menu


ГДЗ по обществознанию 6 класс Сорвин § 5. Социальная группа: общество в миниатюре




1. Какие существуют виды объединений людей?

Основными видами объединений являются формальные группы (например, трудовые коллективы, государственные органы) и неформальные группы (друзья, любители по интересам). Также выделяются первичные группы (например, семья) и вторичные группы (например, учебные коллективы, производственные организации).

2. К каким социальным группам относится человек?

Человек может относиться к разным социальным группам одновременно. Он может быть частью семьи, коллектива на работе, друзей, учебной группы и других объединений, определяемых по профессии, интересам или общим ценностям.

3. Какая существует классификация социальных групп?

Классификация социальных групп основывается на ряде факторов. Они могут быть делены по размеру (малые и большие группы), по типу взаимодействия (первичные и вторичные), по степени организованности (формальные и неформальные), по продолжительности существования (временные и постоянные).

4. Почему семью называют ячейкой общества?

Семью называют ячейкой общества, потому что она выполняет важные функции в жизни человека и общества. Она играет ключевую роль в социализации личности, обеспечении заботы и поддержки, воспитании детей и передаче культурных ценностей. Семья служит основой стабильности и сохранения социальных норм, что делает её важным элементом общественного устройства.

Как связана жизнь человека с жизнью социальных групп?

Жизнь человека тесно связана с жизнью социальных групп, так как именно в их рамках человек удовлетворяет свои социальные, экономические и культурные потребности. Человек учится взаимодействовать с обществом, вырабатывает свои ценности и убеждения, получает поддержку и ощущение принадлежности, находясь в различных социальных группах. Группы помогают человеку адаптироваться, развиваться и выполнять социальные роли, которые необходимы для полноценного участия в жизни общества.

1. Приведите примеры социальных категорий, к которым вы относитесь.

Примеры социальных категорий, к которым можно относиться, включают возрастные группы (например, молодежь или взрослые), профессиональные сообщества (например, учителя или инженеры), культурные и этнические общности, а также группы по интересам (например, любители литературы или спорта).

2. Для решения каких задач могли быть выделены эти категории?

По каким принципам люди объединяются в группы?

Люди объединяются в группы по ряду принципов. Одним из важнейших является общность интересов, когда люди объединяются по хобби или профессиональной деятельности. Другим принципом является географическая близость, когда соседи или жители одного города могут формировать локальные группы. Ключевую роль играют также ценности и убеждения, объединяющие людей на основе сходных взглядов и мировоззрения. Социальный статус, профессия и культура также могут быть основой для формирования групп.

Перестанет ли существовать рота, если её командир оставит службу в ар­мии?

Рота не прекратит существование, если командир покинет службу, так как это формальное структурное подразделение армии. Рота организована по принципу субординации и выполняет функции независимо от конкретной личности командира.

1. Чем социальная категория отличается от социальной группы? На ос­новании текста дайте определение понятия «социальная группа».

Социальная категория и социальная группа различаются по степени взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Социальная категория — это совокупность людей, которые имеют общие характеристики, например, возраст, профессию, пол, но не обязательно взаимодействуют между собой. Например, все студенты или все пенсионеры могут рассматриваться как социальные категории.

Социальная группа, в свою очередь, — это объединение людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают своё единство и общие интересы. Группа имеет определённые правила и нормы, которые регулируют поведение её членов и поддерживают внутренние связи.

2. Чем различаются нормы и ценности? Зачем они нужны в группе?

Нормы и ценности различаются по своему значению и роли. Нормы — это конкретные правила поведения, которые регулируют действия членов группы и поддерживают порядок. Они могут указывать, что является допустимым или недопустимым в рамках группы.

Ценности — это более общие представления о том, что важно и значимо для группы, они определяют её мировоззрение и помогают формировать цели и идеалы. Нормы и ценности необходимы для поддержания сплочённости группы, они помогают её членам придерживаться общих целей, сохранять идентичность группы и регулировать поведение в сложных ситуациях.

1. Какие особенности общества и социальных групп затрагивает в дан­ном отрывке автор?

2. Что в группе можно сравнить с асфальтовыми дорожками, а что под­разумевал автор под клумбами?

В группе асфальтовые дорожки можно сравнить с установленными правилами и нормами, которые направляют действия её членов и поддерживают порядок. Под клумбами автор, вероятно, имел в виду ценности, идеалы и цели группы, которые служат её украшением и делают её уникальной, наполняя смыслом существование её членов.

Назовите основные сходства, существующие между обществом и группой.

Основные сходства между обществом и социальной группой включают наличие общих норм и правил, которые регулируют поведение участников; общие цели и ценности, которые объединяют людей; наличие структуры и системы отношений, позволяющих людям взаимодействовать и поддерживать порядок. Как общество, так и группа выполняют функцию социализации и помогают членам адаптироваться к установленным нормам.

1. Как вы понимаете слова Г Форда? Как вы думаете, на каком из трёх этапов, выделенных в эпиграфе, появляется социальная категория, а на каком начинает формироваться социальная группа? Почему?

2. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на главный вопрос урока.

3. Какие общие признаки есть у социальной категории и социальной группы? Чем они отличаются?

Общими признаками социальной категории и социальной группы являются общие характеристики или черты, по которым люди объединены, такие как возраст, профессия или пол. Однако они различаются тем, что социальная категория — это просто совокупность людей с общими чертами без необходимости взаимодействия, а социальная группа включает тех, кто взаимодействует, имеет общие цели и осознаёт свою принадлежность к этой группе.

4. Посмотрите любую информационную передачу по телевидению. Ка­кие категории людей в ней были упомянуты? Для каких целей?

Например, в новостной передаче могут быть упомянуты категории людей, такие как пенсионеры, молодёжь, предприниматели или госслужащие. Эти категории упоминаются для иллюстрации проблем, достижений или изменений, связанных с этими группами, а также для выделения их специфических потребностей или интересов в определённом контексте.

5. Может ли социальная группа обходиться без норм и ценностей? Почему?

Социальная группа не может обходиться без норм и ценностей, так как они обеспечивают её единство и порядок. Нормы помогают регулировать поведение участников, а ценности объединяют их на основе общих идеалов и целей. Без них группа не сможет сохранять внутреннюю сплочённость и устойчивость.

6. Приведите пример какой-либо социальной группы, к которой вы принадлежите. Какую роль вы играете в этой группе? Какие в этой группе существуют нормы и ценности?

Например, учебный класс — это социальная группа, к которой я принадлежу. Моя роль в этом классе — учащийся, но также и друг и помощник для одноклассников. В классе существуют нормы, такие как уважение к учителям и правила поведения на уроках, а ценности включают стремление к знаниям, поддержку друг друга и честность.

7. Назовите основные сходства, существующие между обществом и группой.

Основные сходства между обществом и группой заключаются в наличии норм и ценностей, общих целей, а также в том, что и общество, и группа помогают своим участникам социализироваться, учат их взаимодействовать и поддерживать порядок.

8. Назовите не менее трёх категорий, по которым можно было бы объединить всех учеников вашего класса. Как вы думаете, при каких обстоятельствах могла бы пригодиться подобная классификация?

Ученики в классе могут быть объединены по успеваемости, по увлечениям (например, спортивные или творческие занятия) и по социальным ролям (например, активисты или лидеры). Подобная классификация может пригодиться при организации мероприятий или при работе в группах для лучшего распределения ролей и задач.

9. Вспомните историю формирования вашего класса. С какого момента можно считать, что класс перестал быть социальной категорией и стал социальной группой? Какие сейчас в нём есть социальные роли?

Класс перестал быть социальной категорией и стал социальной группой, когда мы начали регулярно взаимодействовать, узнавать друг друга, делиться общими интересами и заботиться о выполнении общих задач. В классе сформировались роли, такие как лидер, помощник учителя, организатор мероприятий и участники различных кружков. Эти роли помогают нашему классу действовать как сплочённая группа.

10. Каким из пройденных социологических терминов можно охарактеризовать совокупность людей, являющихся «друзьями» какого-либо индивида в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и т. д" Можно ли считать их социальной группой? Почему?

Совокупность людей, являющихся «друзьями» в социальных сетях, можно назвать социальной категорией. Эти люди объединены по одному признаку — они добавлены в список друзей, но не всегда взаимодействуют между собой и часто не осознают общие цели или интересы. Таким образом, их нельзя считать социальной группой, поскольку социальная группа подразумевает тесное взаимодействие, осознанные цели и общие нормы, чего зачастую нет в виртуальной «дружбе».

11. Опираясь на знания по истории, попробуйте назвать социальные роли, существовавшие во всех или почти во всех обществах. Почему именно эти роли оказались наиболее универсальными?

Во всех обществах существовали такие социальные роли, как правитель или лидер, воины, ремесленники, земледельцы и учителя. Эти роли оказались универсальными, потому что они необходимы для поддержания структуры и жизнедеятельности любого общества: правители обеспечивали порядок, воины защищали от врагов, ремесленники и земледельцы создавали необходимые продукты, а учителя передавали знания и культурные ценности.

12. Как вы думаете, как связаны потребности человека, его деятельность и социальные группы и категории, к которым он принадлежит?

Потребности человека определяют его деятельность, направленную на их удовлетворение, будь то работа, учёба или творчество. Эта деятельность обычно связана с социальными группами и категориями, к которым человек принадлежит: семья, учебный коллектив, профессиональные сообщества. Эти группы помогают человеку достигать целей, обеспечивают поддержку и создают условия для удовлетворения его потребностей.

13. Социальные роли названы в параграфе ожиданиями участников группы по отношению к поведению каждого её члена. Значит ли это что мы должны полностью соответствовать ожиданиям других и не можем выполнять свою роль так, как хочется нам?

Полностью соответствовать ожиданиям других необязательно, так как у каждого человека есть свои особенности, уникальный подход и видение. Социальные роли предполагают определённые рамки, но всегда остаётся пространство для индивидуального выражения. Важно находить баланс, соблюдая основные ожидания группы, но при этом оставаясь собой и внося в роль что-то уникальное.

Вспомните из истории Древнего мира или Средних веков какие-нибудь классы или группы населения, которые вы изучали. Какие функции выполняли эти классы в обществах, какое поведение ожидалось от их членов?

В древнем мире и Средних веках общество было жёстко разделено на классы и сословия, каждый из которых выполнял свои функции. Например, в Древнем Египте жрецы занимались религиозными обрядами, служили посредниками между людьми и богами, а также хранили знания в области астрономии и медицины. От них ожидалось благочестие, соблюдение ритуалов и поддержание общественной веры. В Средневековой Европе рыцарство играло роль военной силы, защищавшей территорию и служившей феодалам. Рыцари должны были соблюдать кодекс чести, проявлять мужество и преданность своему господину. Крестьяне, составлявшие основу большинства обществ, обеспечивали продовольствие, обрабатывали землю и подчинялись феодалам, от них ожидали трудолюбия и покорности.

1. Какие роли в данной группе описал Уайт?

2. Как бы вы сформулировали парадокс, обнаруженный исследовате­лем? Сталкивались ли вы с описанием чего-то подобного ранее?






ГДЗ по обществознанию 6 класс учебник Сорвин Параграф 5

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):