menu


ГДЗ по истории 8 класс Морозов, Абдулаев § 3. Рождение экономической науки: «Зато читал Адама Смита…»




Почему в XVIII в. экономика стала влиятельной наукой?

Экономика стала влиятельной наукой, поскольку в это время начали формироваться новые капиталистические отношения и появились различные экономические теории, которые объясняли источники богатства государств. Мыслители, такие как физиократы и Адам Смит, предложили новые подходы к организации хозяйственной жизни, что повлияло на государственную политику и развитие общества.

Почему в период господства меркантилизма и протекционизма процве­тала контрабанда?

Контрабанда процветала, потому что страны активно ограничивали ввоз иностранных товаров, устанавливали высокие таможенные тарифы и вводили строгие ограничения на вывоз денег и ценных ресурсов. Эти меры стимулировали незаконную торговлю, поскольку купцы и другие экономические игроки искали способы обойти эти ограничения для получения прибыли.

1. К чему призывали меркантилисты?

Меркантилисты призывали к активному вмешательству государства в экономику. Они считали, что для обогащения страны необходимо накапливать золото и другие драгоценные металлы, защищать внутренний рынок от иностранной конкуренции и поддерживать местных производителей, ограничивая импорт товаров.

2. Как связаны меркантилизм и протекционизм?

Меркантилизм и протекционизм связаны тем, что обе эти экономические концепции предполагают активное участие государства в экономической жизни для защиты национальных интересов. Меркантилизм акцентирует внимание на накоплении богатства через торговлю и контроль над ресурсами, а протекционизм — на защите внутренних производителей от иностранной конкуренции через введение таможенных тарифов и других ограничений на импорт.

Какие идеи физиократов отражает эта картина?

1. Почему физиократы считали сельское хозяйство главным источником богатства?

Физиократы считали, что только сельское хозяйство способно создавать чистый продукт, то есть избыток, превышающий затраты на его производство. Они полагали, что природные ресурсы, такие как земля, являются основой экономического процветания, в отличие от промышленности, которая, по их мнению, лишь преобразует сырьё, но не производит новые ценности.

2. Какое место в  хозяйственной деятельности  физиократы отводили государству?

Физиократы считали, что государство должно минимально вмешиваться в хозяйственную деятельность, так как это может мешать производителям и нарушать естественный порядок. Они выступали за принцип «пусть всё идёт как идёт» (laissez-faire) и считали, что рынок должен регулироваться сам по себе без излишнего государственного контроля.

За спиной А. Смита находится плуг, а под правой рукой — улей и глобус. Как вы думаете, какую мысль хотел передать скульптор этими символами?

Скульптор, вероятно, хотел передать идеи Смита о труде и разделении труда. Плуг символизирует важность сельского хозяйства и производительного труда, улей — идею организованности и кооперации, которая помогает обществу функционировать эффективно, а глобус указывает на влияние экономических процессов в мировом масштабе. Эти символы подчёркивают значимость труда и экономической деятельности для развития общества и богатства нации.

1.  Как вы понимаете принцип действия «невидимой руки» рынка?

Принцип «невидимой руки» рынка, предложенный Адамом Смитом, подразумевает, что каждый человек, стремясь к личной выгоде, невольно способствует общественному благу. Если государство не вмешивается в рыночные процессы, то свободная конкуренция и взаимодействие спроса и предложения приведут к тому, что люди будут производить товары и услуги, которые востребованы обществом. Таким образом, личные интересы, действующие через рыночные механизмы, направляют экономику в пользу всего общества.

2.  Почему А. Смит считал труд одним из главных источников богатства?

А. Смит считал, что труд является основным источником богатства, потому что именно труд создаёт продукцию и услуги, которые удовлетворяют потребности людей. Чем больше людей заняты в производительном труде и чем эффективнее они работают, тем больше товаров и услуг создаётся, что увеличивает богатство общества. Смит также подчёркивал важность разделения труда, которое позволяет людям специализироваться и работать более продуктивно, что способствует росту экономической эффективности.

1.  Рассмотрите иллюстрации в начале параграфа. Какую мысль они отра­жают?

2.  Объясните, почему идеи меркантилизма и протекционизма господствовали в экономике на протяжении нескольких столетий. Каким слоям населения были выгодны эти идеи?

Идеи меркантилизма и протекционизма господствовали, потому что они способствовали укреплению экономической и политической мощи государств. Накопление золота и драгоценных металлов, защита внутренних производителей и ограничение конкуренции с иностранными товарами казались эффективными способами улучшения благосостояния страны. Эти идеи были выгодны правителям, так как они способствовали укреплению государственной казны, и купцам, которые получали защиту от иностранной конкуренции. Производители и торговцы также извлекали выгоду из протекционистских мер, поскольку им обеспечивалась монополия на внутреннем рынке.

3. Сравните взгляды Ф. Кенэ и А. Смита, найдите сходства и различия. Резуль­таты оформите в виде таблицы.

Сходства  

Оба экономиста считали, что богатство общества должно основываться на производстве, а не на накоплении капитала.    

Оба выступали за минимальное вмешательство государства в экономику (принцип laissez-faire).    

Поддерживали идею о том, что природные ресурсы играют важную роль в экономике.    

Различия

Ф. Кенэ считал, что только сельское хозяйство создаёт чистый продукт, который увеличивает богатство общества, тогда как А. Смит видел источником богатства любой производительный труд, включая промышленный труд.

А. Смит признавал важность промышленности и разделения труда, в то время как Ф. Кенэ фокусировался исключительно на сельском хозяйстве.

Кенэ считал, что промышленный труд не создаёт нового богатства, тогда как Смит утверждал, что все формы производительного труда важны для экономического роста.

4.  Какая связь существует между промышленным переворотом в Великобрита­нии и учением А. Смита?

Связь между промышленным переворотом в Великобритании и учением Адама Смита заключается в том, что Смит предлагал идею свободной конкуренции и разделения труда, которые стали основой для быстрого развития промышленности. Промышленный переворот нуждался в новых методах организации производства, и идеи Смита о том, что государство должно минимально вмешиваться в экономику, способствовали созданию условий для быстрого роста частного предпринимательства и индустриализации.

5. Почему физиократы скептически относились к промышленному производ­ству? Согласны ли вы с их аргументами?

Физиократы скептически относились к промышленному производству, потому что они считали, что единственным источником богатства является земля и сельское хозяйство. Они полагали, что промышленность не создаёт новый продукт, а только трансформирует сырьё. Я не согласен с их аргументами, так как промышленность также добавляет ценность за счёт переработки ресурсов и создания новых товаров, что способствует экономическому развитию.

6. Как вы оцениваете вывод А. Смита о том, что стремление к богатству являет­ся естественным для каждого человека? Почему британский экономист считал это стремление полезным для всего общества?

Вывод А. Смита о том, что стремление к богатству является естественным для каждого человека, имеет рациональную основу. Это стремление стимулирует людей к труду, инновациям и созданию новых продуктов, что в конечном итоге полезно для общества, поскольку ведёт к экономическому росту и улучшению качества жизни. Смит считал это стремление полезным, потому что через рыночные механизмы личный интерес приводит к благу для общества в целом.

7. А. Смит утверждал: «Великие нации никогда не беднеют из-за расточитель­ства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточи­тельства и неблагоразумия государственной власти». Не противоречит ли это вы­сказывание мысли самого экономиста о том, что государство не должно активно вмешиваться в хозяйственную деятельность? Свой ответ аргументируйте.

Высказывание Смита о том, что великие нации беднеют из-за расточительства государственной власти, не противоречит его идее о минимальном вмешательстве государства. Смит считал, что государство должно заниматься поддержанием правопорядка и обеспечивать свободную конкуренцию, но чрезмерное вмешательство, неправильное управление или неэффективные расходы могут привести к экономическим проблемам.

8*. Известно, что Ф. Кенэ увлёкся экономическими исследованиями уже в пре­клонном возрасте. Найдите информацию о роде занятий учёного до 1750-х гг. Удалось ли ему добиться на этом поприще таких же успехов, каких он достиг в эконо­мике?

До 1750-х годов Франсуа Кенэ был врачом. Он добился определённых успехов в медицине и даже стал личным врачом короля Франции Людовика XV. Однако в сфере экономики его достижения были более заметными и значимыми, так как его идеи физиократии оказали влияние на развитие экономической мысли.

9 . Фраза «Пусть всё идёт как идёт» приписывается разным людям. Выясните, какие существуют версии об авторстве этих слов.

Фраза «Пусть всё идёт как идёт» приписывается экономисту Винсенту де Гурне. Существует также версия, что её автором мог быть Жан-Батист Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV. Однако точного подтверждения ни одной из этих версий нет.

10*. Найдите в дополнительных источниках информации сведения о том, как современные экономисты относятся к идее А. Смита о «невидимой руке» рынка.

Современные экономисты по-разному относятся к идее А. Смита о «невидимой руке» рынка. Одни считают её основополагающей концепцией для понимания рыночной экономики, другие критикуют за то, что она не учитывает рыночные провалы, когда конкуренция может не обеспечивать оптимальных результатов для общества.

11*. Что такое «парадокс Смита» (или «парадокс ценности»)? Как удалось ре­шить этот парадокс?

Парадокс Смита или парадокс ценности заключается в том, что некоторые предметы, полезные для жизни (например, вода), имеют низкую рыночную стоимость, тогда как другие, менее полезные (например, алмазы), стоят дорого. Этот парадокс был решён с появлением теории предельной полезности, которая объясняет, что цена товара зависит не только от его общей полезности, но и от его редкости и предельной полезности для потребителя.

12 . Найдите информацию о русских учениках А. Смита. Какую роль они сы­грали в распространении его идей?

Среди русских учеников Адама Смита можно выделить Ивана Посошкова и Александра Радищевa, чьи труды играли значительную роль в распространении экономических идей в России. Однако непосредственными популяризаторами идей Смита были такие мыслители, как Иван Тургенев (старший) и Степан Муромцев, которые переводили его работы и распространяли среди русских образованных слоёв. Они способствовали внедрению идей свободной конкуренции и роли труда в экономическом развитии, что повлияло на российские экономические реформы.

13*. В романе в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина главный герой «читает Адама Смита» и рассуждает о том, «как государство богатеет, и чем живёт, и по­чему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Почему государству «не нужно золота»? Почему, с точки зрения Онегина, его отец был не прав, отдавая свои земли в залог? Как стоило бы поступить с земельным участком с точки зрения физиократов и А. Смита?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает, что Онегин, читая Адама Смита, пришёл к выводу, что золото само по себе не определяет богатство страны, если в экономике производятся полезные продукты. По Смиту, богатство нации создаётся трудом и продуктивностью. С точки зрения Онегина, его отец был неправ, отдавая свои земли в залог, потому что он нарушил принцип продуктивного использования имущества. Физиократы и Смит считали, что земельные ресурсы должны использоваться для увеличения сельскохозяйственного производства и экономической пользы, а не для спекуляций и залогов. Земли следовало бы вложить в производство и улучшение хозяйств.

1) Какую роль играют эгоизм и конкуренция в экономической теории А. Сми­та? Как они дополняют друг друга?

В экономической теории Адама Смита эгоизм выступает как движущая сила, побуждающая людей действовать в своих интересах, что приводит к созданию товаров и услуг, необходимых обществу. Каждый человек стремится к личной выгоде, будь то мясник или булочник, и именно это стремление заставляет их заниматься общественно полезным трудом. Конкуренция же регулирует поведение эгоистичных участников рынка, создавая баланс. Соперничество между производителями и продавцами за клиентов и ресурсы заставляет их искать способы улучшить качество продукции, снизить цены или повысить заработные платы, что ведет к более эффективной организации хозяйственной жизни.
Эгоизм и конкуренция дополняют друг друга тем, что личные интересы людей стимулируют экономическую активность, а конкуренция не позволяет эгоизму стать разрушительным, регулируя рынок и обеспечивая равновесие. В итоге каждый стремится к лучшему результату, что ведет к общественному благу.

2) Каков эффект от сочетания эгоизма и конкуренции?

Эффект от сочетания эгоизма и конкуренции — это гармонизация экономической жизни. Эгоизм каждого участника рынка, направленный на получение личной выгоды, в сочетании с конкуренцией приводит к тому, что товары и услуги становятся доступнее и качественнее. Конкуренция ограничивает чрезмерные амбиции и заставляет участников рынка учитывать интересы других — покупателей, работников и других конкурентов. Это создает сбалансированную систему, в которой участники невольно действуют на пользу всему обществу, даже если их первоначальной целью была личная выгода.

1.  Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Особенности обществ какого типа они отражают? Как эти иллюстрации связаны с главным вопросом урока?

2. Составьте тесты на соотнесение изобретателей и их изобретений (в левом столбце укажите не менее четырёх изобретателей, в правом — не менее пяти изо­бретений).

3. Составьте тесты на группировку явлений, характерных для традиционного или индустриального общества (в каждой группе должно быть не менее трёх явлений).

4.  Определите, о каких явлениях хозяйственной и общественной жизни идёт речь в отрывках из документов XVII — начала XIX в.

А. Министр всегда должен быть отменно умным человеком для сильного, ясно­го и скорого ответа на все возражения противников; ещё важнее то, что ему опасно во зло употреблять власть свою. Англичане просвещены, знают наи­зусть свои истинные выгоды, и если бы какой-нибудь Питт вздумал явно дей­ствовать против общей пользы, то он непременно бы лишился большинства голосов в парламенте, как волшебник своего талисмана.

Б. И вот эти углекопы и другие рабочие общим числом до 8 тыс. двинулись с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами на фабрику. Они нашли там сэра Ричарда Клейтона во главе стражи 50 инвалидов. Что могла по­делать кучка людей против этих тысяч исступлённых? Инвалидам пришлось отступить и играть роль зрителей, а толпа тем временем вдребезги разби­вала оборудование, ценность которого исчисляется в 10 тыс. фунтов стер­лингов.

В. Я уже исходил Лондон вдоль и поперёк. Он ужасно длинен, но в иных местах очень узок; в окружности же составляет вёрст пятьдесят. Распространяясь бес­престанно, он скоро поглотит все окрестные деревни, которые исчезнут в нём, как реки в океане. Вестминстер и Сити составляют две главные части его: в первом живут по большей части свободные и достаточные люди, а в последнем — купцы, работники, матросы: тут река с великолепными своими мостами, тут биржа, улицы теснее, и везде множество народу.

Г. Мы переделали все машины в Корнуэлле, кроме одной, а также немало и в других частях Англии, однако богатства всё-таки не текут к нам, как можно бы было подумать, глядя со стороны. Расходы по ведению дела неизбежно гро­мадны и до сих пор поглощали почти все наши барыши, но мы надеемся при постоянном внимании и увеличении числа наших машин скоро поправить свои дела.

Д. Два королевства должны к 1 мая следующего года объединиться в одно... Символы же государства должны быть такими, какими Её Королевское Величе­ство посчитает подходящими. Эти символы должны использоваться на всех флагах и штандартах, как сухопутных, так и морских.

А. В этом отрывке речь идёт о политической системе и общественной жизни Англии в период конца XVIII — начала XIX века. В нём говорится о власти министров и парламента, а также о политической ответственности. Упоминание Питта, вероятно, относится к Уильяму Питту Младшему, одному из ведущих британских политиков своего времени, который был известен своими реформами и экономической политикой.

Б. Здесь описано одно из проявлений протестов рабочих против промышленной революции в Англии, которое связано с разрушением машин (луддиты). Рабочие, недовольные ухудшением условий труда и опасающиеся замены их труда машинами, организовывали акции протеста, разрушая оборудование на фабриках. Это свидетельство социальных последствий индустриализации.

В. В отрывке описан Лондон в период урбанизации и быстрого роста городов, характерный для XVIII века. Здесь подчёркивается, как Лондон стремительно расширялся, поглощая окрестные деревни, что является следствием промышленного и торгового роста, а также увеличения населения в результате экономического развития.

Г. Этот отрывок касается технических и финансовых сложностей, с которыми сталкивались предприниматели в период промышленной революции. Несмотря на внедрение новых машин и технологий, успех не всегда был гарантирован, и высокие расходы могли поглощать прибыль.

Д. Описание объединения двух королевств к 1 мая указывает на Акт об унии 1707 года, который объединил Англию и Шотландию в единое государство — Великобританию.

5. Подготовьте развёрнутый ответ по теме «Промышленный переворот в Ан­глии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

6.  Что из перечисленного является характеристикой значимого изменения в хозяйственной, общественно-политической и культурной жизни Англии к концу XVIII в. (по сравнению с началом столетия):

а) предоставление избирательных прав большинству взрослого мужско­го населения; б) разорение множества ремесленников; в) распространение атеизма; г) расширение королевских полномочий в управлении страной д) рост благотворительности; е) рост промышленного производства? Объясните причины этих изменений.

Характеристикой значимого изменения в хозяйственной, общественно-политической и культурной жизни Англии к концу XVIII века является е) рост промышленного производства.

Причины этих изменений:

Промышленная революция. В конце XVIII века Англия стала центром промышленной революции, что привело к росту фабрик и мануфактур, механизации производства и развитию новых технологий. Это способствовало значительному увеличению объёмов промышленного производства, особенно в текстильной и металлургической отраслях.

Ускорение урбанизации. Рост промышленного производства привёл к перемещению рабочей силы из сельских районов в города, где развивались фабрики и заводы. Англия стала лидером в мировом промышленном развитии, а такие города, как Манчестер и Бирмингем, превратились в крупные индустриальные центры.

Развитие капитализма. Рост промышленности был связан с расширением капиталистических отношений. Владельцы фабрик и торговцы инвестировали средства в новые технологии и производство, что способствовало дальнейшему экономическому росту страны.

Торговое превосходство. Англия активно развивала свою колониальную империю и торговые связи, что давало возможность поставлять сырьё для промышленности и экспортировать готовую продукцию. Англия стала крупнейшей мировой торговой державой, что также стимулировало рост промышленного производства.

7.  Напишите небольшое сочинение, используя в историческом значении все предложенные ниже слова и словосочетания: а) урбанизация; 6) индустриализация; в) пролетариат; г) условия труда; д) луддиты.

К концу XVIII века Англия вступила в эпоху, которая радикально изменила её экономическое и социальное устройство. Этот период стал началом индустриальной революции, когда индустриализация начала проникать в самые основы экономики страны. Одним из самых заметных следствий этого процесса стала стремительная урбанизация. Растущее количество фабрик и заводов привлекало огромное количество людей из сельских районов в быстро развивающиеся города.

Индустриализация стала ключевым фактором в формировании нового класса — пролетариата. Рабочие, занятые на фабриках и в мануфактурах, столкнулись с условиями труда, которые были значительно хуже по сравнению с теми, что существовали в доиндустриальный период. Долгие рабочие часы, низкие заработные платы и небезопасные условия на производстве сделали жизнь пролетариата трудной и неблагополучной.

С ухудшением условий труда возросло недовольство среди рабочих, и в Англии начали возникать движения против индустриальных изменений. Одним из самых известных проявлений протеста стали луддиты — группа рабочих, которая протестовала против использования машин, которые, по их мнению, угрожали их рабочим местам и заработкам. Луддиты устраивали саботаж машин и фабрик, надеясь таким образом вернуть себе утраченные рабочие места и улучшить свои условия труда.

Почему начался переход от традиционного общества к индустриальному?

Переход от традиционного общества к индустриальному начался из-за развития технологий, научных открытий и роста производства. Это способствовало увеличению населения, урбанизации, расширению торговли и повышению спроса на товары, что, в свою очередь, привело к индустриализации и созданию новых экономических и социальных структур.






ГДЗ по истории 8 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 3

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):