Страница 231
1. Название фольклорного жанра, представляющего собой короткую песню-куплет (двустишие или четверостишие) на злободневные или «вечные» темы.
Одна из разновидностей фольклорного жанра, представляющая собой короткую песню-куплет, часто состоящую из двустиший или четверостиший, и обычно содержащая повседневные или "вечные" темы, называется частушкой.
2. Фольклорный приём, построенный на сближении мира людей и мира природы.
Фольклорный приём, основанный на сближении мира людей и мира природы, часто используется в народных сказках и мифах, где природа олицетворяет человеческие чувства и действия. Этот приём позволяет передавать глубокие символические и моральные значения через аллегорические образы природы.
3. Как называется жанр лирической песни мелодраматического характера, возникший в мещанской среде?
Жанр лирической песни мелодраматического характера, возникший в мещанской среде, часто называется романсом. Романс отличается от классической лирической песни более выраженным драматизмом и эмоциональной насыщенностью.
4. Каким словосочетанием принято обозначать вид песенного городского фольклора с трагическим сюжетом и страдающими героями?
Вид песенного жанра фольклора с трагическим сюжетом и страдающими героями часто обозначается словосочетанием "печальные песни" или "песни о горе". Эти композиции отражают темные стороны человеческого опыта и часто используются для выражения горя и тоски в народной культуре.
1. Что сближает городской романс и частушку по происхождению, тематике, поэтической форме?
Городской романс и частушка объединяются общими корнями в народной культуре, выраженными в простоте и понятности текстов, а также в мелодичности музыкального сопровождения. Они оба обращены к повседневным темам и часто отражают непосредственные эмоции и переживания людей.
2. Какова тематика частушек? Чем определяется её разнообразие? Почему она так популярна?
Тематика частушек варьируется от повседневных забот и смеха до весёлых шуток. Разнообразие её определяется множеством сфер жизни, которые могут стать объектом пародии или высмеивания. Частушки также популярны из-за своей лёгкости исполнения и способности быстро создать атмосферу веселья и развлечения.
3. В чём отличие городского романса от лирической народной песни и от классического романса?
Городской романс отличается от лирической народной песни и классического романса более сложной поэтической формой и музыкальным сопровождением. Он часто имеет более разнообразные мелодии и обращается к более сложным чувствам и эмоциям.
4. Какими предстают герой или героиня «жестокого романса»? Что вам в них симпатично, а что чуждо?
Герои или героини "жестокого романса" часто предстают как страдающие от несчастной любви или других жизненных трудностей. Многие персонажи этого жанра выглядят мрачно и меланхолично, но в их страданиях также есть что-то притягательное, такое как искренность чувств или глубина эмоций.
5. Приведите свои примеры городских романсов. Раскройте в них черты жанра.
Примеры городских романсов включают в себя такие композиции, как "Подмосковные вечера". Эти песни характеризуются мелодичной музыкой, проникнутой ностальгией по ушедшим временам, и текстами, описывающими различные аспекты жизни в городе или чувства героев.
Страница 234
1. Самостоятельно прочитайте стихотворение Д. Бедного «Проводы».
2. Какую идеологическую задачу выполнял поэт, сочиняя эту песню?
В стихотворении "Проводы" Демьян Бедный передает образ молодого парня, который уходит на фронт, чтобы сражаться за свободу и справедливость. Он отвечает родным и близким, что идет не на пляс, а на пирушку, чтобы сражаться с врагами советской власти.
Идеологическая задача поэта заключается в пропаганде и поддержке идеалов большевистской Революции. Он призывает к борьбе за новое общество, защиту свободы и независимости страны от врагов.
3. Каким вы представляете героя песни?
Герой песни представляется как молодой и решительный человек, готовый пойти на передовую, чтобы защищать свою Родину. Он выступает как символ советского патриотизма и бескомпромиссного противостояния врагам Революции.
4. Объясните, какую роль играет в стихотворении диалог.
Диалог в стихотворении позволяет передать конфликт между молодым парнем, стремящимся на фронт, и его родными, которые опасаются за его жизнь. Этот прием позволяет подчеркнуть различные точки зрения и идеологические противоречия, характерные для периода гражданской войны.
5. Какие приёмы народной песни используются в частушке?
В частушке используются приемы народной песни, такие как простая поэтическая форма, повторение фраз и мотивов, яркая эмоциональность и праздничный характер исполнения. Эти элементы создают атмосферу веселья и развлечения, характерную для народных праздников и обрядов.
Страница 239
1. Прочитайте стихотворение «Маленькая балерина». Какие художественные детали помогают нам представить безотрадную жизнь маленькой балерины?
В стихотворении "Маленькая балерина" использованы художественные детали, которые помогают представить безотрадную жизнь маленькой балерины. Это образы королевы, приславшей ей нарциссы и лак для ногтей, что символизирует ее пустые и ненужные роскошные призы. Также упоминается больная мать, штопающая и перешивающая для дочери, что указывает на ее неполноценное и тяжелое домашнее окружение.
2. Какую роль играет в песне приём антитезы?
В песне использован прием антитезы, который выражается в противопоставлении двух миров: мира театра и мира реальной жизни маленькой балерины. С одной стороны, она изображена как блестящая балерина, получающая внимание и призы от короля и королевы; с другой стороны, ее реальная жизнь полна тяжести, усталости и безотрадности.
3. Прокомментируйте последние две строчки песнн. Как вы их поняли?
Последние две строчки песни передают ощущение безысходности и одиночества маленькой балерины. Она сравнивает себя с мокрой подушкой, что символизирует ее слезы и страдания, а также описывает себя как усталую игрушку в руках больших детей, что подчеркивает ее бессилие и уязвимость перед жесткой реальностью взрослого мира.
Страница 243
1. Как вы думаете, чем этот памятник юным героям войны близок песне Булата Окуджавы «До свидания, мальчики»?
Памятник "Реквием 1941" и песня Булата Окуджавы "До свидания, мальчики" близки по своей тематике и эмоциональной окраске. Оба произведения посвящены юным героям войны, погибшим во время Великой Отечественной войны. Они передают трагизм и бессмысленность смерти молодых людей, их отвагу и жертвенность.
2. Какими увидел скульптор своих героев? Что он стремился передать, используя особенности материала, композиции, пластики?
Скульптор видел своих героев как символы юности, чистоты и невинности, погибших за Родину. Он стремился передать их молодость и героизм через пластику и композицию. Используя особенности материала и композиции, он создал образы юных героев, возвышающихся над землей, символизируя их вечную память и величие.
3. Как вы думаете, почему памятник, по замыслу авторов, первоначально был помещён не на постаменте, а прямо на мостовой?
Вероятно, памятник был помещён не на постаменте, а прямо на мостовой, чтобы придать ему более непосредственный и доступный характер. Это создавало ощущение близости и единства с памятью погибших героев, подчёркивая их связь с городской средой и жизнью.
4*. Вам уже знаком памятник советскому воину-освободителю (в Трептов-парке в Берлине, скульптор Е.В. Вучетич). Сравните скульптурную композицию «Реквием 1941» с этим памятником.
Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, созданный скульптором Е.В. Вучетичем, имеет совершенно другую композицию и символическое значение. В отличие от "Реквиема 1941", он изображает воина с оружием в руках, символизируя победу и освобождение от фашизма. Эти памятники отражают разные аспекты Великой Отечественной войны: один - трагический героизм и жертвенность молодежи, другой - победу и триумф.
Страница 247-248
1. От чьего имени написано стихотворение? Каким вы себе представляете этого человека? Можно ли сравнить его со старым солдатом, от лица которого написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Стихотворение написано от лица друга, товарища, который остался жив после боя, в отличие от своего собеседника, который погиб. Я представляю этого человека как чувствительного, отзывчивого, но в то же время сильного и решительного. Этот образ можно сравнить со старым солдатом из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", который вспоминает о битве и о павших сослуживцах с горечью и тоской.
2. Какая композиционная особенность стихотворения помогает передать чувство неутихающей тоски по погибшем другу?
Композиционная особенность стихотворения заключается в повторяющейся фразе "он не вернулся из боя", которая создает атмосферу неописуемой утраты и тоски. Этот приём помогает передать постоянное чувство утраты и пустоты, которую оставил ушедший друг.
3. Почему друг не назван по имени?
Друг не назван по имени, чтобы подчеркнуть общность его с многими другими погибшими в бою. Он становится символом всех тех, кто не вернулся из боя, и утраты, которую чувствует говорящий.
4. В каких ранее изученных произведениях звучала тема боевого товарищества?
Тема боевого товарищества звучала в различных произведениях, таких как "Письмо другу" Александра Блока, "Песня о земле Родной" Марины Цветаевой, а также в стихотворении "Памятник" Анны Ахматовой.
5. Как вы понимаете строчки:
Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие —как часовые?
Эти строки говорят о том, что павшие товарищи всегда остаются с нами, как надёжные стражи, защищающие нас в трудные моменты. Они символизируют верность и преданность даже после смерти, будучи как бы часовыми, стоящими на страже нашей памяти и идеалов.
6*. Найдите и прослушайте музыкальную запись этой песни в авторском исполнении. Поделитесь своими впечатлениями.
1. Каким словосочетанием называется поэтический жанр, предполагающий соединение в одном лице поэта, музыканта и исполнителя?
Этот жанр называется бардовской песней.
2. Назовите художественный приём, использованный в строках песни В.С. Высоцкого: «Нынче вырвалась, будто из плена, весна».
В этой строке используется метафора, где весна олицетворяется как бы освобождающимся из плена времени года, что придаёт ей живое и оживляющее значение.
3. Поэт, призывавший использовать язык частушек в современной поэзии («Как делать стихи»).
Этот поэт - Иосиф Бродский.
1. С какой целью поэты обращаются к традициям городского романса?
Поэты обращаются к традициям городского романса с целью сохранения и передачи этого жанра, который является важной частью культурного наследия. Они стремятся сохранить его особый стиль, мелодику и эмоциональную глубину.
2. В чём своеобразие стихотворений, предназначенных ятя музыкального исполнения? Есть ли у них на ваш взгляд, художественные особенности, отличающие их от обычной «книжной» поэзии?
Стихотворения, предназначенные для музыкального исполнения, часто отличаются от обычной «книжной» поэзии своей музыкальностью и ритмичностью. Они обычно имеют простую структуру и легко запоминаются, что делает их более доступными для широкой аудитории. Кроме того, в таких стихотворениях часто используются повторы и рифмы, что придает им особый звучный эффект.
3. Как вы считаете, есть ли литературное будущее у таких жанров, как частушка и романс?
Несмотря на изменения в культурном и музыкальном ландшафте, жанры как частушка и романс всегда найдут своих поклонников и исполнителей. Они имеют свой неповторимый шарм и способны передавать эмоции и настроения, которые актуальны для любого времени.
4*. Назовите имена известных вам исполнителей народной песни и бардов.
Известные исполнители народной песни и бардов включают в себя таких артистов, как Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Михаил Шуфутинский и многие другие.
5*. Можно ли считать авторскую песню народным творчеством городской интеллигенции и относить её к жанрам современного фольклора? Докажите свою точку зрения.
Авторская песня наряду с народной песней вносит свой вклад в фольклор и культуру народа. Она отражает современные социальные и культурные реалии и может быть воспринята как часть современного фольклора. Вместе с тем, авторская песня обычно имеет индивидуальный стиль и отличается от традиционных народных жанров, что делает её уникальной и важной частью современной культурной жизни.