Страница 129 Ритм. Стихотворная и прозаическая речь 1*. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной. 2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...». Страница 130 Рифма Вопросы и задания Найдите рифмы в первых четырёх строках стихотворения «Няне» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие строки в отрывках рифмуются? Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Страница 131 Эпитет Вопросы и задания 1. Подберите к прилагательным «высокий», «глубокий», «хрустальный», «пустой» такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами. 2. В сказке Пушкина найдите три-четыре примера употребления эпитетов. Определите их художественную роль в тексте. 3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их. Страница 133 Литературные сказки Вопросы и задания 1. Сказки каких авторов вы читали? 2. Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной. Для вас, любознательные Страница 137 Вопросы и задания 1. Прочитайте сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». 2. Поразмышляйте над тем, чем похожи сказки немецкого и русского писателей. Как их главные герои спасают своих любимцев? Как совершают своё путешествие в сказочный мир? Какой образ в сцене охоты подземных жителей в «волшебной повести» Погорельского отсылает к сказке Гофмана? 3. Что имеет в виду крёстный Дроссельмейер, когда говорит: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам»? 4. Каким предстаёт Алёша в начале сказки? Какие качества характера он проявляет в путешествии к подземным жителям? Как меняется герой с получением волшебного подарка — конопляного семечка? Найдите соответствующие строки в тексте. 5. Как и за что Алёша был наказан? Объясните фразу Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Какой фольклорный жанр напоминает этот афоризм? Как это выражение связано с общей идеей «волшебной повести» А. Погорельского? Страница 140 Руслан и Людмила (Отрывок) Вопросы и задания 1. Найдите в тексте отрывка слова, свидетельствующие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила». 2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои. 3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества. 4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит. 5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков: а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой; б) брег, побережье, берег, прибрежный. 6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова? 7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один, самый яркий, эпитет, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества. 8. Выучите наизусть начало поэмы «Руслан и Людмила».