Вспомните, что вы знаете о повседневной жизни в Европе в раннее Новое время.
Социальная структура: Общество было жёстко разделено на различные социальные классы: дворянство, духовенство, крестьяне и горожане. Это определяло статус и права людей.
Городская жизнь: Возникновение мануфактур и рост торговли приводили к росту городов и увеличению населения. Города стали центрами культуры, торговли, ремесел и социальных взаимодействий.
Семья и брак: Браки в большей степени организовывались по соображениям состояния, политики и социальных связей, чем по личным предпочтениям. Семья была важным социальным институтом, где муж и жена имели чётко определённые роли и обязанности.
Дети и воспитание: Отношение к детям начинало меняться, и их воспитание стало ориентироваться на развитие индивидуальности. Однако в то же время, дети часто были признаны "маленькими взрослыми" и подвергались жёсткому воспитанию.
Питание: Питание в значительной мере зависело от социального статуса. Бедные слои общества часто ограничивались простыми и доступными продуктами, такими как хлеб и овощи. Роскошные банкеты и угощения были характерны для высших слоёв общества.
Одежда: Одежда служила не только практической цели, но и была важным показателем социального статуса. Одежда отражала идеалы эпохи и модные тенденции.
Образование: Образование становилось всё более ценным, особенно среди аристократии и буржуазии. Внимание к гуманитарным наукам и научному познанию начало расти.
Религия и культура: Религия играла огромную роль в повседневной жизни. Церковь была центром культурной и социальной активности, искусства и образования.
Здоровье и гигиена: Санитарные условия в городах были далеки от современных стандартов. Гигиена была недостаточно развита, что приводило к распространению болезней.
Транспорт и коммуникации: Средства передвижения были ограничены, и большинство людей перемещалось пешком или на лошадях. Коммуникации были медленными и ограниченными.
Вопросы
1. Какие перемены происходят в XVII в. в городской жизни?
В XVII веке в городской жизни происходили значительные перемены. Этот период сопровождался развитием ремесел, торговли и мануфактур, что привело к усилению экономической активности. Возникновение мануфактур и производственных предприятий привело к росту городов и увеличению населения. Социальная структура менялась, и важную роль начинал играть новый слой - предприниматели и буржуазия. Также становление абсолютных монархий в Европе сказалось на городской жизни, приводя к централизации власти и росту государственного контроля над городами.
2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены?
Семья в раннее Новое время была в значительной степени ориентирована на обеспечение стабильности и социального статуса. Браки обычно устраивались по соображениям состояния и социальных связей. Муж был главой семьи и обеспечивал её материально. Его обязанности включали защиту семьи, обеспечение средствами к существованию и управление семейными делами. Жена занималась домашними обязанностями, воспитанием детей и поддержанием домашнего очага. Она также могла принимать участие в управлении финансами и хозяйственными вопросами.
3. Что меняется в отношении к детям?
В раннее Новое время отношение к детям начало меняться. Если ранее дети часто считались "маленькими взрослыми" и подвергались жёсткому воспитанию, то в XVII веке стало распространено более мягкое и эмоциональное отношение к детям. Дети начали рассматриваться как "цветы жизни", их воспитание стало ориентироваться на развитие индивидуальности и талантов.
4. Какие изменения происходят в питании европейцев?
В питании европейцев в XVII веке произошли некоторые изменения. Введение продуктов из Нового Света, таких как картофель, помидоры, кукуруза, сильно изменило европейскую кухню. Однако в раннее Новое время питание оставалось довольно суровым и ограниченным по сравнению с современными стандартами. Важной частью питания были мясо, хлеб, овощи и фрукты.
5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?
Цивилизованный человек в раннее Новое время должен был обладать образованием и хорошими манерами. Образование становилось всё более важным, и развитие гуманизма способствовало распространению знаний и культуры. Важными качествами были также вежливость, участие в общественной жизни, соблюдение норм этикета и морали.
Задание
1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.
В XVIII веке Париж был культурным, политическим и экономическим центром Европы. Город стал символом роскоши, моды и интеллектуального разнообразия. Основные особенности города в тот период включали роскошные дворцы, кафе, салоны, театры, а также знаменитые улицы и бульвары. Эпоха Просвещения в Париже способствовала расцвету науки, литературы и философии.
2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?
В XVIII веке многие города сталкивались с ограниченными техническими возможностями для проведения крупных инфраструктурных изменений. Ограниченная технология строительства, огромные затраты на перенос жилых зданий и инфраструктуры, а также слабое основание для регулярной полиции препятствовали масштабным изменениям.
3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?
В XVIII веке происходили перемены в питании из-за развития мировой торговли, колониальных связей и расширения пищевых культур. Появление новых продуктов, таких как картофель, помидоры, какао, чай, кофе, влияло на повседневное меню. Богатые классы начали экспериментировать с разнообразными блюдами, а новые ингредиенты влияли на кулинарные традиции.
4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.
Обычно ужин богатого европейца включал несколько блюд. Первое блюдо могло быть супом или бульоном. Затем подавались более сложные блюда, включая мясо, рыбу, овощи, гарниры и соусы. На столе могли быть разнообразные сыры, выпечка и десерты. Вино и другие напитки сопровождали ужин.
5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?
Понятие "воспитанный человек" в XVIII веке отражало идеал образованности, хороших манер и элегантности. Воспитанный человек обладал знанием литературы, искусства и общественных норм, а также проявлял уважение к другим и хорошие манеры. Появление этого понятия связано с ростом образования и культурного развития в обществе.
Из книги П. — Ж. Гросли «Лондон» (1770)
1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?
2. Как город охранялся по ночам?
Из писем Д. И. Фонвизина (1778)
1. Что поражает Фонвизина во Франции?
2. Как он отзывается о парижской полиции?