Страница 256 Живое слово 1. Подготовьте сравнительную характеристику «Троекуров — старший Дубровский» (занятия, интересы, отношение к окружающим и окружающих к ним, основные черты характеров и их проявления в различных ситуациях). 2. Подготовьте пересказ на тему «Три жизни Владимира Дубровского»: «Жизнь в Петербурге», «Возвращение в родной дом», «Дубровский в роли Дефоржа». Письменно кратко подытожьте ваши наблюдения. Как меняется герой на протяжении романа? 3. Перечитайте статью учебника «О романе “Дубровский”». Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой. 4*. Мастер акварельной живописи, очевидец пушкинской эпохи — Пётр Фёдорович Соколов — создал три прижизненных портрета А.С. Пушкина. Познакомьтесь с одним из них. Расскажите о своём впечатлении. Как это впечатление связано с цветовой палитрой, использованной художником? Можно ли в характеристике этого портрета использовать такие понятия, как психологизм, реалистичность, человечность, утончённость? Продолжите этот ряд. Составьте небольшой рассказ об этом портрете. После уроков 1. Подготовьте буклет «Русская усадьба XIX века». Вы можете использовать иллюстрации, фотографии, например Архангельского, Тригорского, Болдина. Познакомьте одноклассников с вашей работой в форме заочной экскурсии. 2. Выберите любой из предложенных фрагментов и подготовьте его инсценировку: «История с кольцом», «Обед в доме Троекурова», «Странное пробуждение Спицына», «Последнее свидание Маши и Дубровского». Михаил Юрьевич Лермонтов Страница 257 Вопросы и задания 1. Каким предстаёт перед вами Лермонтов в изображении А.И. Герцена? Как автопортрет Лермонтова дополняет ваше представление о личности поэта? 2. Какие особенности поэтического наследия Лермонтова отмечаются в статье? Тучи Страница 261-262 Вопросы и задания 1. Какой вы представляете картину, нарисованную поэтом в первой строфе? Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению? 2. О чём рассказывает Лермонтов с помощью риторических вопросов? 3. В чём видит лирический герой сходство и различие между своей судьбой и судьбой туч? 4. Сформулируйте основную мысль стихотворения. В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 1. Внимательно и медленно ещё раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы. 2. Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов «странники» и «изгнанники»? 3. В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные? 4. Каково значение слова «тяготит» в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами. 5. Какую роль играют в стихотворении эпитеты? 6. Какова роль пунктуации во второй строфе? 7. Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём? Парус Страница 264 Вопросы и задания 1. Какие картины представляются вам при чтении стихотворения? 2. Обратите внимание: поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое — картины бури и штиля на море. Зачем он делает это? 3. Какова основная мысль стихотворения? 4. Послушайте запись двух вариантов выразительного чтения стихотворения «Парус». Какое исполнение вам кажется наиболее удачным? Почему? В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 1. Найдите в тексте: а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт противоречивый образ паруса, и объясните их значения; б) строчки (словосочетания и предложения), подчёркивающие двойственность изображения паруса. 2. Какая часть речи преобладает в первой строфе, а какая — во второй? Чем вы объясните такой выбор поэта? 3. Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте синтаксическую функцию слов. Например: «парус одинокой» (подлежащее и определение). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус»? 4. Обратите внимание на пунктуацию каждой строфы. Каждое предложение заканчивается либо многоточием, либо вопросительной или восклицательной интонацией. Как вы думаете, чего достигает этим поэт? 5. Подчеркните в последней строфе слово, самое важное для понимания идеи стихотворения. Запишите к нему синонимы и антонимы. 6. Какие слова (части речи) передают состояние бури? 7. Слово «золотой» в прямом значении — это «сделанный из золота» (золотое кольцо, золотая брошь). В стихотворении Лермонтова слово «золотой» употреблено в словосочетании «луч солнца золотой». Определите переносное (метафорическое) значение этого слова, используя сравнительную конструкцию. Образец: золотые волосы — волосы жёлтые, как золото. 8. Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где назван цвет или передано ощущение цвета. Определите: Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки?