menu


ГДЗ по истории 7 класс Морозов, Абдулаев § 18. Османская империя: «великолепный век» и начало заката




Что принесло Раннее Новое время крупным цивилизациям Востока — расцвет или упадок?

Почему на смену процветанию пришёл упадок Османской импе­рии?

1. Каких успехов достигли турки при Селиме I и Сулеймане I и где их постигла неудача?

Турки при Селиме I и Сулеймане I достигли значительных успехов в расширении своей империи. Селим I разгромил мамлюков и завоевал Египет, контролируя священные города Мекку и Медину. Сулейман I продолжил завоевания, подчинив Ирак и успешно ведя войны с Персией. Однако неудачей стало поражение в попытках захватить Индию и разгромить португальцев.

2. Какие государства стали вассалами Османской империи и помогали ей в завоеваниях?

Вассалами Османской империи стали казанские и сибирские татары, а также крымские татары, которые участвовали в грабительских набегах и продавали пленных на рабских рынках. В Средиземноморье Сулейману помогал Хайреддин Барбаросса, глава пиратского государства в Алжире.

1. Как управлялась Османская империя?

Османская империя управлялась через систему, где султан был абсолютным правителем, сосредоточившим в своих руках светскую и духовную власть. При султане действовал диван — совет из военачальников, чиновников и духовенства, который помогал ему принимать решения. Важную роль в управлении играло правительство во главе с великим везиром. В провинциях султан назначал бейлербеев и кадиев для контроля над порядком, законом и благосостоянием. Войска состояли из сипахов и янычар, при этом янычары также служили в гражданских должностях.

2. На какие группы делилось османское общество?

Османское общество делилось на две основные группы: те, кто служил султану (воины и духовенство), и те, кто платил налоги (горожане и крестьяне). Это деление не было сословным, так как права и обязанности не передавались по наследству. Также существовали миллеты — самоуправляемые общины для немусульман, такие как православные, иудеи и армяне, с собственными религиозными руководителями и судами.

Как эта фреска подчёркивает богатство и могущество правителя Персии?

Что общего и различного в развитии Марокко и Ирана в XVI— XVII вв.?

Общее в развитии Марокко и Ирана в XVI—XVII веках заключается в том, что оба государства успешно противостояли Османской империи, хотя и с разными методами и результатами. Оба столкнулись с необходимостью модернизации армии, опираясь на помощь европейцев для усиления своего военного потенциала. И Марокко, и Иран сумели одержать важные победы: Иран победил османов при Аббасе I, а Марокко разгромило Сонгаи.

Однако различия также значительные. В Иране династия Сефевидов (с шейхом Исмаилом I и шахом Аббасом I) принесла стабильность и расцвет через внутреннюю реорганизацию и улучшение армии, а также сотрудничество с европейцами. В то время как в Марокко важным моментом стала военная удача с помощью европейских технологий (например, оружия), а также значительное обогащение от разграбления соседних территорий, что привело к строительству многочисленных дворцов.

Иран продолжал развиваться до упадка в XVIII веке, тогда как Марокко испытало затруднения в поздний период, в том числе из-за разрушения построек и упадка экономической мощи.

1. Как отразилась «революция цен» на Османской империи?

«Революция цен» обесценила деньги и привела к падению доходов, что ослабило экономику Османской империи. Из-за инфляции и увеличения расходов на армию и чиновников казна не справлялась с нуждами. Сипахи и чиновники начали брать взятки и усиливать своё влияние, что ухудшало финансовое положение и социальное неравенство.

2. Почему отсутствие самостоятельных городов ослабляло импе­рию?

Отсутствие самостоятельных городов также ослабляло империю, так как города зависели от властей и не могли эффективно реагировать на изменения рыночной ситуации. Кадии, контролировавшие торговлю, устанавливали цены и объёмы производства, что снижало гибкость и предпринимательскую активность. Более того, торговые привилегии часто получали иностранные купцы, что ограничивало развитие внутренней торговли и ослабляло экономику.

3. Какие факторы ослабления Османской империи отражны на ил­люстрациях в пункте 4?

1. Объясните смысл изображений в начале параграфа.

2. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: I) битва на Чалдыранском поле; 2) вторая осада Вены турецки­ми войсками; 3) расцвет Османской империи при Сулеймане I; 4) завое­вание туркамиосманами Египта; 5) разгром турецкого флота при Лепанто.

Битва на Чалдыранском поле — 1514 год.
Вторая осада Вены турецкими войсками — 1683 год.
Расцвет Османской империи при Сулеймане I — 1520–1566 годы.
Завоевание турками-османами Египта — 1517 год.
Разгром турецкого флота при Лепанто — 1571 год.

3. Заполните в тетради таблицу, сравнив Османскую империю с ка­койлибо европейской державой XVIXVII вв. (по своему выбору).

Общие черты    Различия
Османская империя и Испания были мощными мировыми державами.    Османская империя была исламским государством, а Испания — католической монархией.
Обе державы активно вели военные кампании, стремясь расширять свои территории.    Османская империя использовала большие силы пехоты (янычары), в то время как Испания полагалась на кавалерию и флоты.
Экономики обеих стран зависели от торговли и захваченных территорий.    Испания имела более централизованное управление, тогда как Османская империя использовала систему вассалов и местных правителей.
Оба государства пережили расцвет в XVI веке.    Испания позднее пережила экономический кризис, в то время как Османская империя столкнулась с внутренними проблемами в XVII веке.

4. Как в Османской империи воплощался завет султана Мехмеда II Завоевателя «Сабля и вера неразлучны»?

В Османской империи завет султана Мехмеда II «Сабля и вера неразлучны» воплощался в тесном союзе военной и духовной власти. Мехмед II, известный как Завоеватель, активно использовал военную силу для расширения империи, а религия служила не только духовным ориентиром, но и политическим инструментом. Османы часто оправдывали свои завоевания «священной войной», что укрепляло связь между военной службой и религиозной обязанностью. Важность исламской веры также поддерживалась институтом халифата, который был сосредоточен в руках султана после захвата последнего халифа в Египте.

5. В чём заключались сильные и слабые стороны государственного устройства Османской империи?

Государственное устройство Османской империи имело свои сильные и слабые стороны. Сильной стороной было централизованное управление, в котором султан был абсолютным правителем. Это обеспечивало стабильность и контроль. Также сильными сторонами были развитая армия и успешная система управления на местах, с назначением бейлербеев и кадиев. Однако слабые стороны заключались в том, что власть султана могла быть оспорена политическими интригами, а система зависящих от него чиновников и военных (таких как янычары) со временем становилась нестабильной. Коррупция, мятежи и внутренние конфликты, а также неспособность к быстрой адаптации к изменениям, такими как «революция цен», стали серьёзной проблемой для империи.

6. Можно ли назвать миллеты автономными государствами? И если да, то чем они были необычны?

Миллеты в Османской империи не были автономными государствами, но обладали значительной степенью самоуправления в рамках империи. Миллеты представляли собой религиозные общины, которым позволялось управлять своими делами, такими как религиозные обряды, законы, школы, а также судить по собственным нормам. Они были необычны тем, что несмотря на их религиозное различие, они не были отделены от государства, а в рамках османской системы поддерживали стабильность, создавая своего рода «многоконфессиональную империю», где религиозные группы могли жить согласно своим законам, но под общей юрисдикцией султана.

7. Итальянский разведчик доносил из Стамбула; «При султанском дворе разные языки в ходу: турецкий, язык властителя; арабский, на котором написан турецкий закон — Коран; третье место занимает язык славянский — на нём говорят янычары». Объясните причины такого явления.

Причины того, что при султанском дворе Османской империи использовались различные языки, можно объяснить многонациональным составом империи и её многоязычной культурой. Турецкий язык был языком властителя и официальным языком империи, арабский использовался для религиозных и юридических целей, так как Коран и шариат были написаны на этом языке, а славянский язык был в ходу среди янычар, которые часто были христианами, родом из Балкан. Таким образом, языковое разнообразие отражало мультикультурный характер империи, где различные этнические и религиозные группы жили в едином политическом и культурном контексте.

8. По аналогии со схемами на с. 125 и 145 составьте схему государ­ственного управления Османской империи.

1. Сгруппируйте характеристики, которые учитывались при отборе в янычары, на природные (биологические) и социальные.

Природные (биологические) характеристики:

Возраст (9-14 лет): это была возрастная категория для набора в янычары.
Физическая сила и здоровье: были важны для того, чтобы юноша мог выдержать жесткие условия военной службы и обучения.
Социальные характеристики:

Христианская принадлежность: они обычно брались из крестьянских семей христианского происхождения, в основном балканских регионов.
Социальное происхождение: часто это были дети бедных семей, которые не имели других возможностей для социальной мобильности.
Добровольность или насильственное принуждение: некоторые мальчики попадали в янычары по собственному желанию, другие — насильно, в рамках системы девширме (налог на детей).

2. Какие характеристики вам кажутся очевидными и ожидаемыми, а какие вас удивили? Почему?

Очевидными и ожидаемыми являются социальные характеристики, такие как христианское происхождение и возраст. Это объясняется практикой девширме, когда именно христианские мальчики становились объектом набора для янычар, поскольку османские власти, как правило, не вербовали мусульман для этой службы. Возраст также логичен, поскольку юноши в этом возрасте еще не сформированы физически и морально, что позволяло им легче адаптироваться к строгой дисциплине.

Менее очевидным для меня является насильственное включение в ряды янычар, особенно в контексте того, что иногда это происходило в рамках целой системы, когда семьи не имели возможности отказать в отдаче своих детей в военную службу. Это довольно жестокая практика, которая показывает, насколько османская империя использовала принудительные методы для пополнения своих войск и обеспечения лояльности среди новых солдат, подчиненных имперской власти.

Почему на смену процветанию пришёл упадок Османской империи?

А. Упадок Османской империи связан с военными поражениями. Проиграв в битве при Лепанто и уступив австрийцам и полякам, турки лишились источников своих богатств.

Б. Расцвет Османской империи связан с личными качествами султана Сулеймана 1. Ему на смену пришли бездарные правители, которые не смогли удержать достижений своего предшественника.

+В. Военные поражения Османской империи стали следствием вну­тренних неурядиц. Желание знати наживаться за счёт крестьян и ремесленников привело к тому, что казна перестала получать достаточное количество налогов. Это ослабило турецкую армию и всё государство.

Ответ В правильный, потому что он отражает более сложную и многогранную причину упадка Османской империи. Военные поражения, конечно, сыграли свою роль, но основными факторами, приведшими к этим поражениям, стали внутренние проблемы. Эксплуатация крестьян и ремесленников, коррупция среди знати и чиновников, а также рост социальных и экономических неурядиц ослабили страну изнутри. Недостаток налоговых поступлений, вызванный ухудшением положения населения, сделал невозможным эффективное функционирование армии и всего государственного аппарата. Это, в свою очередь, способствовало военным поражениям и постепенному упадку империи.

1. Правительство Османской империи в европейских странах и в Рос­сии называли Высокая (или Блистательная) Порта. Объясните происхо­ждение этого названия.

Название «Высокая Порта» происходит от того, что правительство Османской империи располагалось в Стамбуле, и это название использовалось для обозначения центрального правительства и его официальных органов. Внешне правительственные здания были расположены у входа в Дворец Топкапы, где находилась «высокая» парадная дверь (Порта), через которую проходили важнейшие документы и решения. Европейцы, видя важность этого места для османской власти, начали называть её «Высокой Портой».

2. Какими достижениями в культуре сопровождался расцвет Осман­ской империи и сефевидского Ирана? Подготовьте презентацию по дан­ной теме.

Расцвет Османской империи был связан с достижениями в различных сферах культуры, особенно в архитектуре, живописи и литературе. Одним из наиболее ярких примеров является работа зодчего Синана, чьи проекты, такие как мечеть Сулеймание, стали знаковыми для османской архитектуры. Также развивалась литература, и в этом контексте стоит отметить вклад таких писателей, как Насими и Фузули. Сефевидский Иран, в свою очередь, также достиг значительных успехов в культуре: развитие персидской поэзии, искусства миниатюры, архитектуры, а также важное влияние на искусство керамики и ковроткачество. В период правления шаха Аббаса I была создана уникальная культура, синтезировавшая персидские и арабские традиции.

3. Что такое карта Пириреиса? Какие загадки она таит и какие объ­яснения этих загадок существуют? Подготовьте сообщение об этом таин­ственном документе.

Карта Пириреиса — это старинная карта, составленная в 1513 году османским адмиралом и картографом Пириреи, которая включает изображения частей Америки и Африки, а также других территорий, известных в то время. Загадки карты заключаются в том, что на ней изображены южноамериканские континенты, что вызывает вопросы, как османы могли иметь такие знания об этих землях в XVI веке. Существуют различные теории, включая возможность древних контактов между различными культурами и даже гипотезы о потопленных землях, которые якобы могли быть представлены на этой карте.

4. Кто такой Эвлия Челеби? Почему его труды представляют боль­шую ценность?

Эвлия Челеби — это турецкий писатель и путешественник XVI века, известный своей книгой «Сейахатнаме», в которой он описал свои путешествия по различным регионам Османской империи и за её пределами. Его труды представляют большую ценность, потому что они содержат подробные и живописные описания различных народов, культур, а также важнейших исторических событий того времени. Челеби является одним из первых авторов, который оставил столь обширные записи о жизни в османской империи.

5. На мусульманском Востоке героем коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок является Ходжа Насреддин. Был ли такой человек в действительности? Чему по­священы истории о Ходже Насреддине?

Ходжа Насреддин — это легендарный персонаж в исламской культуре, герой юмористических историй и анекдотов, который представлен как мудрый, но одновременно хитрый и остроумный человек, решающий сложные ситуации с помощью юмора и нестандартного подхода. Существует мнение, что Ходжа Насреддин — это собирательный образ, а не реальный человек. Его истории посвящены различным аспектам человеческой жизни, вопросам морали, религии и социальной справедливости, часто в сатирической форме.






ГДЗ по истории 7 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 18

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):