menu


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 102-128




Страница 102

Александр Сергеевич Пушкин

Вопросы и задания 

1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение «Няне»?

Стихотворение Пушкина «Няне» действительно вызывает глубокие чувства. Лирический герой выражает свою любовь и нежность к няньке, придавая ей статус «подруги дней суровых». Это отношение пронизано тоской, поскольку герой находится в разлуке и осознает ее одиночество и печаль, что вызывает у читателя сильное сопереживание.

2. Какой портрет няни создаёт Пушкин в стихотворении?

Что касается портрета няни, то Пушкин рисует образ заботливой, но усталой женщины, полной любви и преданности. Ее чувства, такие как тоска по детям и горечь разлуки, делают её близкой и понятной каждому, кто переживал подобные эмоции. Няня представляется не просто как старушка, а как символ материнской любви и самоотверженности.

3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какие слова наиболее ярко, точно, образно характеризуют отношение поэта к «подруге дней суровых»? Постарайтесь подобрать соответствующую интонацию.

4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию Н.В. Ильина к стихотворению «Няне». Во всём ли художник следует тексту? Почему?

Что касается иллюстрации Н.В. Ильина, то действительно, художник может отойти от текста, изображая няня не в одиночестве, а с поэтом. Это создает атмосферу теплоты и взаимопонимания, возможно, отражая лучшие моменты их общения и воспоминания о времени, проведенном вместе. Таким образом, иллюстрация может интерпретировать стихотворение, добавляя к нему новые оттенки смысла.

Страница 123-124

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Вопросы и задания 

1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

Сказка Пушкина вызывает множество эмоций, в первую очередь, грусть и меланхолию. Она полна контрастов, особенно в изображении персонажей и их взаимоотношений.

2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Особое внимание стоит уделить царице, которая становится центральной фигурой в этой трагедии. Она вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, её гордыня и злость вызывают отторжение, с другой стороны, её страдания и желание быть самой красивой делают её более человечной и понятной.

3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

Грусть царицы подчёркивается в описании её ожиданий. Её внутренний конфликт, связанный с завистью к красоте царевны, создаёт тяжёлую атмосферу, заставляя читателя сопереживать ей, несмотря на её злые намерения.

4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая царица и первая царица представляют собой полярные образцы женской натуры. Одна была доброй и мудрой, другая же полна гордыни и зависти.

5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая...

Кому противопоставляет её автор?

Слово «но» в начале строк о царевне показывает резкий контраст между ожиданиями царицы и реальностью, в которой появляется молодая и красивая царевна. Это противопоставление усиливает напряжение в сказке.

6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела услышать подтверждение своей красоты. Разные наименования, такие как «гневая баба» или «злая мачеха», отражают её разрушительные эмоции, и «злая мачеха» наиболее точно передаёт суть её ненависти к царевне.

7. Прочитайте:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия?

В строках о царице чётко видны её характерные черты: она горда и своенравна, но также и красива. В этом есть противоречие, ведь внешняя красота не оправдывает внутренней злобы.

8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

Ключевые слова для портрета царевны включают "молодая", "тихомолко", "красота", "невинность". Эти характеристики контрастируют с чертами царицы.

9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

Богатыри изображаются сильными, храбрыми и справедливыми. Их отношение к царевне скорее положительное, ведь она представляет собой символ добра и невинности.

10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И трубит уже молва:           И молва трезвонить стала:

Дочка царская жива!          Дочка царская пропала!

Разница в настроении и музыкальном тоне между строками о царевне и о пропаже дочки царской подчеркивает контраст между надеждой и отчаянием. Первые строки полны радости и ожидания, тогда как вторые несут в себе чувство потери и печали.

11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Музыкальная мелодия должна отражать дух каждого персонажа. Для первой царицы подойдёт нежная и мелодичная музыка, а для злой мачехи — что-то более напряжённое и мрачное.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению сказки, а один из эпизодов (на выбор) выучите наизусть.

13*. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.

Важно, чтобы иллюстрации охватывали ключевые моменты сказки. Не все события могут быть изображены, поэтому дополнительные рисунки могут помочь дополнить картину, отражая важные эпизоды, такие как встречи с богатырями или внутренние переживания царицы. Цитаты из текста, подходящие к этим моментам, позволят глубже понять суть сказки и её персонажей.

Живое слово 

1. Подготовьте сообщение на тему «Иллюстраторы пушкинской сказки».

На тему «Иллюстраторы пушкинской сказки» можно отметить, что многие художники вносили свой вклад в визуализацию произведений Александра Сергеевича Пушкина. Особое внимание стоит уделить Ивану Яковлевичу Билибину, который стал одним из первых иллюстраторов пушкинских сказок, создав яркие образы для «Сказки о царе Салтане», «Сказки о золотом петушке» и «Сказки о рыбаке и рыбке». Билибин развил уникальный стиль, который объединял графику и оформление книг, отличался декоративностью и вниманием к народным традициям. Другие значимые художники, такие как Владимир Серов и Борис Дехтерев, также по-своему интерпретировали пушкинские сказки, передавая их поэтичность и яркость через свои иллюстрации. Работы этих мастеров помогают читателям лучше понять атмосферу сказок и их персонажей, делая их более доступными и запоминающимися для разных поколений​

2. Назовите известные вам фильмы и мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина. Расскажите об одном из них.

Ключевые слова и словосочетания для сообщения:

название сказки, вид киноискусства (художественный или мультипликационный фильм), цветной (чёрно-белый), режиссёр, художник, артисты, яркие эпизоды, впечатления от увиденного.

В мире кино есть несколько адаптаций пушкинских сказок, среди которых известны как мультфильмы, так и художественные фильмы. Например, анимационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке» был создан в 1976 году и получил признание за свою художественную стилистику и музыкальное оформление. Режиссёром был Роман Качанов, а сценарий адаптировался с использованием оригинального текста Пушкина. Этот фильм выделяется своими яркими визуальными образами и мелодичной музыкой, которая подчеркивает эмоциональную составляющую сказки. Яркие эпизоды, такие как появления золотой рыбки и её исполнения желаний, оставляют сильное впечатление на зрителей. В этом мультфильме можно увидеть как моменты радости, так и предостережения о чрезмерных желаниях, что делает его не только развлекательным, но и поучительным.

Страница 125-128

1. Найдите в тексте сказки и прочитайте строки со словами: придaное, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.

В тексте сказки встречаются слова, такие как "приданое", "терем", "кручиниться", "трезвонить", "подворье", "лежанка", "клюка". Их значения следующие: "приданое" обозначает имущество, которое девушка получает в качестве подарка к замужеству; "терем" — это высокий дом с несколькими этажами, характерный для древнерусской архитектуры; "кручиниться" означает грустить, печалиться; "трезвонить" — это звучать звонко, например, как колокольчик; "подворье" — это земельный участок, который принадлежит дому или усадьбе; "лежанка" — это удобное место для отдыха или сна; "клюка" в данном контексте может означать небольшую палку или трость. Эти слова помогают создать атмосферу сказки и передать её особенности.

2. «И умом и всем взялa». В каком значении употребляется выделенное слово?

В выражении «И умом и всем взяла» слово «всем» употребляется в значении «всей своей красотой и достоинствами». Это подчеркивает, что героиня обладает не только умом, но и другими качествами, которые делают её привлекательной. Здесь «всем» передает комплексность её характеристик, делая акцент на её целостности как личности.

3. Найдите в сказке А.С. Пушкина обращения Елисея к силам природы. Определите, какие чувства он вкладывает в эти обращения. Прочитайте их с нужной интонацией. Можно ли назвать их риторическими?

Елисей обращается к силам природы, когда взывает к ветру. Эти обращения наполнены чувством надежды и смелости, что видно в его восклицаниях. Он надеется на помощь и поддержку природы в трудный момент. Эти обращения можно считать риторическими, так как они не требуют ответа и служат для выражения его эмоционального состояния.

4. Определите, как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения, которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями.

Настроение царицы в разговоре с зеркальцем меняется от гордости и самодовольства к печали и злости. В начале она полна уверенности, но по мере общения с зеркальцем её настроение ухудшается, когда оно не подтверждает её ожидания. Обращения, такие как "Ты, конечно, спору нет", становятся всё более требовательными и агрессивными, подчеркивая изменение её эмоционального состояния.

5. Прочитайте отрывок из сказки. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...»

Вы уже знаете, что приставки и суффиксы — значимые части слова. Они придают общему значению слова различные смысловые оттенки. В художественной речи приставки и суффиксы могут служить для придания ей выразительности.

В отрывке, где Елисей взывает к ветру, повторяющиеся гласные звуки создают ощущение мощи и динамики природы. Чтение с акцентом на эти звуки подчеркивает могучую силу ветра, наполняя текст эмоциональной насыщенностью и атмосферой волнения.

6. В глаголах из приведённых отрывков определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает, что действие происходило однократно (один раз)? Какой суффикс обозначает многократность действия?

На него она взглянула,

Тяжелёшенько вздохнула...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами...

В приведённых отрывках суффиксы в глаголах указывают на многократность или однократность действия. Например, суффиксы «-нул» (взглянула) указывают на однократность, а «-чит» (хохотать) — на многократность. Это помогает передать смысл действия и его временной характер.

7. Прочитайте выразительно приведённый отрывок. Какие приставки помогают А.С. Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

В отрывке, где царица проявляет свой гнев, приставки, такие как "от-" и "за-", помогают усилить выражение её эмоционального состояния. Эти приставки подчеркивают резкость её действий и контрастируют с её предыдущими состояниями.

8. В приведённых ниже отрывках найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

а) Свет наш солнышко!

б) Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

в) Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в предложенных отрывках создают атмосферу нежности и уюта. Слова, такие как "солнышко" и "дружок", делают образы более теплыми и дружелюбными, добавляя эмоциональную окраску к тексту.

9. Определите роль различных видов повторов в каждом конкретном фрагменте сказки.

а) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился...

б) Ждёт-пождёт с утра до ночи...

в) Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

г) ...Оно

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто...

д) «Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

е) И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась...

Повторы в различных фрагментах сказки играют важную роль. Они могут подчеркивать эмоциональное состояние персонажей или важность событий. Например, повтор "ждет-пождёт" акцентирует ожидание, а "так свежо и так душисто" усиливает восприятие природы и её красоту.

10*. Определите, чем «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка произведениям устного народного творчества и в чём её отличие от народной сказки.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» близка устному народному творчеству благодаря своей фольклорной структуре, повторам и простоте языка. Однако она отличается от народной сказки более сложной сюжетом и глубокой психологией персонажей, а также использованием стихотворной формы, что добавляет ей литературной изысканности и художественности.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 102-128