1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
В XVII веке в России усилилось иноземное влияние через дипломатические и торговые связи. Примерами такого влияния могут служить: деятельность иностранных дипломатов при русском дворе, таких как латвийский герцог Якоб Кетлер и французский дипломат Филипп де Сези; наём иностранных специалистов для ведения реформ и советов по развитию государства; влияние иностранных культурных и научных традиций на российскую интеллектуальную среду. Это влияние оказало положительное значение на реформаторскую деятельность представителей власти, так как оно способствовало передаче новых знаний и опыта, необходимых для модернизации страны.
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?
Симеон Полоцкий был известным поэтом, духовным писателем и образователем XVII века. Он оказал влияние на детей Алексея Михайловича, в том числе на Федора Алексеевича, который стал патриархом. Симеон Полоцкий способствовал развитию литературы на русском языке, писал проповеди и стихотворения, вдохновляя правителей и духовных лидеров на развитие культурных и духовных ценностей.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
А.Л. Ордин-Нащокин представил ряд реформаторских проектов, включая планы по улучшению военной и финансовой системы, реформы административного деления и образования. Он сумел реализовать ряд из них, таких как учреждение обучающих заведений, введение почтовых служб, но не все проекты удалось воплотить из-за сопротивления консервативных сил и недостатка ресурсов.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?
Историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина "государственным человеком" из-за его активной патриотической деятельности и стремления к совершенствованию государственного аппарата. Он считал, что Ордин-Нащокин был предан интересам государства и стремился к реформам для укрепления и развития России.
5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Князь В.В. Голицын предложил множество проектов по модернизации армии, экономики и административной системы. Однако многие из его проектов не были воплощены в жизнь из-за сопротивления консервативных сил и недостатка поддержки среди высшего общества и властных структур. Это свидетельствует о том, что реформы в то время могли сталкиваться с препятствиями и сложностями в реализации.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Недовольны реформаторской деятельностью представителей власти могли быть феодалы, которые опасались потери своих привилегий и власти, а также консервативные элементы, придерживавшиеся старых порядков и структур. Заинтересованными в реформах были более прогрессивные элементы общества, интеллигенция и представители младшего дворянства, которые стремились к современным изменениям и улучшению жизни в стране.
Изучаем документ
1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.
2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.