Какие изменения происходят в европейском обществе в XVIII в.?
В это время усиливалось национальное самосознание, люди начали ощущать себя частью нации. Менялось положение сословий: дворяне теряли часть привилегий и обращались к предпринимательству, буржуазия богатела и становилась влиятельнее, крестьяне расслоились на богатых и бедных. Начали складываться новые представления о семье и о воспитании детей.
Почему, на ваш взгляд, в европейском обществе преобладал не космополитизм, а национальные идеи? Поясните вашу точку зрения.
Национальные идеи давали людям чувство принадлежности к чему-то большому и родному. Космополитизм был больше философской теорией, а в реальной жизни войны и соперничество стран подталкивали людей к патриотизму и защите своих интересов. Поэтому национальные идеи оказались ближе и понятнее для большинства.
Как вам видится, серьёзно ли говорит Мерсье или шутит? Докажите свою точку зрения. Какую мысль, на ваш взгляд, он хочет донести до читателя?
Он пишет в ироничной форме, но говорит серьёзно. Его мысль в том, что торговля полезнее и честнее, чем бесполезная погоня за военными чинами у дворян. Он хочет показать, что труд и предприимчивость дают обществу больше пользы, чем сословные привилегии.
Каковы были причины трансформации средневековых сословий в XVIII в.?
Причинами стали рост торговли и капитализма, падение ценности старых привилегий, отмена налоговых льгот для дворян, стремление буржуазии к земле, расслоение крестьянства и рост городских низов. Всё это меняло привычное устройство общества.
Обсудите в классе вопрос: только ли традиция определяла социальные роли всемье или были и какие-то другие причины?
Роли определялись не только традицией, но и экономикой. Муж обязан был зарабатывать, потому что именно он платил налоги и представлял семью. Жена вела хозяйство, потому что это было необходимо для выживания. То есть распределение ролей зависело и от условий жизни.
Как вы думаете, почему считалось, что ребёнок должен как можно скорее стать взрослым?
Потому что в семьях нужно было много рабочих рук. Высокая смертность заставляла готовить детей к жизни заранее, иначе они могли просто не успеть вырасти до самостоятельности.
1. Какие изменения происходили в положении дворянского сословия в течение XVIII в.?
Дворяне начали беднеть, лишались привилегий, особенно налоговых. Их отодвигали от местного управления, и часть дворян стала заниматься предпринимательством и капиталистической арендой земли.
2. Чем отличалась семья в XVIII в. от современной семьи?
Брак был больше экономическим союзом, чем делом любви. Женились поздно, часто по расчёту, и заключали брачные контракты. Роли супругов были жёстко разделены, развод был редкостью, а детей рожали много.
3. Какие причины приводили к увеличению числа бедняков в деревне и в городе В XVIII в.
В деревне крестьяне разорялись из-за аграрных преобразований и роста аренды. В городах бедняки появлялись из-за безработицы, низких заработков и притока разорившихся сельских жителей.
4. Обратившись к дополнительным источникам информации, выясните, как изменилось положение детей в XVIII в. по сравнению с ранним Новым временем. Чем можно объяснить эти изменения?
Детей стали меньше ограничивать, появились детские книги и игрушки, им выделяли отдельные комнаты, отказывались от тугого пеленания. Это объясняется влиянием идей Просвещения и постепенным изменением взглядов на детство как на особый важный этап жизни.
5. Найдите картины художников XVIII в., на которых показаны дети. Выявите общее и различное в изображениях детей.
На картинах можно увидеть, что дети изображались и в семье, и за играми. Общее в том, что они показаны в окружении взрослых, как часть семьи. Различие в том, что у аристократии дети выглядели нарядно, с дорогими игрушками, а у простых людей они изображались скорее за трудом или в простой одежде.
1. Выясните, что означает термин «химера» и что имеет в виду автор текста, используя его.
Слово «химера» означает пустую мечту, иллюзию, что-то несбыточное. Автор называет «химерой» пользу привилегированных сословий, потому что считает, что на самом деле дворяне и духовенство не приносят обществу реальной пользы. Все основные заботы и работа ложатся на плечи третьего сословия, то есть буржуазии, ремесленников и крестьян.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Сийес призывал к переменам в обществе, где третье сословие должно было перестать быть «ничем» и превратиться в политическую силу. Он фактически говорил о необходимости разрушить сословные привилегии и дать право управлять стране тем, кто реально трудится.
3. Обсудите в классе, что Сийес понимал под нацией.
Под нацией Сийес понимал всё общество без привилегированных слоёв. Для него нация — это те, кто работает, платит налоги и поддерживает страну.
Объясните происхождение и смысл понятия «нация». Что, на ваш взгляд, объясняет столь разные представления о нации в разных странах? Докажите вашу точку зрения. Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы в XVIII в.? Чем гордились?
Понятие «нация» происходит от латинского слова «natio», что означает «народ» или «рождение». В XVIII веке оно приобрело новый смысл — общность людей, которых связывает язык, культура, традиции, территория и общее чувство принадлежности к единому целому.
Представления о нации были разными, потому что у каждой страны был свой исторический опыт. Англичане гордились своим парламентом, морской торговлей и победами над Францией. Французы видели в нации гражданское равенство и роль государства, которое объединяет всех. Немцы связывали нацию с языком и культурными традициями. Итальянцы гордились наследием Древнего Рима и своей культурой, хотя их земли ещё не были объединены.