Почему в XVII в. наука изменила взгляд на мир?
В XVII веке наука изменила взгляд на мир благодаря переходу от слепой веры в авторитеты прошлого к экспериментальному и критическому подходу. Ученые начали изучать природу с помощью наблюдений, опытов и логических обоснований, что позволило создать новую научную картину мира, основанную на точных законах.
1. Выявите сходные черты в развитии астрономии и медицины в XVI— XVII вв.
Сходные черты в развитии астрономии и медицины в XVI—XVII веках проявились в отказе от устаревших представлений. Астрономия избавилась от геоцентрической модели Птолемея благодаря трудам Коперника, Галилея и Ньютона, тогда как медицина пересмотрела идеи античных врачей, начав активно изучать строение тела и проводить анатомические исследования. В обеих науках произошел переход от теории к практике.
2. Почему идея физических экспериментов бета революционной для XVI—XVII вв.?
Идея физических экспериментов стала революционной для XVI—XVII веков, так как изменила подход к познанию мира. До этого знания основывались на умозрительных рассуждениях и авторитетах, а эксперименты позволили проверять гипотезы и находить объективные доказательства.
3. С опорой на текст определите, что изображено на рисунках в пункте 3.
Используя дополнительные источники информации. найдите сведения о Кристине Шведской. Чем она знаменита?
Кристина Шведская, королева Швеции в XVII веке, знаменита своей образованностью и покровительством науке и искусству. Она поддерживала философа Декарта и привлекала к своему двору выдающихся ученых и художников. Её необычное решение отречься от трона и принять католичество также выделяет её в истории.
1. Что такое эмпиризм? Что Бэком считал достоверным источником знаний?
Эмпиризм — это философское направление, которое утверждает, что единственным достоверным источником знаний является опыт, получаемый через наблюдения и эксперименты. Фрэнсис Бэкон считал, что знание должно основываться на опыте, а теории — проверяться экспериментами. Такой подход, по его мнению, гарантировал объективность и достоверность научных выводов.
2. Какие взгляды о познании мира отстаивал Р. Декарт?
Рене Декарт отстаивал взгляды, согласно которым познание мира возможно с помощью разума. Он считал, что основа истины — это критическое сомнение, которое позволяет отбросить все ненадёжное и прийти к очевидным истинам, например, к знаменитой формуле: "Мыслю, следовательно, существую". Декарт верил, что мир познаваем рационально, через логическое мышление, а не только через чувственный опыт.
1. Внимательно рассмотрите картину Д. Раита в начале параграфа. На ней воздушный насос используется для лишения птицы воздуха. Почему столь жестокие эксперименты проводились на глазах у зрителей?
2. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) открытие клетки Р. Гуком; 2) публикация трудов Коперника и Везалия; 3) появление работы Ньютона «Математические принципы философии природы»; 4) создание телескопа Галилеем.
Открытие клетки Робертом Гуком произошло в 1665 году.
Публикация трудов Коперника «О вращении небесных сфер» и Везалия «О строении человеческого тела» датируется 1543 годом.
Работа Исаака Ньютона «Математические принципы философии природы» была опубликована в 1687 году.
Создание телескопа Галилео Галилеем произошло в 1609 году.
3. Заполните в тетради таблицу.
Учёные Сфера деятельности Основные научные открытия
Николай Коперник Астрономия Гелиоцентрическая система мира, Земля вращается вокруг Солнца
Джордано Бруно Философия, астрономия Идея бесконечной Вселенной, существование множества обитаемых миров
Галилео Галилей Астрономия, физика Создание телескопа, открытия спутников Юпитера, гор на Луне, эксперименты с движением тел
Роберт Гук Биология Открытие клетки, работа с микроскопом
Исаак Ньютон Физика, математика Закон всемирного тяготения, основные законы механики
Андреас Везалий Медицина Основы анатомии, исправление ошибок Галена
Рене Декарт Философия, математика Развитие рационализма, создание декартовой системы координат
Фрэнсис Бэкон Философия Обоснование эмпиризма, идеи научного метода через опыт
Антони ван Левенгук Биология Совершенствование микроскопа, открытие одноклеточных организмов
4. В чём сущность первой научной революции? Почему именно публикация трудов Коперника и Везалия считается её началом? Чем картина мира, сложившаяся по итогам этой научной революции, отличалась от средневековой?
Первая научная революция заключалась в коренном изменении представлений о природе и методах её изучения. Учёные стали основываться на экспериментах и наблюдениях, а не на авторитетах или догмах. Публикации Коперника и Везалия стали началом революции, поскольку предложили новые взгляды на устройство мира (геоцентрическая модель) и строение человека (анатомия), противопоставив их средневековым представлениям. Новая картина мира подчёркивала законы природы и математики, а не божественную предопределённость.
5. Почему систему Птолемея называют гелиоцентрической, а систему Коперника — геоцентрической?
Систему Птолемея называют геоцентрической, поскольку она утверждала, что Земля — центр мира, а Солнце и планеты вращаются вокруг неё. Система Коперника, напротив, гелиоцентрическая, так как в ней Солнце находится в центре, а Земля движется вокруг него.
6. Чем различаются эмпиризм и рационализм?
Эмпиризм основывается на опыте и наблюдениях, считая их источником знаний. Рационализм, напротив, полагается на разум и логические рассуждения как ключевые инструменты познания.
7. Кому принадлежат или приписываются высказывания: «Сжечь — не значит опровергнуть!», «А всётаки она вертится!»? Какое из этих высказываний считается легендарным? Когда и почему возникла легенда? Чьё поведение перед лицом инквизиции вызывает у вас большее уважение?
Высказывания «Сжечь — не значит опровергнуть!» и «А всё-таки она вертится!» приписываются Джордано Бруно и Галилео Галилею соответственно. Однако последняя фраза считается легендарной, возникшей в XVII веке как символ противостояния научной истины догмам инквизиции. Поведение Бруно, отказавшегося отречься от своих убеждений, вызывает глубокое уважение за принципиальность и стойкость.
8. Почему для учёных и мыслителей XVI в. особенно важную роль играла математика?
Математика была особенно важна для учёных XVI века, поскольку она обеспечивала точность и объективность выводов, способствовала развитию астрономии, физики и других наук, и позволяла выявлять универсальные законы природы.
Истинная причина и корень всех зол в науках лежит в одном: в том, что мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для них истинной помощи...
Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное — потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое — ибо оно неволит надежду; высшее в природе — из-за суеверия; свет опыта — из-за надменности и презрения к нему.
1. Что, по мнению автора, является основой новых знаний и открытий?
По мнению автора, основой новых знаний и открытий являются опыт и практическое исследование. Он критикует человеческий разум, указывая, что его окропляют воля и страсти, из-за чего человек часто принимает желаемое за действительное. Автор подчёркивает важность трезвого, терпеливого и объективного подхода к исследованию, опираясь на факты и свет опыта.
2. Как автор относится к современной ему науке и к способности человека узнать истину при помощи разума?
К современной ему науке автор относится критически, отмечая, что её развитие тормозится из-за надменности, суеверий и нежелания преодолевать трудности. Он сомневается в способности разума познать истину, если тот не ищет истинной помощи в наблюдениях, экспериментах и проверке гипотез.
+А. Учёные Нового времени начали ставить под сомнение знания прошлых эпох. Они стремились подтвердить всё на практике или обосновать разумными способами.
Б. Первая научная революция произвела переворот в сознании людей. Они перестали верить в Бога и стремились объяснить всё только научными методами.
В. Учёные Нового времени были вынуждены опасаться гонений со стороны католической церкви и часто не рассказывали о своих открытиях, многие из которых так и не дошли до наших дней.
Ответ "А" является правильным, потому что в XVII веке учёные начали активно сомневаться в авторитете древних мыслителей и проводить эксперименты, чтобы подтвердить свои гипотезы. Это время было связано с переходом от теоретического познания к экспериментальному, когда знания стали проверяться и обосновываться научными методами, что явилось основой научной революции. Исследователи таких учёных, как Коперник, Галилей, Ньютон, активно стремились доказать свои теории через наблюдения и эксперименты, что изменило подход к познанию мира.
1. Коперник полагал, что планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам, из-за чего его модель первое время отличалась меньшей точностью, чем модель Птолемея, и подвергалась критике. Почему было так трудно отказаться от античного и средневекового представления о движении планет по кругу? Кто смог сделать этот важный шаг и доказать, что орбиты планет — эллипсы? Подготовьте сообщение на эту тему.
Трудно было отказаться от представлений Птолемея, потому что его модель мира была устоявшейся и поддерживалась веками. В течение долгого времени учёные и астрономы придерживались геоцентрической системы, в которой Земля была в центре, а планеты вращались вокруг неё по кругам. Эти представления соответствовали философским и религиозным учениям, и любые попытки их изменить встречали сопротивление. Модель Коперника, в которой Солнце занимало центральное место, была революционной, но имела свои проблемы. Она оставалась менее точной из-за того, что Коперник также полагал, что планеты двигаются по круговым орбитам, что не соответствовало наблюдениям. В конечном итоге, Иоганн Кеплер, ученик Тихо Браге, смог доказать, что орбиты планет не являются кругами, а эллипсами. Этот вывод был подтверждён его математическими расчётами, и модель Кеплера значительно улучшила точность астрономических прогнозов.
2. Почему католическая церковь признала суд над Галилеем ошибкой, но отказывается реабилитировать Джордано Бруно?
Церковь признала суд над Галилеем ошибкой, потому что его научные взгляды, основанные на коперниковской модели Солнечной системы, позже были признаны правильными, а его преследование стало символом гонений на науку. В 1992 году Папа Иоанн Павел II официально извинился за ошибки в процессе против Галилея. Однако ситуация с Джордано Бруно другая. Бруно был сожжён на костре за свои взгляды, которые включали не только астрономические теории, но и философские и религиозные идеи, ставшие крайне спорными для того времени. Его учение о бесконечной вселенной и множественности миров шло вразрез с догмами церкви. Его отказ от отречения от взглядов привёл к его гибели, и реабилитация Бруно остаётся сложным вопросом, поскольку его идеи были слишком радикальны для католической церкви того времени.
3. Что такое «пари Паскаля»? Какие возражения против него существуют?
«Пари Паскаля» — это философский аргумент, предложенный Блезом Паскалем в XVII веке, который говорит о рациональности веры в Бога. Паскаль утверждал, что, если человек верит в Бога и Бог существует, то он получает вечное спасение, а если не существует — не теряет ничего. Если же человек не верит, а Бог существует, он теряет вечное спасение. Таким образом, Паскаль заключал, что разумнее верить в Бога, поскольку возможная выгода от веры гораздо больше, чем возможный ущерб от неверия. Возражения против «пари Паскаля» касаются того, что вера не должна быть основана на прагматичных расчётах, а также того, что невозможно доказать существование Бога с помощью таких аргументов. Кроме того, существует множество различных религиозных учений, и трудно выбрать, в какую именно верить на основе этого "пари".
4. Кто из упомянутых в параграфе учёных и философов рассматривается как возможный настоящий автор произведений Шекспира?
Существует теория, что произведения Шекспира могли быть написаны не им, а другим автором. Одним из возможных кандидатов на роль настоящего автора произведений Шекспира является Фрэнсис Бэкон. Эта гипотеза основывается на сравнении стиля его философских трудов и произведений Шекспира, а также на его тесных связях с высшими слоями английского общества, что могло бы объяснить анонимность Шекспира.
5. С какой легендой связано открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения? Имеет ли эта легенда под собой какие-то основания?
Существует популярная легенда, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, сидя под яблоней, когда яблоко упало ему на голову. Эта история символизирует его вдохновение, но на самом деле не имеет точных исторических оснований. Хотя Ньютон сам писал, что размышлял о силе тяжести, наблюдая падение яблок, но это не означает, что яблоко буквально упало ему на голову. Закон всемирного тяготения был результатом многих лет работы и размышлений, а не мгновенного озарения.
6. Подготовьте презентацию (сообщение) об одном из деятелей европейской науки XVI—XVII вв. (по своему выбору).
1. Составьте тесты на соотнесение деятелей искусства и науки и созданных ими памятников или сделанных ими открытий (в левом столбце укажите не менее четырёх деятелей, в правом — не менее пяти памятников или открытий).
2. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение.
А. «Он всецело отдался под покровительство госпожи своей Дульсинеи, обратился к ней с мольбою помочь ему выдержать столь тяжкое испытание и, заградившись щитом и пустив Росинанта в галоп, вонзил копьё в крыло ближайшей мельницы; но в это время ветер с такой бешеной силой повернул крыло, что от копья остались одни щепки, а крыло, подхватив и коня и всадника, оказавшегося в весьма жалком положении, сбросило... на землю».
Б. «...Разум мой... научил меня, что осуждать что бы то ни было с такой решительностью, как ложное и невозможное, — значит приписывать себе преимущество знать границы и пределы воли Господней и могущества матери нашей природы; а также потому, что нет на свете большего безумия, чем мерить их мерой наших способностей и нашей осведомлённости. Если мы зовём диковинным или чудесным недоступное нашему разуму, то сколько же таких чудес непрерывно предстаёт нашему взору! Вспомним, сквозь какие туманы и как неуверенно приходим мы к познанию большей части вещей, с которыми постоянно имеем дело, — и мы поймём, разумеется, что если они перестали казаться нам странными, то причина этому скорее привычка, нежели знание...»
В. «Те длинные цепи выводов, сплошь простых и лёгких, которыми геометре! обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное чтолибо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдалённых, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».
Г. Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
А. Этот отрывок принадлежит перу Мигеля де Сервантеса и является частью его знаменитого романа "Дон Кихот". Он описывает эпизод, когда Дон Кихот, сражаясь с мельницей, воспринимает её как великана, что является примером его идеалистичного восприятия мира, противоположного реальности. Сервантес мастерски использует этот момент, чтобы показать внутренний мир Дон Кихота и его борьбу с окружающим миром.
Б. Этот отрывок принадлежит Рене Декарту и отражает философию рационализма, основоположником которой был Декарт. В нём автор размышляет о пределах человеческого разума, о том, что люди часто ошибаются, оценивая явления как невозможные или чудесные, только потому что их не понимают. Декарт подчёркивает важность сомнения как метода познания и уверенности в своей способности находить истины, если следовать рациональному и логическому мышлению.
В. Этот отрывок также принадлежит Рене Декарту, из его работы "Размышления о первой философии". Здесь Декарт описывает, как с помощью логики и последовательности выводов можно познавать истину. Он утверждает, что если следовать строгому порядку доказательств и избегать поспешных выводов, можно прийти к истине, даже если она кажется далеким или скрытым знанием.
Г. Этот отрывок — знаменитая монологическая сцена из трагедии "Гамлет" Вильяма Шекспира. Гамлет, размышляя о жизни и смерти, задаётся вопросом, стоит ли бороться с невзгодами судьбы или лучше смириться с ними. Эта сцена является одним из самых известных примеров философских размышлений в мировой литературе и раскрывает глубокие внутренние переживания героя.
3. Прочитайте документ, ответьте на вопросы после него.
«Я... флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы Вселенской христианской республики... клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи Божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая Католическая и Апостольская Церковь. Но так как от сего Святого судилища мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осуждённое учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно. Земля же не центр и движется. Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбуждённое, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со Св. Церковью».
Вопросы к тексту:
1) Кто автор документа? При каких обстоятельствах этот документ был оглашён?
Автором документа является Галилео Галилей. Этот документ был оглашён во время судебного процесса над Галилеем в 1633 году, когда он был обвинён в ереси за поддержку гелиоцентрической теории Коперника, которая противоречила официальной позиции католической церкви. Галилей был вынужден публично отречься от своих взглядов, что было частью его осуждения и наказания.
2) Почему от автора потребовали отречься от своих взглядов?
От Галилея потребовали отречься от своих взглядов, потому что его учение о гелиоцентрической модели Вселенной, в которой Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него, противоречило учению церкви, которая придерживалась геоцентрической модели. Церковь считала, что утверждение Галилея нарушает авторитет Священного Писания и католической доктрины.
3) Какие последствия имело это отречение?
Отречение Галилея от своих взглядов на гелиоцентрическую систему имело несколько последствий. В первую очередь, это позволило избежать более серьёзных наказаний, таких как сожжение на костре, и позволило ему остаться в живых. Однако это также стало серьёзным ударом по его научной репутации. Несмотря на отречение, его идеи продолжали развиваться в научном сообществе и позже были признаны правильными, но Галилей не смог увидеть этого признания при жизни.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научная революция XVI—XVII вв.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с научной революцией.
Предпосылки научной революции
В этом разделе следует осветить исторические, социальные и культурные условия, которые способствовали развитию науки в XVI—XVII веках. Важным моментом является переход от средневекового мировоззрения, основанного на религиозных догмах, к поиску рациональных и эмпирических способов познания. Нужно указать на рост интереса к научным исследованиям, развитие философии, а также на появление новых методов, таких как эмпиризм и рационализм.
Основные открытия и достижения научной революции
Этот пункт посвящён ключевым фигурам и их открытиям. Нужно подробно рассказать о трудах Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и других учёных, которые изменили представление о мире. Например, работы Коперника и его гелиоцентрическая модель, доказательства Галилеем принципов механики с помощью экспериментов, открытие Кеплером эллиптических орбит планет и формулировка закона тяготения Ньютоном. Это поможет показать, как научная революция перевернула старые представления о Вселенной.
Влияние научной революции на общество и культуру
В этом разделе нужно рассмотреть, как научная революция повлияла на развитие философии, религии и культуры. Важно объяснить, как новые научные открытия ставили под сомнение устоявшуюся картину мира и привели к изменению общественного сознания. Влияние научных открытий на развитие техники, медицины, астрономии и других областей должно быть показано через примеры таких изменений в жизни общества, как появление научных обществ и академий.
Почему в XVI—XVII вв. появились новая наука и новое искусство?
А. Появление нового искусства и новой науки связано с тем, что в XVI—XVII вв. в разных странах Европы появилось много талантливых людей. Именно благодаря им стали возможны новые открытия и появление шедевров живописи и архитектуры.
+Б. В XVI—XVII вв. накопились новые знания об окружающем мире. Нередко они противоречили открытиям учёных прошлых лет и не укладывались в старую картину мира. С этим и связана первая научная революция.
В. Появление барокко связано с упадком культуры в Ранее Новое время. Произведения искусства в этом стиле были гораздо проще шедевров Античности и Ренессанса.
Правильный ответ — Б. В XVI—XVII вв. накопились новые знания об окружающем мире, которые противоречили старым представлениям. Эти открытия стали основой для первой научной революции, когда ученые начали сомневаться в учениях прошлого и искать новые способы познания. Это также повлияло на искусство, поскольку возросший интерес к человеческому разуму, природе и окружающему миру привел к появлению новых художественных стилей, таких как барокко, который выражал более динамичное и эмоциональное восприятие реальности.