menu


ГДЗ по литературе 6 класс Меркин часть 1 Страница 268-312




Страница 268-269

1. Перечитайте первое четверостишие. Обратите внимание на словосочетания: «север дикий», «голая вершина», «снег сыпучий». Они играют важную роль в создании настроения. Что подчёркивает поэт этими словами? Каким предстаёт мир, окружающий сосну? Какое настроение он у вас вызывает?

В первом четверостишии, словосочетания "север дикий", "голая вершина", "снег сыпучий" подчёркивают характер суровой, дикой природы. Они создают образ холодного, неприступного места, подчёркивают суровость окружающей среды. Весь мир, окружающий сосну, предстаёт как суровый, холодный и непригодный для обитания. Это создаёт атмосферу уединения и меланхолии.

2. Перечитайте второе четверостишие. В нём появляется новый образ. Какой?

Во втором четверостишии появляется образ прекрасной пальмы, растущей на утёсе горючем. Этот образ привносит элемент тёпла и экзотики в сравнении с сосной на севере. Пальма предстаёт как символ тёплых стран, солнечных мест, что создаёт контраст с первым образом.

3. Каким вы видите мир, окружающий пальму? С помощью каких слов передано своеобразие этого мира? Расскажите.

Мир, окружающий пальму, описывается как горячий, своеобразный и прекрасный. Слова "грустна" и "одинока" передают особое чувство печали и одиночества пальмы. Это может быть связано с тем, что, несмотря на тёплую обстановку, пальма также ощущает одиночество.

Горячий мир пустыни, в котором растёт пальма, — мир грёзы, мечты сосны.

Можно было бы предположить, что сосна из мира реальности, из холода и одиночества, во сне будет стремиться в тёплую страну, к весёлому, жизнерадостному существу.

Однако пальма так же грустна и одинока.

4. Как вы думаете, почему?

Поэтому, возможно, пальма грустна и одинока из-за своего изолированного положения на утёсе горючем. Даже в тёплой и прекрасной среде она чувствует себя одинокой и грустной.

5*. С помощью какой детали поэт сближает два образа в их одиночестве?

Деталь, сближающая два образа в их одиночестве, может быть общая тема грусти и меланхолии, которая пронизывает оба описанных мира. Грустные эмоции обеих природных сущностей создают параллели между северным холодом и южным теплом, подчеркивая общность чувств в разных условиях.

Вопросы и задания

1. Определите идею стихотворения. Сформулируйте её письменно.

Идея стихотворения заключается в изображении одиночества и грусти природных образов – сосны на севере и пальмы на горячем утёсе. Оба образа, несмотря на различия в окружающей среде, выражают одинаковые чувства грусти и одиночества.

2. Назовите художественные средства, которые использует поэт. Какова их роль в раскрытии главной мысли стихотворения?

Поэт использует художественные средства, такие как метафора ("сосна", "пальма"), сравнение ("голая вершина", "как ризой она одета"), эпитеты ("голой вершины", "грустна", "одинока"), аллитерация ("сосна", "снег сыпучим"), символика (сосна как символ северной местности, пальма – тёплых стран). Эти средства помогают создать яркие образы, передают эмоциональную окраску природы и подчёркивают главную мысль о грусти и одиночестве в разных условиях. Метафора сосны и пальмы служит для сопоставления двух различных миров и передачи общей эмоциональной тональности стихотворения.

3. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком…». Мысль написать эту картину появилась у художника во время работы над оформлением собрания сочинений М.Ю. Лермонтова. Когда картину увидел художник В.К. Бялыницкий-Бируля, он воскликнул: «Я убеждён, что, если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». Согласны ли вы с мнением художника? Обоснуйте свою точку зрения.

«На севере диком стоит одиноко...»

Утёс

Страница 270

Вопросы и задания 

1. Стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтов написал весной 1841 года, незадолго до гибели. В «Лермонтовской энциклопедии», в статье об «Утёсе», Л.М. Щемелева указывает: «…ведущий мотив стихотворения — трагедия одиночества — прочитывается одновременно в двух планах: как неразделённость любви и как непрочность человеческих связей вообще». Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение у вас?

Стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтова вызывает чувства грусти и одиночества, передавая трагическую тему неразделённой любви и хрупкости человеческих связей.

2. Какие художественные средства использует поэт? Приведите примеры.

Поэт использует метафору, олицетворение и эпитеты. Примеры: "тучка золотая", "груди утеса-великана", "влажный след в морщине старого утеса".

3*. Центральные образы стихотворения — тучка и утёс — частые в творчестве М.Ю. Лермонтова. Вы прочитали два стихотворения, где туча — ведущий образ. Сопо-ставьте эти произведения — запишите ключевые слова, которые характеризовали бы мотивы, связанные со словом «туча» в каждом стихотворении.

Образ тучи в стихотворении "Утёс" выражает временность и изменчивость, играя роль переходящего момента. В других произведениях, также описывающих тучи, этот образ может приобретать разные оттенки смысла, например, символизировать неизведанность или тайну. Ключевые слова: изменчивость, временность, символизм.

Листок

Страница 272

Вопросы и задания 

Попробуйте самостоятельно охарактеризовать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». В качестве образца для рассуждений используйте материалы к стихотворениям «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «Утёс». Обратитесь к таким понятиям, как «олицетворение», «аллегория», «антитеза», «эпитет», «метафора».

Страницей природы, оживленной глубоким символизмом, является стихотворение "Листок". Поэт создает образ дубового листка, который становится персонажем его лирической поэзии. Листок, оторванный от родной ветки, становится свидетелем суровости времени и путешествует через различные природные ландшафты, чтобы встретиться с чинарой у Черного моря.

В произведении используются художественные средства для передачи глубокого смысла. Олицетворение придает листку человеческие черты, а чинаре - молодость и красоту. Эпитеты, такие как "жестокою бурей гонимый", "засох и увял", создают образ времени и суровых условий.

Живое слово 

1. Перечитайте последнюю строку стихотворения «Листок». Напишите от имени листка рассказ о его путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой».

Я, маленький листочек, покинувший родную ветку, прокатился через степь, испытав бурю холода и зноя. Мои сухие края исступились от борьбы с горем, но наконец я добрался до Черного моря. У корня чинары я рассказал свои истории, ставшие мудрыми от путешествий, надеясь найти утешение в ее изумрудных объятиях.

2. Сочините монолог Паруса, скользящего «в луче золотом».

Я, парус, качусь в луче золотом, словно в объятиях солнца. Мой путь полон света и ветра, я скольжу по голубым волнам, ощущая, как веселье моря наполняет мои паруса. Я свободен, как ветер, несущий меня к далеким берегам.

3. Каков мог бы быть диалог туч, мчащихся «с милого севера в сторону южную»?

Туча 1: Куда мчитесь, друзья, с севера на юг?
Туча 2: Мы несем дождь и прохладу туда, где солнце жарит землю.
Туча 3: А вам не хочется вернуться на родину, в свой уютный северный край?
Туча 1: Нет, мы наслаждаемся своей миссией, принося влагу в засушливые земли.






ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 268-312