menu


ГДЗ по обществознанию 6 класс Сорвин § 4. Человек в мире познания




Каким образом человек познает мир и себя?

Человек познаёт мир и себя через множество путей, но главные механизмы — это чувственное восприятие и рациональное мышление.

С опорой на текст расскажите, какую роль в познании играют органы чувств.

Органы чувств играют фундаментальную роль в процессе познания, поскольку через них человек получает первоначальные данные о мире.

1. Почему познание названо в тексте важнейшим условием выживания людей?

Познание называют важнейшим условием выживания, так как именно через способность анализировать окружающий мир и адаптироваться к нему человек смог создать инструменты, развить технологии, а также построить сложные социальные структуры. Без познания люди не смогли бы понять природу, предвидеть опасности и изменять окружающую среду для своего блага.

2. Что такое ощущение, восприятие, представление?

Ощущения — это непосредственные реакции органов чувств на внешние стимулы, восприятие — это осмысление этих ощущений, а представление — это сохранение образов в памяти для дальнейшего использования.

С какой проблемой, обсуждавшейся в параграфе, связаны данные рассуждения Платона?

Платон рассматривал вопросы познания в своих рассуждениях об идеях и их отражении в реальном мире. Он поднимал проблему того, что наши чувства могут искажать истину, и истинное познание возможно лишь через размышление. В тексте можно найти новые аргументы в том, что, несмотря на ограниченность органов чувств, они всё же необходимы для формирования первичного опыта, который становится основой для более глубоких размышлений.

Какие новые аргументы вы здесь увидели?

Как человек познаёт окружающий мир?

Человек отвечает на вопросы через процесс мышления, исследования и наблюдения. Через сомнение, проверку гипотез и сравнение различных точек зрения он приходит к более глубокому пониманию как внешнего мира, так и самого себя.

1. Чем знание отличается от ощущений?

Знание отличается от ощущений тем, что оно требует систематизации и осмысления. Ощущения — это просто реакции на внешние стимулы, в то время как знание формируется в результате анализа и понимания полученных данных.

2. Если познание — процесс социальный, то верно ли утверждение, что животные не познают окружающий мир?

Познание — процесс социальный, потому что оно включает в себя обмен знаниями между людьми, передачу опыта через язык, культуру и обучение. Животные могут воспринимать мир и взаимодействовать с ним, но их познание не имеет социальной природы в том смысле, как это происходит у людей. Животные действуют инстинктивно и не могут накапливать и передавать знания на том уровне, который доступен человеку.

Как человек отвечает на поставленные вопросы?

Человек отвечает на вопросы через процесс мышления, исследования и наблюдения. Через сомнение, проверку гипотез и сравнение различных точек зрения он приходит к более глубокому пониманию как внешнего мира, так и самого себя.

1. Что такое самопознание? Для чего оно нужно?

Самопознание — это процесс осмысления человеком своих внутренних качеств, эмоций, мотивов и целей. Оно помогает человеку лучше понять себя, свои потребности, ценности и границы, что способствует личностному росту, осознанному принятию решений и гармоничному взаимодействию с окружающим миром.

2. Слово «талант» имеет древнегреческое происхождение и изначаль­но использовалось для обозначения монеты большого достоинства. Со временем у греков появилось выражение «Зарыть талант в землю». Как вы понимаете, что оно означало? Про кого сейчас говорят, что он зарыл свой талант в землю?

Выражение «Зарыть талант в землю» в Древней Греции означало неиспользование или невостребованность способностей и возможностей, которые мог бы развивать человек. Сегодня это выражение используют по отношению к людям, которые, обладая выдающимися талантами, не развивают их, не используют свои способности или теряют время на незначительные дела.

1. О какой проблеме идёт речь в словах Галилея в начале параграфа? Возможно ли полностью познать строение мира?

Галилей в своём высказывании поднимает проблему познания мира и его пределов. Вопрос заключается в том, можно ли достичь полного знания о вселенной или наши возможности ограничены. Несмотря на достижения науки, полное познание строения мира остаётся труднодостижимым из-за постоянного расширения наших знаний и появления новых вопросов.

2. Сформулируйте ответ на главный вопрос урока.

3. Приведите три примера, иллюстрирующие процесс перехода ощу­щения в восприятие и восприятия в представление.

Пример перехода ощущения в восприятие: когда человек ощущает запах свежих цветов, это чувство (ощущение) перерастает в восприятие красоты или свежести окружающей среды. Восприятие может перейти в представление о весеннем времени года или детских воспоминаниях, связанных с природой.

4. Почему источником знания не могут считаться только ощущения?

Ощущения не могут быть источником знания сами по себе, поскольку они лишь предоставляют сырой материал для анализа. Чтобы получить знание, необходимо обработать и интерпретировать эти ощущения. Например, разные люди могут ощущать одно и то же, но прийти к разным выводам.

5. Приводите свои примеры, иллюстрирующие наличие в новом знании знания предыдущего.

Примером нового знания, включающего в себя предыдущее, может служить изучение математики: чтобы понять производные, необходимо иметь базовые знания алгебры и функций.

6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы самопознания.

Основные этапы самопознания включают самоанализ (рефлексию), когда человек осознаёт свои чувства и мысли, а также внутреннее осознание, которое включает понимание себя в отношении к миру и окружающим.

7. Какие открытия в самих себе вы смогли сделать, обучаясь в школе?

В школе человек может сделать важные открытия о своих способностях, интересах и стремлениях. Например, осознать свои сильные стороны в предметах, требующих аналитического мышления или творчества, понять важность общения и работы в команде. Также школа помогает развивать терпение, настойчивость и способность преодолевать трудности.

8. Какую роль играет познание в жизни человека?

Познание играет ключевую роль в жизни человека, так как оно позволяет ему развивать сознание, адаптироваться к изменениям в мире и совершенствоваться. Познание помогает человеку находить своё место в обществе, понимать законы природы и достигать личных целей, одновременно обогащая его внутренний мир и расширяя границы восприятия.

9. Можно ли сказать, что человек сначала познаёт внешний мир и ужо после этого начинает познавать самого себя?

Можно утверждать, что человек сначала познаёт внешний мир, так как его первые впечатления и знания связаны с окружающей средой. Однако процесс самопознания начинается практически одновременно, когда человек начинает осознавать себя в этом мире. Внешнее и внутреннее познание взаимосвязаны и идут рука об руку.

10. Некоторые исследователи прошлого утверждали: «Можно верить лишь тому, что видел своими глазами». Соответствует ли это действительности? Может ли человек прожить жизнь, опираясь лишь на зна­ние того, что он видел? Почему?

Утверждение «Можно верить лишь тому, что видел своими глазами» отражает ограниченность такого подхода. Человек не может полагаться только на свои ощущения, так как восприятие субъективно и ограничено. Для полноценного понимания мира человек использует знания, переданные другими, научные открытия и опыт предыдущих поколений. Жизнь, построенная лишь на личных наблюдениях, была бы крайне ограниченной.

11. Как вы понимаете высказывание французского писателя Р. Гари «Нельзя спрашивать о смысле жизни — этот смысл нужно в неё вло­жить»? С какими проблемами, поднятыми в тексте параграфа, оно вза­имосвязано?

Высказывание Р. Гари «Нельзя спрашивать о смысле жизни — этот смысл нужно в неё вложить» подчёркивает, что человек сам должен придать своей жизни значение и цель. Это связано с проблемой экзистенциального поиска, когда человек пытается найти смысл своего существования. Вопрос смысла жизни не имеет универсального ответа, и каждый должен создавать его самостоятельно через свои действия и выборы.

В каких произведениях художественной литературы вы сталкивались с размышлениями героев о самих себе? В результате каких ситуаций герои обращались к таким раз­мышлениям?

В художественной литературе размышления героев о себе встречаются в таких произведениях, как "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, где Раскольников размышляет о нравственной стороне своих поступков, или в "Войне и мире" Л.Н. Толстого, где Пьер Безухов ищет смысл жизни и своё место в обществе. Эти размышления обычно возникают в результате переживания критических жизненных ситуаций, которые ставят героев перед сложными моральными и личностными вопросами.

Как вы думаете, зачем Платон и Галилей избирали форму диалогов для своих произведений? Какая особенность человеческого познания при ном оказывается особо подчёркнутой?

Платон и Галилей использовали форму диалогов в своих произведениях, чтобы подчеркнуть процесс поиска истины через обсуждение, сомнения и обмен мнениями. Диалог как форма подчёркивает, что познание не является односторонним процессом, а требует взаимодействия различных точек зрения и глубокого размышления.

1. В чём заключается загадка человека? Как связаны эпиграфы к каждому параграфу с темой главы? Какие аспекты содержания главы подчёркивают эпиграфы?

Загадка человека заключается в сложности его природы и многогранности существования. Он одновременно является биологическим и социальным существом, и эта двойственность раскрывается через противоречия между инстинктами и культурными нормами. Эпиграфы к параграфам служат философским введением к каждой теме главы, задавая тон размышлениям о природе человека, его отношении к обществу, природе и культуре. Они подчеркивают разные аспекты содержания — от биологической природы до социальной роли.

2. Закончите утверждения:

— Как биологическое существо, я...

— Как социальное существо, я...

Как биологическое существо, я завишу от природы, её ресурсов и законов. Как социальное существо, я формируюсь через взаимодействие с другими людьми и соблюдение социальных норм.

3. В чём заключается зависимость человека от приро­ды? Как вы считаете, любая ли деятельность человека за­висит от природных условий?

Зависимость человека от природы огромна, ведь всё, что мы потребляем или используем, исходит из природных ресурсов. Хотя современный человек порой кажется отделённым от природы, вся наша деятельность по-прежнему связана с природными условиями, начиная от сельского хозяйства и заканчивая производством. Но не вся деятельность напрямую зависит от природы, например, многие современные формы труда, связанные с интеллектуальной деятельностью, имеют меньшее отношение к природной среде.

4. Какую функцию в жизни современного человека выполняет одежда? Всегда ли в истории было так?

Одежда сегодня выполняет не только утилитарную функцию защиты от погодных условий, но и культурную — она выражает личность, принадлежность к определённой группе, стиль жизни. В прошлом её роль была более практической, но даже в древности одежда несла культурные смыслы, связанные с социальным статусом и традициями.

5. Опираясь на материал различных параграфов главы, назовите не менее трёх проявлений социальной природы человека. Как они связаны друг с другом?

Проявления социальной природы человека включают потребность в общении, участие в коллективной деятельности и способность к обучению через взаимодействие с другими. Эти проявления связаны между собой через совместную деятельность, обмен знаниями и навыками.

6. Согласны ли вы с высказыванием о том, что обще­ство заинтересовано в самореализации каждого из его членов?

Я согласен с тем, что общество заинтересовано в самореализации каждого из его членов. Люди, которые находят своё место в жизни и реализуют свои способности, приносят пользу обществу, вносят вклад в его развитие и благополучие.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Деятельность — образ жизни любого человека»?

Деятельность действительно является образом жизни любого человека. Через труд, творчество и участие в социальной жизни человек утверждает себя в мире и проявляет свою сущность.

8. Найдите не менее трёх высказываний великих лич­ностей о природе человека. В чём они схожи? Каковы между ними различия?

Высказывания великих личностей о природе человека часто сосредотачиваются на его способности к разумному мышлению, на его морали и социальных устремлениях. Например, Аристотель утверждал, что человек — это «общественное животное», Маркс — что человек развивается через труд, а Ницше — что человек стремится к самопреодолению. Сходство заключается в акценте на социальной природе человека, но подходы к её интерпретации различаются.

9. По данным социологов, большая часть россиян (46%) готова работать на неприятной работе, получая при этом большие деньги. В то же время чуть меньше людей (45%) готовы отказаться от большего заработка ради любимом работы. О роли каких потребностей в жизни россиян говорят эти цифры? Чему бы вы отдали предпочтение в своей будущей жизни?

Данные социологических опросов россиян отражают наличие у людей базовых потребностей в материальном благополучии, а также стремление к самореализации через любимую работу. Я бы предпочёл найти баланс между интересной деятельностью и достойным заработком, так как удовлетворение от труда играет ключевую роль в жизни.

10. В 1920 г. в Индии были найдены девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнём и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, пере­двигаться на четырёх ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человече­ском обществе, дети усвоили только элементарные челове­ческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чём свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Какие важные ми понимания социализации сведения даёт опыт изуче­ния этих детей?

Судьба девочек, воспитанных волками, подчёркивает важность социализации в развитии человека. Без взаимодействия с другими людьми ребёнок не способен освоить даже базовые человеческие навыки. Этот случай подтверждает, что человек становится полноценным членом общества только через социализацию.

11. Объясните с точки зрения социализации, почему по­жилые люди испытывают больший дискомфорт в совре­менном российском обществе, чем молодые?

Пожилые люди испытывают больший дискомфорт в современном обществе, так как их социализация происходила в других условиях, а быстрые изменения технологической и социальной среды могут вызывать чувство отчуждения и неспособность адаптироваться к новым реалиям. Молодёжь же гибче и быстрее приспосабливается к нововведениям, что снижает её стресс.






ГДЗ по обществознанию 6 класс учебник Сорвин Параграф 4

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):