Почему активное освоение Африки и Австралии европейцами началось только в XVIII в.?
Активное освоение Африки и Австралии европейцами началось в XVIII веке из-за постепенного роста интереса к новому миру, экономическим и политическим причинам. Европейцы искали ресурсы, рабочую силу и новые земли для расширения своего влияния. В Африке особенно велика была роль работорговли и минеральных ресурсов, а в Австралии их интерес привлекали земли для сельского хозяйства и возможность использовать континент как место ссылки преступников.
Определите, какое событие изображено на этой картине.
1. Чем различалось развитие Северной и Тропической Африки в XVIII в.?
Северная Африка в XVIII веке развивалась под влиянием Османской империи, сохраняя города и ремесла, тогда как Тропическая Африка служила источником рабов для торговли с Америкой и Европой, с практически неразвитыми внутренними территориями. В Северной Африке на фоне ослабления власти турецкого султана возникали новые государства с определенной самостоятельностью. В то же время, в Тропической Африке, европейцы оставались на побережье, не углубляясь из-за сложных климатических условий и болезней.
2. Почему европейцы активнее осваивали территории Южной Африки?
Южная Африка привлекала европейцев благодаря своему климату и удобному положению для сельского хозяйства и торговых маршрутов, особенно для голландской Ост-Индской компании, которая основала Капскую колонию. Эту территорию проще было осваивать и контролировать в сравнении с тропическими областями, что также способствовало поселению буров.
Какую идею стремился подчеркнуть автор рисунка?
1. Почему европейцы изменили принципы колонизации?
Изменение принципов колонизации произошло из-за давления общественного мнения против рабства и осознания выгодности мирного освоения территорий. В Великобритании усиливались антирабовладельческие настроения, что привело к созданию колонии для освобождённых рабов в Сьерра-Леоне, и, таким образом, изменилось отношение к местному населению на новых землях.
2. С какими трудностями столкнулись европейцы при освоении Африки?
Европейцы при освоении Африки сталкивались с серьезными трудностями: непривычным тропическим климатом, заболеваниями, враждебностью местных племён и сложностями с доступом к глубинным районам континента. Это требовало немало ресурсов и выносливости, что задерживало продвижение и исследования в глубь континента.
Какую роль играли австралийские владения в развитии Великобритании?
Австралийские владения играли важную роль для Великобритании как колония для ссыльных, что давало возможность уменьшить переполненность тюрем в самой Британии. К тому же, освоение Австралии способствовало развитию сельского хозяйства, особенно овцеводства, что укрепляло экономику страны.
Почему многие поселенцы закованы в кандалы?
Многие поселенцы были закованы в кандалы, так как Австралия первоначально использовалась как колония для ссыльных, куда отправляли преступников, включая политических.
1. С какой целью британцы колонизировали Австралию?
Британцы колонизировали Австралию, чтобы использовать её как место ссылки для уголовных и политических преступников, что решало проблему переполненных тюрем в Великобритании. В то же время колонизация способствовала освоению ресурсов и территорий для сельского хозяйства, особенно овцеводства, что укрепляло экономику страны.
2. Как складывались отношения колонистов и австралийских аборигенов?
Отношения между колонистами и австралийскими аборигенами были сложными. Британцы вытесняли коренное население с их земель, что приводило к конфликтам и насилию. Аборигены, занимавшиеся охотой и собирательством, не имели возможности сохранить привычный образ жизни, и многие пострадали из-за болезней, принесённых европейцами, и вооружённых столкновений, которые сильно уменьшили численность аборигенов.
1. Рассмотрите иллюстрацию (слева) в начале параграфа. Как она характеризует отношения европейцев и африканцев? Как вы думаете, автор картины был сторонником или противником рабства?
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1) основание колонии в Сьерра-Леоне; 2) основание Капской колонии в Южной Африке; 3) основание первого британского поселения в Австралии.
В хронологической последовательности события развивались так: сначала была основана Капская колония в Южной Африке в 1652 году, затем первое британское поселение в Австралии в 1788 году, а уже в 1787 году создана колония для освобождённых рабов в Сьерра-Леоне.
3. Благодаря чему поселение европейцев в Капской колонии успешно просуществовало несколько столетий?
Поселение европейцев в Капской колонии просуществовало несколько столетий благодаря благоприятному климату и плодородным землям, которые подходили для сельского хозяйства. Кроме того, Капская колония стала важным перевалочным пунктом для морских путей, что обеспечивало постоянное снабжение и поддерживало её экономическое развитие.
4. Какие источники рабства существовали в XVIII в.?
В XVIII веке основными источниками рабства были захваты людей в Тропической Африке, где рабов продавали на невольничьих рынках для американских и европейских колоний. Также активно действовали берберы Северной Африки, которые захватывали европейцев в плен и продавали их в рабство, что создавало ещё один значимый поток рабов.
5. Выскажите своё отношение к действиям филантропов в Сьерра-Леоне. Объясните, почему языком переселенцев стал крио — своего рода упрощённый английский, а не язык какого-либо африканского племени.
Действия филантропов в Сьерра-Леоне заслуживают уважения, поскольку они создали Провинцию свободы, где бывшие рабы могли начать новую жизнь в безопасности. Несмотря на трудности, связанные с климатом и началом обустройства, этот проект дал многим освобождённым африканцам надежду на будущее. Крио — упрощённый английский, ставший языком переселенцев, возник благодаря тому, что освобождённые рабы происходили из разных племён и говорили на разных африканских языках. Общий упрощённый английский стал доступной формой общения для всех, объединив их в новую общность.
6. Почему именно исследования Д. Кука положили начало колонизации Австралии?
Исследования Джеймса Кука в Австралии дали начало её колонизации, так как он детально обследовал восточное побережье и описал обширные земли, пригодные для сельского хозяйства и заселения. Его открытия привлекли внимание британского правительства, что совпало с необходимостью найти территорию для новой каторжной колонии, когда Британия потеряла свои американские земли.
7. Подумайте, как связаны основание первого британского поселения в Австралии и итоги Войны за независимость США.
Основание первого британского поселения в Австралии связано с итогами Войны за независимость США, так как потеря британского влияния в Северной Америке оставила Британию без территории для ссылки преступников. Австралия стала удобной заменой, что сделало её ключевой частью британской колониальной системы.
8. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из путешественников, упомянутых в тексте параграфа (по своему выбору).
Выдающийся шотландский исследователь Мунго Парк, один из путешественников, упомянутых в тексте, в конце XVIII века совершил два рискованных путешествия по Африке. Он был первым европейцем, изучившим реку Нигер. В своих записках он описал богатую природу, сложные взаимоотношения с местным населением и вызовы, с которыми столкнулся, что привлекло внимание европейцев к Западной Африке.
9*. Кто такой Д. Бэнкс? Какую роль в исследовании Австралии и Африки он сыграл?
Джозеф Бэнкс — натуралист и ботаник, сыгравший важную роль в изучении Австралии и Африки. Он сопровождал Джеймса Кука в его первом путешествии, активно документируя флору и фауну новых земель. Его исследования положили основу для освоения и экономического использования Австралии. Бэнкс также способствовал развитию британских научных исследований в Африке, помогая организовывать экспедиции и расширяя знания о природных ресурсах континента.
10*. «Но почему аборигены съели Кука? За что — неясно, — молчит наука» — так пел знаменитый отечественный бард В. Высоцкий. И в самом деле: почему британский мореплаватель стал жертвой аборигенов? Подготовьте сообщение о том, как и где погиб Дж. Кук.
Джеймс Кук погиб на Гавайских островах в 1779 году, и это событие связано с обострением конфликтов между британскими моряками и местным населением. Сначала Кука и его команду приняли на островах дружелюбно, но напряжённость начала расти из-за ряда недоразумений и взаимного непонимания. Когда у местных пропало несколько лодок, подозрение пало на команду Кука. В ходе очередного конфликта он попытался взять в заложники местного вождя, чтобы потребовать возврата украденного. Этот шаг привёл к вспышке агрессии, в результате чего Кук и несколько его людей были убиты.
11*. Один из самых знаменитых эпизодов в истории освоения Южных морей — мятеж на британском корабле «Баунти» в I 789 г. Из-за чего вспыхнул мятеж? Какие он имел последствия? Что правда и неправда в фильмах, посвященных этому событию? Почему реклама шоколадных батончиков «Баунти», обещающая «райское наслаждение» на тропических островах, вызывает у знающих людей ироническую улыбку?
Мятеж на «Баунти» произошёл в 1789 году из-за жёстких условий, которые установил капитан Уильям Блай, и противоречий между ним и командой. Условия жизни и службы были тяжелыми, а после продолжительного пребывания на Таити, где экипаж завёл связи с местными, часть команды не хотела возвращаться к суровым порядкам. Мятежники оставили Блая и тех, кто остался ему верен, в шлюпке и отправились обратно на Таити. Хотя многие фильмы романтизируют мятеж, показывая его как героическое восстание против жестокого капитана, историки отмечают, что ситуация была сложнее, и причины мятежа также включали личные мотивы и усталость экипажа. Название «Баунти» теперь вызывает иронию, ведь оно связано с историей насилия и сложных отношений с туземцами, в отличие от беззаботного образа "райского наслаждения" в рекламе.
12*. Как туземцы острова Пасхи создавали огромные каменные статуи, перевозили и устанавливали их? Зачем они это делали? Какие гипотезы существуют на этот счёт?
На острове Пасхи туземцы создали каменные статуи, известные как моаи, в честь предков и вождей. Существует несколько гипотез о том, как они перемещали и устанавливали статуи, которые достигали колоссальных размеров. Одна из популярных версий предполагает, что статуи "шагали" — их раскачивали с помощью верёвок, что позволяло передвигать тяжёлые конструкции. Эти статуи символизировали силу и могущество общины и обеспечивали духовную связь с предками.
13*. Кто такой «король Мадагаскара» Мориц Бенёвский и чем он заслужил славу одного из самых выдающихся авантюристов XVIII в.?
Мориц Бенёвский, известный как "король Мадагаскара", был словацким авантюристом, который оставил след в истории как дерзкий путешественник и первопроходец. Бенёвский участвовал в войнах, попадал в плен, но всякий раз умудрялся бежать и отправлялся в дальние земли. На Мадагаскаре он организовал поселение и добился значительного влияния среди местного населения, что сделало его одним из самых известных авантюристов XVIII века.
1. Какие две стороны европейского натиска на страны Востока отражают иллюстрации в начале главы?
2. Составьте тесты, требующие расположить в хронологическом порядке четыре события: а) османской; б) индийской; в) китайской; г) японской истории XVIII в., которые упоминаются в данной главе учебника.
Расположите события в хронологическом порядке:
а) Событие в Османской империи б) Событие в Индии в) Событие в Китае г) Событие в Японии
3. Составьте тесты на соотнесение географических объектов (вариант: исторических деятелей) и связанных с ними событий (в левом столбце укажите не менее четырёх объектов, в правом — не менее пяти событий).
Соотнесите географические объекты и связанные с ними события:
Объекты:
Капская колония остров Пасхи Фритаун Могольская империя События:
Основание Провинции свободы для освобожденных рабов Создание каменных статуй моаи Основание Капской колонии Вторжение афганского правителя в Пенджаб Освоение месторождений полезных ископаемых и скотоводство
4. Определите, о каких исторических деятелях говорится в приведённых ниже отрывках.
А. Весь период правления [деятеля] отмечен непрерывными захватническими войнами. В 1 737 г. войсками был осаждён Кандагар. Город, взятый только после длительной осады, был разграблен и разрушен победителями... Разбив войска могольского шаха Мухаммада, [он]... захватил Пешавар и овладел территорией Пенджаба. В феврале 1 739 г. в Карнале (северо-западнее Дели) [полководец] одержал над войсками Мухаммад-шаха победу, открывшую ему дорогу на Дели. Вступление завоевателей в могольскую столицу ознаменовалось грабежами и насилием.
Этот отрывок описывает действия Надир-шаха, правителя Персии в XVIII веке. Его правление характеризовалось серией агрессивных военных кампаний, в том числе осадой Кандагара и завоеванием Пешавара и Пенджаба. В 1739 году он одержал крупную победу в битве при Карнале, что позволило ему войти в Дели, где его войска разграбили город, что стало трагическим событием в истории Индии.
Б. При [нём] развернулось активное строительство изысканных летних дворцов, причём для одного из них... султан использовал план французского шато Марли, который ему привезли из Парижа. Учреждённый [султаном] праздник весны совершенно затмил все традиционные празднества османов, включая и религиозные. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров при свете полной луны. В первый вечер султан принимал поздравления, сидя на троне в зале, убранном множеством тюльпанов, стеклянных шаров и ламп. Во второй вечер устраивались развлечения для султанских жён...
В этом отрывке речь идёт о султане Ахмеде III, правителе Османской империи, при котором пришёл период, известный как «Эпоха тюльпанов». Ахмед III был вдохновлён французским стилем и развивал дворцы и парки в османском стиле, основываясь на французских образцах. В его правление проводились роскошные весенние праздники, в которых тюльпаны играли центральную роль, и именно в этот период османская знать проявила особое увлечение западной культурой и искусством.
В. Стремясь укрепить союз маньчжуров с китайской... верхушкой и интеллигенцией, [император] привлекал их на сторону нового режима как путём расширения участия... в гражданской администрации, так и через обширные культурные программы. Для уменьшения оппозиционных настроений в этой среде [император] организовал подготовку многотомных энциклопедий, антологий, словарей и других изданий. На эти цели были выделены большие средства из казны... Над всем этим работало множество учёных — историков, литературоведов, филологов, писателей, а также каллиграфов, художников и гравёров.
Этот отрывок описывает политику китайского императора Цяньлуна (правил в 1735—1796 гг.) из династии Цин. Чтобы завоевать расположение китайской элиты и интеллигенции, маньчжурский правитель активно вовлекал их в административные структуры и поддерживал культурные инициативы. Особое внимание уделялось масштабным литературным проектам: были созданы крупные энциклопедии, антологии, словари, а также другие выдающиеся научные и литературные труды.
5. Подготовьте развёрнутый ответ по теме «Страны Востока в XVIII в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Общая характеристика стран Востока в XVIII веке
Обозначение географического охвата: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Ближний Восток и Северная Африка. Социально-экономическое состояние: основные традиции в экономике, сельское хозяйство, ремёсла и их влияние на жизненный уклад. Политическая структура: формы правления, особенности государственной власти в странах Востока (например, абсолютные монархии и феодальные структуры). Китай в период правления династии Цин
Усиление маньчжурской власти и политика укрепления союза с китайской элитой. Меры по поддержанию культурного наследия: создание энциклопедий, поддержка искусства. Изоляционная политика Китая в отношении Европы, её причины и последствия для страны. Индия в XVIII веке: переход от Великих Моголов к британскому контролю
Закат могольской империи и её внутренняя нестабильность. Начало активного проникновения европейцев, в первую очередь Великобритании, во внутренние дела Индии. Последствия колонизации для экономики и социального устройства страны. Япония в условиях сёгуната Токугава
Политика сакоку (изоляции) и её влияние на общество и экономику. Контроль над иностранными контактами и ограниченная торговля через порт Нагасаки. Развитие культуры и внутренние социальные изменения, несмотря на изоляцию. Османская империя и Персия
Османская империя: её роль в мировой политике, военные кампании и постепенное ослабление в Европе и Азии. Экономический и культурный упадок, попытки модернизации. Персия в эпоху династии Афшаридов, завоевательные походы Надир-шаха и политическая нестабильность. Социальные и культурные аспекты жизни стран Востока
Религиозные и культурные особенности, их роль в обществе. Научное и культурное развитие, достижения в области искусства и литературы. Сохранение традиционных структур, ремесел и социальной иерархии. Влияние Европы на страны Востока
Усиление европейского влияния: торговля, первые контакты, миссии. Восприятие европейских технологий, культурные обмены, в основном через торговлю. Рост колониального давления и его последствия для государств Востока. Заключение
Подведение итогов: причины отставания стран Востока от Европы. Оценка влияния внешних факторов и внутренней политики на судьбу восточных государств. Перспективы и вызовы, с которыми столкнулись страны Востока на рубеже XVIII—XIX веков.
Почему страны Азии и Африки всё больше отставали от Европы?
Отставание стран Азии и Африки от Европы в XVIII веке во многом связано с тем, что Европа в это время переживала активное развитие промышленности, науки и техники, тогда как многие азиатские и африканские государства сохраняли традиционные структуры управления и экономики. Европейские страны стремились к освоению новых технологий, развитию торговли и использованию новых производственных методов, в то время как в Азии и Африке многие правители продолжали опираться на старые модели хозяйства и управления. К тому же в Европе накапливались ресурсы и опыт благодаря колониальной экспансии, что ещё больше усиливало разрыв.