menu


ГДЗ по литературе 6 класс Коровина, Полухина Николай Семёнович Лесков




Николай Семёнович Лесков

Страница 186

Проверьте себя

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова?

В начале своего творческого пути Н. С. Лесков путешествовал по различным городам России, внимательно изучая разговоры и обычаи местных жителей. Он активно интересовался фольклором, а также создал свой собственный сказ, в котором использовал уникальные слова, ставшие характерными для его произведений.

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.

Персонажи Н. С. Лескова привлекают внимание своим необычным характером. Они обладают благородством и справедливостью, но при этом могут совершать несовершенные поступки, часто под воздействием чужой воли. Важной чертой героев является религиозность и стремление к искуплению своих деяний.

Относительно музея Н. С. Лескова в г. Орле, этот литературный объект является уникальным местом, где можно окунуться в атмосферу, вдохновившую писателя на создание его произведений. Музей предлагает посетителям увлекательное путешествие в мир творчества Лескова, демонстрируя его жизнь, работы и влияние на литературу.

Левша

Страница 226-227

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Безымянный мастер (левша) и его товарищи принялись поддерживать Платова и всю Россию, стремясь доказать, что русские мастера не уступают по таланту английским. Главной причиной этого решения является чувство гордости за родину и глубокий патриотизм, характерный для русских героев Лескова.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

Левша в сцене во дворце представлен как простой и скромный человек. Он не проявляет нервозности или поддатливости перед царём, общается спокойно и без излишней кичливости. Несмотря на то, что он мог бы гордиться своей работой, Левша остаётся далеким от тщеславия. Для него важно, что он смог выполнить свою задачу.

При посещении дворца Левша предстаёт в простой одежде, неаккуратный и пыльный. Тем не менее, царь не презирает его внешность, увидев, какое чудо было совершено благодаря работе Левши.

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

Отсутствие имени левши на подковинках обусловлено тем, что его вклад заключался в создание мельчайших гвоздиков для этих подков. Эти гвоздики настолько малы, что их невозможно разглядеть невооруженным взглядом или даже в микроскоп. В этом контексте выделение имени левши на подковинках было бы практически невозможным. Тем не менее, каждая подкова мастера украшена его именем, что подчёркивает важность и признание их работы в мастерской.

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Англичанам удалось уговорить Левшу погостить в Англии, привлекая его гостеприимством, разнообразной пищей и винами. Они стремились угодить ему, предлагали образование, деньги для родителей, а даже предложение о браке с англичанкой было сделано. Однако Левша не соглашался на эти предложения, не находя интереса к английским женщинам.

Особое впечатление на Левшу произвел факт, что англичане не чистили ружья кирпичом, что было для него непонятным и странным. Этот момент стал для него важным, но, к сожалению, он не успел передать эту новость государю, так как скоропостижно умер.

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Генерал Платов, описанный Н. С. Лесковым, предстает как мужественный и отчаянный человек, принимавший активное участие в войнах с Наполеоном и награждавшийся за мужество. Автор подчеркивает внешние черты Платова, такие как горбатый нос и знаменитые усы, а также его физическую силу, выработанную во многих сражениях.

Однако, помимо мужества, в характере Платова проявляется жестокость, особенно в обращении с подчиненными, что автор отмечает и, вероятно, отвергает в его личности. Платов проявляет безжалостность, например, в отношении ямщиков, которых он велит бить для быстрой езды.

Автор также выделяет патриотические качества Платова, его преданность России. Он отдает предпочтение отечественным изобретениям и считает, что русские мастера превосходят иностранных. Платов проявляет гордость за свою страну и верит в силу русских умельцев.

Одним из особых впечатлений, произведенных за границей, на Платова оказался факт, что англичане не чистили ружья кирпичом, что стало для него необычным и странным.

В итоге, Платов уходит в отставку и переезжает в Петербург, где продолжает свою жизнь после завершения активной военной службы.

7. Вспомните сказы П. П. Бажова. Как вы думаете, различна ли речь рассказчика у Н. С. Лескова и П. П. Бажова? Чем и почему?

Речь рассказчика у Н. С. Лескова и П. П. Бажова действительно отличается, не только из-за времени, в котором они жили, но и по стилю и особенностям литературных течений, которыми они вдохновлялись.

Н. С. Лесков, принадлежащий к литературной эпохе реализма, характеризуется богатством языка, остротой наблюдения за поведением персонажей, а также изысканностью стиля. Его рассказы часто пронизаны глубоким философским смыслом, а речь рассказчика является отражением характера и мировоззрения автора.

П. П. Бажов, в свою очередь, представляет собой представителя литературного направления "уральский фольклоризм". Его язык близок к устной народной речи, что придает его произведениям особую аутентичность. Бажов умел создавать образы, сочетая простоту речи с глубоким национальным колоритом.

8.  Как речь рассказчика характеризует его в сравнении с автором? Кто ведёт повествование в главе двадцатой и что можно сказать о повествователе, наблюдая за его речью?

Совершенствуйте свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

В сказе проявляется голос сказителя, который, как бы сопровождая произведение, выражает теплое отношение к Левше. В фрагменте, где утверждается, что Левша идет в чем попало, но не конфузится, сказитель выражает свое одобрение и понимание по отношению к герою. Этот отрывок подчеркивает, что сказитель ближе всего к Левше, а его речь насыщена симпатией и пониманием к этому персонажу.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

Сказ "Левша" обладает сказочным характером, близким к устному народному творчеству. Язык произведения наполнен былинными чертами, а автор использует типичные приёмы сказочного повествования.

Зачин сказа представлен желанием императора Александра Павловича проездиться по Европе и увидеть чудеса. Этот элемент придаёт произведению начальный тон, внушая читателю ожидание чего-то необычайного.

В тексте обнаруживаются повторы, которые являются характерными чертами сказочного повествования. Фразы вроде "Ловил, ловил", "вилял, вилял", "тосковал, тосковал", "говорил, говорил" создают ритм и мелодику, что характерно для народной сказки.

Диалоги между героями и элементы народной мудрости, выраженные в сказе, также усиливают его сказочный характер. Примеры фраз, таких как "чудес посмотреть", "к приезду государеву", "к самому Аболону полведерскому", добавляют в произведение атмосферу загадочности и удивительности.

Завершение сказа представлено как концовка, в которой описываются минувшие дни, что придает произведению характерную сказочную завершенность.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными мало грамотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат. 

В произведении "Левша" Н. С. Лескова ярко выражено словотворчество, придающее тексту народный колорит и юмористический оттенок. Рассказчик, описывая незнакомые или чуждые ему вещи, искажает их названия, добавляя тем самым комический элемент в рассказ. Примеры этого словотворчества включают:

Верояция - вариация 
свистовые казаки - вестовые
преламут - перламутр  
студинг - пудинг
грандеву - рандеву  
полшкипер - подшкипер
тугамент - документ  
буфта - бухта

кавриль - кадриль
презент - брезент 
двухсестная карета - двухместная бюстры - люстры  
валдахин - балдахин 
мелкоскоп - микроскоп 
пальто с ветряной нахлобучкою - пальто с капюшоном
нимфозории - имфузории
щиглеты - щтиблеты
буреметры - барометры 
мерлюзьи - верблюжьи 
долбица - таблица
Аболон Полведерский - Аполлон Бельведерский 
клеветон - фельетон
курица с рысью - курица с рисом 
пубель - пудель
гроботочивый - мироточивый 
египетские керамиды - египетские пирамиды  

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Поговорки : "Где дёшево , там и дорого "

Пословицы:" терпение и труд всё перетрут "

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;

б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;

в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»;

г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;

д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.


Левша, описанный в произведении, предстает перед читателем как человек с особым характером и неповторимой индивидуальностью.

В цитатах выражена его основная черта — преданность труду и открытость перед ним. Он не боится сложных задач и с удовольствием принимается за свою работу, будь то кузнечные подковы или гвоздики, которые выковываются для этих подков. Трудолюбивость и мастерство в его случае неотделимы друг от друга.

Второй аспект характера Левши проявляется в его отношении к внешности и материальному положению. Он не стесняется своей одежды и облика, демонстрируя неприхотливость и отсутствие заботы о внешнем виже. В этом проявляется его скромность и неприкосновенность перед обстоятельствами.

Он также ощущает гордость за свою работу и умение создавать что-то ценное. В реплике о гвоздиках подчеркивается недоступность даже для мелкоскопа — это метафора труда, который невидим и недооценен, но несет в себе собственное значение и ценность.

Еще одним важным аспектом характера Левши является его патриотизм. Он четко выражает свою преданность отечеству, что подчеркивает его глубокие корни в русской культуре и традициях. Этот аспект делает его не только мастером своего дела, но и представителем русского духа.

Наконец, в последней цитате Левша выражает желание вернуться в родное место, подчеркивая свою связь с родиной и нежелание покидать ее. Это свидетельствует о его корнях и приверженности традиционным ценностям.

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

В произведении Лескова, где главный герой изображен как "левша", отсутствие имени и даже написание прозвища с маленькой буквы служит символическим приемом. Это обосновывается взглядом Лескова, который связывает личность "левши" с русским народом в целом, а не с конкретным индивидуумом.

Имя героя в литературном произведении часто несет в себе определенный смысл и может выражать индивидуальные черты персонажа. В случае с "левшой", Лесков делает умышленный выбор не давать герою конкретного имени, чтобы подчеркнуть универсальность этого образа. Это имялесс и обобщенное прозвище с маленькой буквы служит средством, которое позволяет читателю видеть в герое не отдельного человека, а репрезентацию русского народа в его коллективной сущности.

Творческое задание

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Толстой, называя Лескова "писателем будущего", вероятно, видел в нем литературного представителя, чьи творческие замыслы и идеи будут актуальными и ценными для будущих поколений. Этот термин, по всей видимости, включает в себя не только временные аспекты, но и предполагает уникальность и глубину подхода Лескова к литературному творчеству.

Лесков действительно был необычайным писателем своего времени, объединившим в своих произведениях глубокое понимание русской души, национальных традиций и социокультурной среды. Его творчество олицетворяет гармонию между культурным наследием и индивидуальной творческой волей.

Одним из ключевых аспектов, которые делают Лескова "писателем будущего", является его способность передавать образы и идеи, глубоко взаимодействующие с русской культурой. В его произведениях заложены не только временные исторические реалии, но и универсальные истины, которые сохраняют свою актуальность и после многих десятилетий.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

На художественной картине Н. Кузьмина, где центральным сюжетным элементом выступает Платов, внимание художника к Левше и его товарищам проявляется не только в деталях изображения, но и в передаче особого духа и уверенности этих персонажей.

Левша и его товарищи выделяются на фоне остальных персонажей. Художник уделяет им пристальное внимание, зафиксировав их выразительные жесты, мимику и позы. Левша, стоящий в центре, предстает перед зрителем с задумчивым взглядом, который несет в себе уверенность и готовность к труду. Эта уверенность в собственных силах и возможностях четко передается через изображение Левши.

2. Критик Лев Аннинский так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри“ его событие». Согласны ли вы с этим утверждением?

"Озорной" — именно такое описание подходит к рисункам Н. Кузьмина, созданным для сказки "Левша". Они отражают не только визуальное восприятие персонажей, но и переносят атмосферу и настроение произведения "изнутри", как отмечает Лев Аннинский.

Рисунки Кузьмина, согласно его стилю, являются озорными, неожиданными и резкими, но при этом пронизанными добротой. Художник умело передал черты характера героев, подчеркнув их особенности и смешные моменты. Левша изображен благородным и смелым, что соответствует образу, созданному Лесковым в тексте.

Иллюстрации оживляют персонажей, придают им уникальность и выразительность. Каждый герой на рисунках Кузьмина обладает своим характером и индивидуальностью, что делает их узнаваемыми и интересными для читателя.

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

Иллюстрации Кукрыниксов к сказке "Левша" вызывают довольно специфические впечатления и, возможно, можно согласиться с высказыванием о том, что художники были уязвлены за Левшу, проявляя в своих работах личную обиду.

На иллюстрациях видно, что Левша изображен в довольно уничижительном свете – маленький, неухоженный, выглядящий как "пропойца". Этот образ не соответствует величественной фигуре великого мастера, каким он описан в произведении Лескова. Отсутствие самоуважения, небрежный вид и общий облик Левши на иллюстрациях вызывают недоумение.

В самой сказке Левша предстает как поистине великий мастер, пренебрегающий внешними показателями в пользу своего искусства. Его образ настолько мощен и возвышен, что иллюстрации, возможно, не передают достаточно силуэта его личности. Возможно, художники, почувствовав своеобразную трагедию образа Левши, подчеркнули ее через негативное изображение, что может трактоваться как проявление их собственной обиды.

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский Молодёжный театр В. Спесивцева — 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» имели большой успех у зрителей. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

Да совпали.

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову скульпторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?

Памятник Н. С. Лескову в Орле представляет собой уникальную скульптурную композицию, выделяющуюся своей оригинальностью. Лесков изображен сидящим на скамье, окруженным своими литературными персонажами. Среди героев можно узнать фигуру Левши, подковывающего блоху, что служит ярким отсылкой к одному из наиболее известных произведений писателя.

Необычная композиция также включает в себя героев из различных произведений Лескова, таких как "Тупейный художник", "Соборяне", "Леди Макбет Мценского уезда" и "Очарованный странник". Каждый персонаж представлен со своими характерными чертами, создавая богатство образов вокруг Лескова.

Одной из выдающихся черт этой скульптурной композиции является наличие на заднем плане церкви Михаила Архангела, что придает ей дополнительный символический смысл. Этот элемент усиливает связь Лескова с религиозными и культурными традициями России, подчеркивая глубокую веру писателя.

C 272.






ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Николай Семёнович Лесков