Страница 231 1. Название фольклорного жанра, представляющего собой короткую песню-куплет (двустишие или четверостишие) на злободневные или «вечные» темы. 2. Фольклорный приём, построенный на сближении мира людей и мира природы. 3. Как называется жанр лирической песни мелодраматического характера, возникший в мещанской среде? 4. Каким словосочетанием принято обозначать вид песенного городского фольклора с трагическим сюжетом и страдающими героями? 1. Что сближает городской романс и частушку по происхождению, тематике, поэтической форме? 2. Какова тематика частушек? Чем определяется её разнообразие? Почему она так популярна? 3. В чём отличие городского романса от лирической народной песни и от классического романса? 4. Какими предстают герой или героиня «жестокого романса»? Что вам в них симпатично, а что чуждо? 5. Приведите свои примеры городских романсов. Раскройте в них черты жанра. Страница 234 1. Самостоятельно прочитайте стихотворение Д. Бедного «Проводы». 2. Какую идеологическую задачу выполнял поэт, сочиняя эту песню? 3. Каким вы представляете героя песни? 4. Объясните, какую роль играет в стихотворении диалог. 5. Какие приёмы народной песни используются в частушке? Страница 239 1. Прочитайте стихотворение «Маленькая балерина». Какие художественные детали помогают нам представить безотрадную жизнь маленькой балерины? 2. Какую роль играет в песне приём антитезы? 3. Прокомментируйте последние две строчки песнн. Как вы их поняли? Страница 243 2. Какими увидел скульптор своих героев? Что он стремился передать, используя особенности материала, композиции, пластики? 3. Как вы думаете, почему памятник, по замыслу авторов, первоначально был помещён не на постаменте, а прямо на мостовой? 4*. Вам уже знаком памятник советскому воину-освободителю (в Трептов-парке в Берлине, скульптор Е.В. Вучетич). Сравните скульптурную композицию «Реквием 1941» с этим памятником. Страница 247-248 1. От чьего имени написано стихотворение? Каким вы себе представляете этого человека? Можно ли сравнить его со старым солдатом, от лица которого написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? 2. Какая композиционная особенность стихотворения помогает передать чувство неутихающей тоски по погибшем другу? 3. Почему друг не назван по имени? 4. В каких ранее изученных произведениях звучала тема боевого товарищества? 5. Как вы понимаете строчки: Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие —как часовые? 6*. Найдите и прослушайте музыкальную запись этой песни в авторском исполнении. Поделитесь своими впечатлениями. 1. Каким словосочетанием называется поэтический жанр, предполагающий соединение в одном лице поэта, музыканта и исполнителя? 2. Назовите художественный приём, использованный в строках песни В.С. Высоцкого: «Нынче вырвалась, будто из плена, весна». 3. Поэт, призывавший использовать язык частушек в современной поэзии («Как делать стихи»). 1. С какой целью поэты обращаются к традициям городского романса? 2. В чём своеобразие стихотворений, предназначенных ятя музыкального исполнения? Есть ли у них на ваш взгляд, художественные особенности, отличающие их от обычной «книжной» поэзии? 3. Как вы считаете, есть ли литературное будущее у таких жанров, как частушка и романс? 4*. Назовите имена известных вам исполнителей народной песни и бардов. 5*. Можно ли считать авторскую песню народным творчеством городской интеллигенции и относить её к жанрам современного фольклора? Докажите свою точку зрения.