Страница 268-269 1. Перечитайте первое четверостишие. Обратите внимание на словосочетания: «север дикий», «голая вершина», «снег сыпучий». Они играют важную роль в создании настроения. Что подчёркивает поэт этими словами? Каким предстаёт мир, окружающий сосну? Какое настроение он у вас вызывает? 2. Перечитайте второе четверостишие. В нём появляется новый образ. Какой? 3. Каким вы видите мир, окружающий пальму? С помощью каких слов передано своеобразие этого мира? Расскажите. Горячий мир пустыни, в котором растёт пальма, — мир грёзы, мечты сосны. Можно было бы предположить, что сосна из мира реальности, из холода и одиночества, во сне будет стремиться в тёплую страну, к весёлому, жизнерадостному существу. Однако пальма так же грустна и одинока. 4. Как вы думаете, почему? 5*. С помощью какой детали поэт сближает два образа в их одиночестве? Вопросы и задания 1. Определите идею стихотворения. Сформулируйте её письменно. 2. Назовите художественные средства, которые использует поэт. Какова их роль в раскрытии главной мысли стихотворения? 3. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком…». Мысль написать эту картину появилась у художника во время работы над оформлением собрания сочинений М.Ю. Лермонтова. Когда картину увидел художник В.К. Бялыницкий-Бируля, он воскликнул: «Я убеждён, что, если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». Согласны ли вы с мнением художника? Обоснуйте свою точку зрения. «На севере диком стоит одиноко...» Утёс Страница 270 Вопросы и задания 1. Стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтов написал весной 1841 года, незадолго до гибели. В «Лермонтовской энциклопедии», в статье об «Утёсе», Л.М. Щемелева указывает: «…ведущий мотив стихотворения — трагедия одиночества — прочитывается одновременно в двух планах: как неразделённость любви и как непрочность человеческих связей вообще». Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение у вас? 2. Какие художественные средства использует поэт? Приведите примеры. 3*. Центральные образы стихотворения — тучка и утёс — частые в творчестве М.Ю. Лермонтова. Вы прочитали два стихотворения, где туча — ведущий образ. Сопо-ставьте эти произведения — запишите ключевые слова, которые характеризовали бы мотивы, связанные со словом «туча» в каждом стихотворении. Листок Страница 272 Вопросы и задания Попробуйте самостоятельно охарактеризовать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». В качестве образца для рассуждений используйте материалы к стихотворениям «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «Утёс». Обратитесь к таким понятиям, как «олицетворение», «аллегория», «антитеза», «эпитет», «метафора». Живое слово 1. Перечитайте последнюю строку стихотворения «Листок». Напишите от имени листка рассказ о его путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой». 2. Сочините монолог Паруса, скользящего «в луче золотом». 3. Каков мог бы быть диалог туч, мчащихся «с милого севера в сторону южную»?