Почему в XVII в. наука изменила взгляд на мир? 1. Выявите сходные черты в развитии астрономии и медицины в XVI — XVIIвв. 2. Почему идея физических экспериментов бета революционной для XVI — XVII вв.? 3. С опорой на текст определите, что изображено на рисунках в пункте 3. Используя дополнительные источники информации. найдите сведения о Кристине Шведской. Чем она знаменита? 1. Что такое эмпиризм? Что Бэком считал достоверным источником знаний? 2. Какие взгляды о познании мира отстаивал Р. Декарт? 1. Внимательно рассмотрите картину Д. Раита в начале параграфа. На ней воздушный насос используется для лишения птицы воздуха. Почему столь жестокие эксперименты проводились на глазах у зрителей? 2. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) открытие клетки Р. Гуком; 2) публикация трудов Коперника и Везалия; 3) появление работы Ньютона «Математические принципы философии природы»; 4) создание телескопа Галилеем. 3. Заполните в тетради таблицу. 4. В чём сущность первой научной революции? Почему именно публикация трудов Коперника и Везалия считается её началом? Чем картина мира, сложившаяся по итогам этой научной революции, отличалась от средневековой? 5. Почему систему Птолемея называют гелиоцентрической, а систему Коперника — геоцентрической? 6. Чем различаются эмпиризм и рационализм? 7. Кому принадлежат или приписываются высказывания: «Сжечь — не значит опровергнуть!», «А всётаки она вертится!»? Какое из этих высказываний считается легендарным? Когда и почему возникла легенда? Чьё поведение перед лицом инквизиции вызывает у вас большее уважение? 8. Почему для учёных и мыслителей XVIв. особенно важную роль играла математика? 1. Что, по мнению автора, является основой новых знаний и открытий? 2. Как автор относится к современной ему науке и к способности человека узнать истину при помощи разума? Почему в XVII в. наука изменила взгляд на мир? +А. Учёные Нового времени начали ставить под сомнение знания прошлых эпох. Они стремились подтвердить всё на практике или обосновать разумными способами. Б. Первая научная революция произвела переворот в сознании людей. Они перестали верить в Бога и стремились объяснить всё только научными методами. В. Учёные Нового времени были вынуждены опасаться гонений со стороны католической церкви и часто не рассказывали о своих открытиях, многие из которых так и не дошли до наших дней. 1. Коперник полагал, что планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам, из-за чего его модель первое время отличалась меньшей точностью, чем модель Птолемея, и подвергалась критике. Почему было так трудно отказаться от античного и средневекового представления о движении планет по кругу? Кто смог сделать этот важный шаг и доказать, что орбиты планет — эллипсы? Подготовьте сообщение на эту тему. 2. Почему католическая церковь признала суд над Галилеем ошибкой, но отказывается реабилитировать Джордано Бруно? 3. Что такое «пари Паскаля»? Какие возражения против него существуют? 4. Кто из упомянутых в параграфе учёных и философов рассматривается как возможный настоящий автор произведений Шекспира? 5. С какой легендой связано открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения? Имеет ли эта легенда под собой какие-то основания? 6. Подготовьте презентацию (сообщение) об одном из деятелей европейской науки XVI—XVII вв. (по своему выбору). 1. Составьте тесты на соотнесение деятелей искусства и науки и созданных ими памятников или сделанных ими открытий (в левом столбце укажите не менее четырёх деятелей, в правом — не менее пяти памятников или открытий). 2. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение. А. «Он всецело отдался под покровительство госпожи своей Дульсинеи, обратился к ней с мольбою помочь ему выдержать столь тяжкое испытание и, заградившись щитом и пустив Росинанта в галоп, вонзил копьё в крыло ближайшей мельницы; но в это время ветер с такой бешеной силой повернул крыло, что от копья остались одни щепки, а крыло, подхватив и коня и всадника, оказавшегося в весьма жалком положении, сбросило... на землю». Б. «...Разум мой... научил меня, что осуждать что бы то ни было с такой решительностью, как ложное и невозможное, — значит приписывать себе преимущество знать границы и пределы воли Господней и могущества матери нашей природы; а также потому, что нет на свете большего безумия, чем мерить их мерой наших способностей и нашей осведомлённости. Если мы зовём диковинным или чудесным недоступное нашему разуму, то сколько же таких чудес непрерывно предстаёт нашему взору! Вспомним, сквозь какие туманы и как неуверенно приходим мы к познанию большей части вещей, с которыми постоянно имеем дело, — и мы поймём, разумеется, что если они перестали казаться нам странными, то причина этому скорее привычка, нежели знание...» В. «Те длинные цепи выводов, сплошь простых и лёгких, которыми геометре! обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное чтолибо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдалённых, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть». Г. Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу. Это ли не цель Желанная? Скончаться. Сном забыться. Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ. Какие сны в том смертном сне приснятся, Когда покров земного чувства снят? . Прочитайте документ, ответьте на вопросы после него. «Я... флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы Вселенской христианской республики... клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи Божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая Католическая и Апостольская Церковь. Но так как от сего Святого судилища мне было давно уже сделано законное внушение, дабы я покинул ложное мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не держался этого мнения, не защищал его, не учил ему каким бы то ни было способом, ни устно, ни письменно, а я между тем сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осуждённое учение и привожу в пользу его сильные доводы, хотя и не привожу окончательного заключения, то вследствие сего признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно. Земля же не центр и движется. Посему, желая изгнать из мыслей ваших, высокопочтенные господа кардиналы, равно как и из ума всякого истинного христианина, это подозрение, законно против меня возбуждённое, от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со Св. Церковью». Вопросы к тексту: 1) Кто автор документа? При каких обстоятельствах этот документ был оглашён? 2) Почему от автора потребовали отречься от своих взглядов? 3) Какие последствия имело это отречение? 4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научная революция XVI—XVII вв.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с научной революцией. Почему в XVI—XVII вв. появились новая наука и новое искусство? А. Появление нового искусства и новой науки связано с тем, что в XVI—XVII вв. в разных странах Европы появилось много талантливых людей. Именно благодаря им стали возможны новые открытия и появление шедевров живописи и архитектуры. +Б. В XVI—XVII вв. накопились новые знания об окружающем мире. Нередко они противоречили открытиям учёных прошлых лет и не укладывались в старую картину мира. С этим и связана первая научная революция. В. Появление барокко связано с упадком культуры в Ранее Новое время. Произведения искусства в этом стиле были гораздо проще шедевров Античности и Ренессанса.