menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 Страница 256-267



Страница 256

Живое слово 

1. Подготовьте сравнительную характеристику «Троекуров — старший Дубровский» (занятия, интересы, отношение к окружающим и окружающих к ним, основные черты характеров и их проявления в различных ситуациях).

Дубровский, поручик гвардии в отставке, владел небольшим имением и деревней Кистенёвкой, считаясь бедным дворянином. Его главным занятием была охота, он был "горячим охотником" и управлял своим имением. В отличие от Троекурова, Дубровский не стремился к разбогатению.

Отношения между Дубровским и Троекуровым были дружескими и хорошими, основанными на долголетней дружбе и общих интересах. Троекуров слушал замечания только от Дубровского, так как тот был его равным и не боялся высказать свою точку зрения.

Дубровский, в отличие от Троекурова, был справедлив и доброжелателен к своим крепостным, не наказывая их зря. Троекуров, напротив, был жесток к своим крепостным, вызывая их страх, что подтверждается словами кучера Антона о том, что у Троекурова "своим плохо приходится".

2. Подготовьте пересказ на тему «Три жизни Владимира Дубровского»: «Жизнь в Петербурге», «Возвращение в родной дом», «Дубровский в роли Дефоржа». Письменно кратко подытожьте ваши наблюдения. Как меняется герой на протяжении романа?

3. Перечитайте статью учебника «О романе “Дубровский”». Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой.

4*. Мастер акварельной живописи, очевидец пушкинской эпохи — Пётр Фёдорович Соколов — создал три прижизненных портрета А.С. Пушкина. Познакомьтесь с одним из них. Расскажите о своём впечатлении. Как это впечатление связано с цветовой палитрой, использованной художником? Можно ли в характеристике этого портрета использовать такие понятия, как психологизм, реалистичность, человечность, утончённость? Продолжите этот ряд. Составьте небольшой рассказ об этом портрете.

После уроков 

1. Подготовьте буклет «Русская усадьба XIX века». Вы можете использовать иллюстрации, фотографии, например Архангельского, Тригорского, Болдина. Познакомьте одноклассников с вашей работой в форме заочной экскурсии.

2. Выберите любой из предложенных фрагментов и подготовьте его инсценировку: «История с кольцом», «Обед в доме Троекурова», «Странное пробуждение Спицына», «Последнее свидание Маши и Дубровского».

Михаил Юрьевич Лермонтов

Страница 257

Вопросы и задания 

1. Каким предстаёт перед вами Лермонтов в изображении А.И. Герцена? Как автопортрет Лермонтова дополняет ваше представление о личности поэта?

Лермонтов в изображении А.И. Герцена предстаёт перед нами как личность с необычным сочетанием таланта и рода происхождения. Его яркая натура, насыщенная наблюдательность, способность воспринимать мир вокруг делают его фигуру интересной и многогранной. Он был преданным другом и открытым в общении, но при этом неутомимым врагом неправды и угнетения. Несмотря на материальную независимость, его жизнь была полна страданий и разочарований. Лермонтов не мог свободно выражать свои чувства в обществе, что привело к изгнанию после первой попытки высказать своё возмущение по поводу смерти Пушкина. Его произведения стали отражением его собственного мира, переживаний, радостей и печалей, делая его героев неотъемлемой частью его самого.

 2. Какие особенности поэтического наследия Лермонтова отмечаются в статье?

В поэтическом наследии Лермонтова выделяется глубокое отражение его внутреннего мира, где переживания, радости и печали становятся ключевыми элементами. Герои его произведений являются отражением самого поэта, а стихотворения представляют собой непрерывную биографию его чувств и мыслей. Независимо от направления мыслей, Лермонтов остается связанным с реальностью, что проявляется в свежести и правдивости его эпических произведений, а также в беспощадной искренности его лирики, отражающей глубину его души.

Тучи

Страница 261-262

Вопросы и задания 

1. Какой вы представляете картину, нарисованную поэтом в первой строфе? Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?

В первой строфе поэт описывает картину туч, которые движутся по небу. Он использует слова, такие как "лазурною" и "жемчужною," чтобы описать небо и цвет туч. Иллюстрации к этому стихотворению могли бы быть выполнены в голубых и серебряных тонах, чтобы передать образ лазурного неба и блеск жемчужных туч.

2. О чём рассказывает Лермонтов с помощью риторических вопросов?

Лермонтов с помощью риторических вопросов выражает удивление и недоумение перед загадочной судьбой туч. Он спрашивает, почему они движутся так странно, и что заставляет их путешествовать. Эти вопросы выражают его собственное непонимание и сравнение своей судьбы с бесконечным брожением туч.

3. В чём видит лирический герой сходство и различие между своей судьбой и судьбой туч?

Лирический герой видит сходство между своей судьбой и судьбой туч в их странствиях и бесконечности. Они оба свободны и не прикованы к какому-либо месту, но в то же время, он ощущает разницу между их судьбами, так как тучи не испытывают страданий и не обременены чувствами.

4. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

Основная мысль стихотворения заключается в исследовании темы брожения и свободы. Поэт сравнивает собственную судьбу с судьбой туч, выражая свою тоску по бескрайним просторам и свободе, но также осознает различия между человеческими страданиями и беспечностью туч.

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

1. Внимательно и медленно ещё раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы.

Сравнения: "тучки небесные" и "как я же, изгнанники"; Эпитеты: "небесные", "вечные", "лазурною", "жемчужною"; Лексические повторы: "вечные странники."

2. Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов «странники» и «изгнанники»?

В первой строфе ключевые слова, создающие настроение, это "странники" и "изгнанники." Оба слова подчеркивают бескрайние и беспокойные странствия, но "изгнанники" носит оттенок более трагичного характера, подразумевая изгнание из родины или чувство потери.

3. В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные?

Необычность построения предложений во второй строфе заключается в использовании перечисления существительных, олицетворяющих тучи. Прилагательные "холодные" и "свободные" придают им характеристики и образуют яркий контраст между холодом и свободой.

4. Каково значение слова «тяготит» в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами.

Слово "тяготит" в стихотворении означает, что на тучах лежит какая-то тяжесть или обременение. В современной речи оно используется, например, в выражении "тяготит сердце," что означает, что сердце испытывает негативные эмоции или грусть.

5. Какую роль играют в стихотворении эпитеты?

Эпитеты в стихотворении служат для усиления образности и эмоциональной насыщенности текста. Например, "лазурною" и "жемчужною" придают яркий цвет и блеск небу и тучам.

6. Какова роль пунктуации во второй строфе?

Пунктуация во второй строфе играет роль в выделении элементов перечисления (запятые) и подчеркивает их различные характеристики.

7. Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём?

В третьей строфе повторяется слово "нет," что создает усиление и подчеркивает бескрайность и отсутствие чего-либо у туч и лирического героя. Этот повтор подчеркивает общий характер их странствий и свободы.

Парус

Страница 264

Вопросы и задания 

1. Какие картины представляются вам при чтении стихотворения?

При чтении стихотворения представляется морская картина с белым одиноким парусом, морем, голубым небом, ветром, светлой лазурью и солнечным лучом.

2. Обратите внимание: поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое — картины бури и штиля на море. Зачем он делает это?

Поэт совмещает бурю и штиль на море, чтобы выразить внутренний конфликт и неудовлетворенность лирического героя. Он видит, что море может быть и спокойным и бурным, но, как и парус, он сам ищет бурю, видя в ней свою судьбу.

3. Какова основная мысль стихотворения?

Основная мысль стихотворения заключается в поиске искренности и внутреннего смысла жизни. Лирический герой видит, что парус ищет что-то вдали, и он просит бури, как будто верит, что в ней найдется ответ на его поиски. Это стихотворение выражает идею борьбы и поиска смысла, неудовлетворенности рутиной и повседневностью.

4. Послушайте запись двух вариантов выразительного чтения стихотворения «Парус». Какое исполнение вам кажется наиболее удачным? Почему?

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

1. Найдите в тексте: а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт противоречивый образ паруса, и объясните их значения; б) строчки (словосочетания и предложения), подчёркивающие двойственность изображения паруса.

а) Эпитеты, создающие противоречивый образ паруса: "белеет" (парус является белым, что обычно ассоциируется с чистотой и светом); "одинокой" (парус одинок, что подчеркивает его изоляцию); "мятежный" (подразумевает бурю и беспокойство). б) Строчки, подчёркивающие двойственность изображения паруса: "Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит"; "он счастия не ищет И не от счастия бежит."

2. Какая часть речи преобладает в первой строфе, а какая — во второй? Чем вы объясните такой выбор поэта?

В первой строфе преобладают прилагательные и слова, характеризующие образ природы, такие как "белеет," "голубом," "моря," "далекой." Во второй строфе преобладают глаголы и слова, описывающие движение и действия, такие как "ищет," "кинул," "бежит," "играют," "свищет," "гнется," "скрыпит."

3. Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте синтаксическую функцию слов. Например: «парус одинокой» (подлежащее и определение). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус»?

Инверсии в стихотворении: "Белеет парус одинокой," "Что ищет он в стране далекой?" Поэт достигает с помощью инверсии более выразительной и мелодичной формы изложения.

 4. Обратите внимание на пунктуацию каждой строфы. Каждое предложение заканчивается либо многоточием, либо вопросительной или восклицательной интонацией. Как вы думаете, чего достигает этим поэт?

Поэт достигает с помощью пунктуации подчеркивания размышлений и внутренних вопросов лирического героя, что придает стихотворению интроспективный характер.

5. Подчеркните в последней строфе слово, самое важное для понимания идеи стихотворения. Запишите к нему синонимы и антонимы.

В последней строфе ключевое слово, самое важное для понимания идеи стихотворения, это "покой." Синонимы: спокойствие, умиротворение. Антонимы: буря, беспокойство.

6. Какие слова (части речи) передают состояние бури?

Слова, передающие состояние бури: "ветер," "буря," "мачта гнется," "скрыпит."

7. Слово «золотой» в прямом значении — это «сделанный из золота» (золотое кольцо, золотая брошь). В стихотворении Лермонтова слово «золотой» употреблено в словосочетании «луч солнца золотой». Определите переносное (метафорическое) значение этого слова, используя сравнительную конструкцию.

Образец: золотые волосы — волосы жёлтые, как золото.

Переносное (метафорическое) значение слова "золотой" в фразе "луч солнца золотой" заключается в том, что это словосочетание передает яркое, теплое и светлое ощущение солнечного луча, ассоциирующееся с благополучием и теплотой.

8. Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где назван цвет или передано ощущение цвета.

Определите: Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки?

В стихотворении употреблены следующие цвета и оттенки: "белый" (парус), "голубой" (море), "светлей лазури" (струя), "золотой" (луч солнца). Лермонтов использует разнообразные цвета и оттенки, чтобы описать природу и передать разнообразные ощущения и настроения.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 256-267