С представителями естественных семейств химических элементов вы уже знакомились на протяжении курса. Это щелочные и щелочноземельные металлы, галогены и инертные газы. Что объединяет элементы в соответствующие семейства?
1. Какие общие свойства лежат в основе объединения металлов в группу щелочных? Какие закономерности наблюдаются в этой группе с ростом относительной атомной массы металла?
2. Какие общие свойства лежат в основе объединения металлов в группу щелочпоземельных? Какие закономерности наблюдаются в этой группе с ростом относительной атомной массы металла?
3. Какие общие свойства лежат в основе объединения элементов в группу галогенов? Какие закономерности наблюдаются в этой группе с ростом относительной атомной массы галогена?
4. Какие общие свойства лежат в основе объединения элементов в группу инертных газов? Почему эту группу правильнее называть благородными газами? Какие закономерности наблюдаются в группе с ростом относительной атомной массы?
5. Что такое амфотерность? Приведите примеры амфотерных оксидов и гидроксидов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующие свойства оксида и гидроксида выбранного вами элемента.
6. Напишите формулы высших оксидов (т. е. оксидов, в которых элемент проявляет свою высшую валентность) и соответствующих им гидроксидов следующих химических элементов: натрий, магний, алюминий, азот, сера, углерод. Укажите характер каждого вещества, подтвердите его уравнениями соответствующих реакций.
7. Запишите уравнения химических реакций между веществами:
а) оксид стронция и вода;
б) оксид марганца(УП) и вода;
в) гидроксид калия и сульфат меди(Н);
г) гидроксид цинка и серная кислота;
д) гидроксид цинка и гидроксид натрия.
8. Образуется ли осадок при добавлении 50 г 2 %-ного раствора сульфата цинка к 40 г 8 %-ного раствора гидроксида калия? Ответ подтвердите расчётами.
9. Массовая доля марганца в оснбвном оксиде равна 77,46 %, а в кислотном — 49,55 %. Определите формулы оксидов.
Выразите своё мнение
10. Аргументируйте свою точку зрения на порядок добавления реагентов друг к другу при получении амфотерного гидроксида в ходе лабораторного опыта 28, который вы проводили на уроке. Что произойдёт, если изменить порядок добавления реактивов: к раствору щёлочи (гидроксида натрия) добавлять по каплям раствор соли (сульфата алюминия)?