркивая непростоту ситуации и утраты.
3. Когда же не надо верить пехоте?
Не следует верить пехоте, когда она бравые песни поет, так как реальность военной службы намного сложнее и опаснее.
4. Почему заманчива «должность» мужчины?
"Должность" мужчины заманчива, потому что она представляет собой возможность доказать свою силу и мужество, но вместе с тем несет на себе тяжесть военных испытаний и потерь.
5. Как вы понимаете строки:
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поёт....чего ж мы уходим,
когда над землёю бушует весна?
Строки "Не верьте пехоте, когда она бравые песни поет" указывают на необходимость видеть за идеализированными образами реальность и опасность службы. Фраза "куда ж мы уходим, когда над землею бушует весна?" задает вопрос о смысле и цели войны, подчеркивая бессмысленность некоторых военных действий.
6. Понравилось ли вам исполнение стихотворения и песни актёрами?
7. Вносит ли различие в содержание «Песенки о пехоте» исполнение её женщиной (актриса Елена Габец) и мужчиной (исполнитель песни — актёр Николай Лазарев)?
8. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в классе.