Что такое «просвещённый абсолютизм» — игра в Просвещение или искреннее желание монархов улучшить мир? Как эта картина характеризует Фридриха II? Какие качества короля стремился подчеркнуть автор? 1. С чем связано начало «просвещённого абсолютизма» в Пруссии? 2. Какие реформы осуществили Мария-Терезия и Иосиф II? С чьим именем и с какими событиями связано здание на этой фотографии? 1. С чем было связано ослабление королевской власти в Швеции после Северной войны? 2. Почему Густаву III удалось восстановить абсолютизм? Как этот портрет характеризует маркиза де Помбала? Вспомните, кто ещё из европейских монархов дружил с просветителями. 1. Каких успехов в проведении политики «просвещённого абсолютизма» добились Карл III и маркиз де Помбал в Испании и Португалии? 2. Почему «просвещённый абсолютизм» не получил широкого распространения на территории Италии? 1. Чем вы можете объяснить выбор иллюстрации в начале параграфа? 2. Сравните реформы «просвещённого абсолютизма» в нескольких странах (по своему выбору). Результат оформите в виде таблицы. 4. Какие слои населения были недовольны политикой «просвещённого абсолютизма»? 5. Почему правители Испании и Португалии изгнали из своих земель орден иезуитов, считавшийся опорой власти папы римского? 6*. Откуда взялось выражение: «Есть ещё судьи в Берлине» и почему его часто цитируют по-французски? Докажите, что оно актуально и сегодня, подготовьте краткое сообщение на эту тему с использованием сообщений СМИ. 7 . Фридриху II после смерти «не было покоя» — его завещание о месте захоронения выполнили лишь через 205 лет, в 1991 г. Почему? 8 . Что такое «кофейный эксперимент» Густава III? 9 . Кто такой «чернокожий швед» Густав Бадин? Как на нём решили проверить теории Ж. Ж. Руссо и К. Линнея (знаменитого шведского естествоиспытателя) и каковы результаты? 10*. В 1770—1772 гг. внимание Европы привлекла Дания, в которой фаворит королевы Иоганн Фридрих Струэнзе осуществил смелые реформы в духе «просвещённого абсолютизма», но закончил свои дни на эшафоте. Почему эти реформы удивили всю Европу? За что казнили реформатора? Почему в последующие столетия его образ привлекал внимание писателей, художников и кинематографистов? 11*. Что просветители писали о России, как они относились к нашей стране? Реализуйте небольшой групповой проект — распределите между собой ведущих философов-просветителей, найдите их высказывания о России, презентуйте результаты поиска перед классом и затем в ходе совместного обсуждения ответьте на вопрос; можно ли говорить о какой-то общей позиции, или мнения мыслителей нельзя свести к общему знаменателю? Почему Фридрих II считал, что общественному благу способствует укрепление армии, развитие науки и культуры?