menu


ГДЗ по истории 8 класс Морозов, Абдулаев § 6. Политика Просвещения: «просвещённый абсолютизм»




Что такое «просвещённый абсолютизм» — игра в Просвещение или искреннее желание монархов улучшить мир?

«Просвещённый абсолютизм» — это интересное явление XVIII века, когда монархи использовали идеи эпохи Просвещения для управления своими государствами, стремясь провести реформы и улучшить жизнь людей, но при этом сохранить свою абсолютную власть. Это был своего рода компромисс между просвещёнными идеями и сохранением авторитарного контроля. Вопрос, игра ли это в Просвещение или искреннее желание монархов улучшить мир, может обсуждаться, поскольку многие правители действительно верили в необходимость преобразований, однако стремление усилить государственную власть не было им чуждо. Для некоторых монархов эти реформы стали способом повысить эффективность управления и укрепить свои позиции на международной арене.

Как эта картина характеризует Фридриха II? Какие качества короля стре­мился подчеркнуть автор?

Фридрих II Прусский изображён как идеальный монарх эпохи Просвещения, что подчеркивает автор картины. Его образ связали с такими качествами, как образованность, философское мышление и рациональный подход к управлению государством. Фридрих II был известен своим уважением к идеям Вольтера и поддержкой искусств и наук, что тоже отражено в его политике. Вместе с тем, автор старается показать его как военного лидера, сочетая в образе правителя и философа черты умелого полководца.

1. С чем связано начало «просвещённого абсолютизма» в Пруссии?

Начало «просвещённого абсолютизма» в Пруссии связано с деятельностью Фридриха II Великого. Он воспринял идеи Просвещения, внедрил реформы, направленные на улучшение образования, судебной системы, отменил пытки и цензуру, способствовал развитию культуры, но при этом активно усиливал армию и расширял территорию государства.

2.  Какие реформы осуществили Мария-Терезия и Иосиф II?

Мария-Терезия и Иосиф II провели важные реформы в империи Габсбургов. Мария-Терезия ввела подоходный налог, распространив его на дворян и духовенство, поощряла развитие промышленности и образования. Иосиф II был известен отменой крепостного права, уравнением подданных перед судом и попыткой централизовать управление империей.

С чьим именем и с какими событиями связано здание на этой фото­графии?

1. С чем было связано ослабление королевской власти в Швеции после Северной войны?

Ослабление королевской власти в Швеции после Северной войны было связано с поражением страны в этой войне, утратой прибалтийских территорий и снижением статуса Швеции как великой державы. Это поражение привело к тому, что монархи вынуждены были уступить значительную часть своей власти парламенту (риксдагу). Возникли политические партии «шляпы» и «колпаки», что ещё больше ослабило влияние королевской власти.

2.  Почему Густаву III удалось восстановить абсолютизм?

Густаву III удалось восстановить абсолютизм благодаря государственному перевороту, в результате которого он вынудил риксдаг принять новую конституцию, которая усилила его власть. Он распустил партии и арестовал ряд депутатов, что позволило ему закрепить свою власть. Кроме того, Густав III сумел получить поддержку горожан и крестьян, что помогло ему утвердить свои реформы и противостоять дворянству.

Как этот портрет характеризует маркиза де Помбала?

Портрет маркиза де Помбала характеризует его как реформатора и человека, придерживающегося идей Просвещения. Его облик на картине выражает решимость, а его действия, такие как реконструкция Лиссабона после землетрясения и реформация политической и экономической системы Португалии, подчёркивают его стремление к модернизации страны в духе того времени.

Вспомните, кто ещё из европейских мо­нархов дружил с просветителями.

Среди монархов, друживших с просветителями, можно назвать Фридриха II Великого Прусского, который состоял в переписке с Вольтером и пригласил его жить в Берлине. Также к ним относятся императоры Габсбургской империи Мария-Терезия и Иосиф II, которые также проводили реформы в духе Просвещения.

1.  Каких успехов в проведении политики «просвещённого абсолютизма» добились Карл III и маркиз де Помбал в Испании и Португалии?

Карл III в Испании и маркиз де Помбал в Португалии добились значительных успехов в проведении политики «просвещённого абсолютизма». Карл III реформировал экономику и военное дело Испании, улучшал промышленность, создавал училища и поощрял развитие сельского хозяйства. Маркиз де Помбал также проводил реформы, направленные на укрепление португальской промышленности, образования и восстановление Лиссабона после землетрясения 1755 года.

2.  Почему «просвещённый абсолютизм» не получил широкого распро­странения на территории Италии?

«Просвещённый абсолютизм» не получил широкого распространения на территории Италии из-за раздробленности страны на мелкие государства и внешнего контроля со стороны Испании и Австрийской империи. Это ограничивало возможности для проведения масштабных реформ.

1.  Чем вы можете объяснить выбор иллюстрации в начале параграфа?

2.  Сравните реформы «просвещённого абсолютизма» в нескольких странах (по своему выбору). Результат оформите в виде таблицы.

Страна    Сходства    Различия
Пруссия (Фридрих II)    Внедрение обязательного начального образования, реформа законодательства, поддержка культуры и науки.    

В Пруссии была усилена армия и проводились завоевательные войны, что не было характерно для реформ других стран. Большое внимание уделялось развитию государства как военной державы. Фридрих активно проводил политику территориальной экспансии.
Австрия (Мария-Терезия, Иосиф II)    Реформа образования, стремление к унификации законодательства, поддержка науки и культуры.    

Иосиф II отменил крепостное право, чего не делали другие монархи. Реформы направлены на централизованное управление огромной многонациональной империей. Немецкий язык был объявлен государственным, что вызвало сопротивление со стороны этнических меньшинств.
Испания (Карл III)    Развитие промышленности, поддержка образования, реформа судебной системы, религиозная политика (борьба с иезуитами).    

В Испании была проведена реформа промышленности и ремесел: открывались училища, приглашались мастера из-за границы, крестьянам разрешалось защищать свои земли от выпаса овец. Особое внимание уделялось восстановлению экономики после кризиса. Политика была направлена на восстановление былой мощи.

3.  В каких сферах просвещённые монархи проводили реформы? Где, по ваше­му мнению, они добились наибольших успехов, а где — наименьших? Своё мнение обоснуйте.

Просвещённые монархи проводили реформы в различных сферах, включая образование, судопроизводство, налогообложение, религию, экономику и военное дело. Наибольших успехов они добились в судебной и образовательной сферах, так как многие из их реформ закрепили более справедливые и эффективные системы судопроизводства, а также сделали образование доступным для широких слоёв населения. Например, Фридрих II Великий ввёл обязательное начальное образование и упростил судебную систему, что стало важным шагом в развитии гражданского общества. Наименьших успехов они добились в политической сфере, так как многие их реформы, направленные на усиление централизованной власти, вызвали недовольство элит и привели к сопротивлению и отмене некоторых преобразований после их смерти. Так, реформы Иосифа II в Австрии встретили сопротивление как со стороны дворянства, так и духовенства, и многие из них были отменены его преемниками.

4.  Какие слои населения были недовольны политикой «просвещённого абсо­лютизма»?

Политикой «просвещённого абсолютизма» были недовольны дворянство и церковь. Дворяне возмущались отменой своих привилегий и усилением роли государства, которое вмешивалось в их дела. Церковь протестовала против секуляризации и ограничений её власти, а также против налогов и конфискации церковных земель. Кроме того, часть населения, приверженная традициям, также негативно воспринимала изменения, которые нарушали устоявшиеся нормы и обычаи.

5.  Почему правители Испании и Португалии изгнали из своих земель орден иезуитов, считавшийся опорой власти папы римского?

Правители Испании и Португалии изгнали орден иезуитов, потому что этот орден представлял собой значительную силу, подчинённую напрямую папе римскому. Иезуиты вмешивались в государственные дела, имели огромное богатство и влияние, что подрывало суверенитет монархов. Орден был угрозой централизованной власти, поскольку поддерживал папский авторитет и мог ставить интересы церкви выше интересов государства. Кроме того, изгнание иезуитов помогло усилить контроль над образованием и религиозной жизнью.

6*. Откуда взялось выражение: «Есть ещё судьи в Берлине» и почему его часто цитируют по-французски? Докажите, что оно актуально и сегодня, подготовьте краткое сообщение на эту тему с использованием сообщений СМИ.

Выражение «Есть ещё судьи в Берлине» связано с легендой о мельнике из Потсдама, который подал в суд на прусского короля Фридриха II из-за попытки конфисковать его мельницу. Король, несмотря на своё могущество, признал решение суда и отступил. Это выражение стало символом справедливости и независимости суда, указывая на то, что правосудие может быть защищено даже перед лицом сильных мира сего. Оно часто цитируется по-французски («Il y a des juges à Berlin»), поскольку эпоха Просвещения и французская культура имели значительное влияние на европейские страны. Актуальность этого выражения сегодня сохраняется, так как независимая судебная система остаётся основой демократии и защиты прав граждан. Примером может служить недавнее дело, освещённое в СМИ, о том, как в независимых судах принимаются важные решения, касающиеся защиты прав человека и ограничения произвола властей.

7 . Фридриху II после смерти «не было покоя» — его завещание о месте за­хоронения выполнили лишь через 205 лет, в 1991 г. Почему?

Фридрих II Великий хотел быть похоронен в простом месте, рядом со своими собаками, но после его смерти его завещание не было исполнено из-за политических и идеологических причин. Пруссия в 19 веке стала частью Германской империи, и место захоронения монархов стало символом национального наследия. После Второй мировой войны, когда Пруссия была уничтожена как административная единица, вопрос о возвращении останков Фридриха II стал ещё более сложным из-за разделения Германии. Только после объединения Германии в 1991 году его останки были перенесены в Сан-Суси, как он того и желал.

8  . Что такое «кофейный эксперимент» Густава III?

«Кофейный эксперимент» Густава III стал уникальным примером в истории. Король, будучи обеспокоенным возможными вредными последствиями употребления кофе, решил провести эксперимент на двух близнецах, приговорённых к смертной казни. Одному из них ежедневно давали кофе, а другому — чай, чтобы выяснить, какой напиток вреднее. Удивительно, но оба близнеца дожили до старости, и первый умер врач, наблюдавший за экспериментом. Густав III сам не дожил до результатов, так как был убит. Этот случай стал показателем интереса к научным исследованиям даже на уровне монархов, хоть и был скорее курьёзным.

9  . Кто такой «чернокожий швед» Густав Бадин? Как на нём решили проверить теории Ж. Ж. Руссо и К. Линнея (знаменитого шведского естествоиспытателя) и ка­ковы результаты?

Густав Бадин, известный как «чернокожий швед», был воспитанником королевского двора Швеции, раб, подаренный королеве Швеции. Его фигура интересна тем, что на нём пытались проверить теории Жан-Жака Руссо и Карла Линнея о влиянии природы и воспитания на человека. Руссо утверждал, что каждый человек рождается добрым, но цивилизация его портит, а Линней классифицировал людей по расам, считая, что каждая обладает определёнными качествами. Бадин получил отличное образование, был близок к королевской семье, и его успехи на ниве учёбы и социализации ставят под сомнение расовые предрассудки того времени. Этот случай стал важным примером для споров о природе человека и его возможностях.

10*. В 1770—1772 гг. внимание Европы привлекла Дания, в которой фаворит королевы Иоганн Фридрих Струэнзе осуществил смелые реформы в духе «про­свещённого абсолютизма», но закончил свои дни на эшафоте. Почему эти рефор­мы удивили всю Европу? За что казнили реформатора? Почему в последующие столетия его образ привлекал внимание писателей, художников и кинематографи­стов?

Датские реформы, проведённые Иоганном Фридрихом Струэнзе, потрясли Европу своей радикальностью. Струэнзе начал внедрять идеи Просвещения в Дании, сокращая влияние церкви, отменяя цензуру, реорганизуя армию и социальные службы, повышая налоги для дворянства и вводя свободу печати. Эти преобразования вызвали возмущение у аристократии и духовенства. Его обвиняли в чрезмерной близости с королевой, что привело к его аресту и казни. Струэнзе стал примером трагического реформатора, чьи идеи были слишком прогрессивны для своего времени. Впоследствии его образ привлекал внимание писателей, художников и режиссёров как символ конфликта между просвещёнными идеями и консервативными силами.

11*. Что просветители писали о России, как они относились к нашей стране? Реализуйте небольшой групповой проект — распределите между собой ведущих философов-просветителей, найдите их высказывания о России, презентуйте ре­зультаты поиска перед классом и затем в ходе совместного обсуждения ответьте на вопрос; можно ли говорить о какой-то общей позиции, или мнения мыслителей нельзя свести к общему знаменателю?

Просветители о России высказывались неоднозначно. Например, Вольтер относился к России позитивно, особенно благодаря дружбе с Екатериной II, считая её воплощением идей Просвещения на Востоке. Однако Руссо и Дидро были более скептичны, видя в России страну с деспотичным режимом. Многие просветители отмечали варварство и отсталость страны, хотя признавали и её потенциальные возможности.

Почему Фридрих II считал, что общественному благу способствует укрепле­ние армии, развитие науки и культуры?

Фридрих II считал, что для благополучия государства важны не только культурные и научные достижения, но и сильная армия. Он полагал, что только развитая военная мощь могла обеспечить безопасность государства и создать условия для процветания культуры и науки. В то же время он видел в просвещении средство для развития общества, где наука, культура и армия должны работать в едином комплексе на благо государства.






ГДЗ по истории 8 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 6

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):