Страница 129
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
1*. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.
Структура: Стихотворная речь организована в рифмы и ритмы, создавая музыкальность. Прозаическая же более свободная, фокусируется на нарративе. Эмоциональность: Стихотворные тексты обычно передают эмоции более выразительно через метафоры, образы и ритм, в то время как проза более прямолинейна. Содержательность: В стихотворной речи акцент на лаконичности, в прозаической — на развитии сюжета и персонажей.
2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».
Ритм в стихах Пушкина обычно строится на чередовании ударных и безударных слогов, что создает определенный напев. В стихах он часто использует метрические схемы, такие как ямб или хорей, чтобы усилить выразительность текста.
Страница 130
Рифма
Вопросы и задания
Найдите рифмы в первых четырёх строках стихотворения «Няне» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие строки в отрывках рифмуются?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
В «Няне» и «Сказке о мёртвой царевне» рифмы усиливают музыкальность текста. Например, в первых строках «Няне» рифмуются слова «суровых» и «сосновых», что придает тексту гармонию.
Страница 131
Эпитет
1. Подберите к прилагательным «высокий», «глубокий», «хрустальный», «пустой» такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами.
Высокий — высокий стиль Глубокий — глубокий звук Хрустальный — хрустальный звон Пустой — пустой звук
2. В сказке Пушкина найдите три-четыре примера употребления эпитетов. Определите их художественную роль в тексте.
"ломлива" — характеризует царицу как капризную и упрямую, подчеркивая её сложный характер и внутренние противоречия. "бела" — указывает на белизну кожи, что символизирует красоту и аристократизм; в сочетании с "всех белее" подчеркивает её гордость и непорочность. "мерзкое стекло" — выражает презрение царицы к зеркалу, которое стало источником её страха и зависти, придавая объекту дополнительные негативные качества.
3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.
Царица (мачеха):
"правду молвить, молодица" — обозначает молодую, красивую женщину. "высока, стройна, бела" — описывает её внешность как высокую, стройную и красивую. "умом и всем взяла" — показывает её ум и привлекательность. "горда, ломлива" — указывает на её гордость и капризность, подчеркивая её отрицательные качества. "своенравна и ревнива" — говорит о её стремлении к контролю и зависти. Царевна:
"царевна молодая" — подчеркивает её юность и красоту. "тихомолком расцветая" — говорит о её спокойном и тихом росте. "белолица, черноброва" — описывает её красивые черты лица. "нраву кроткого" — подчеркивает её спокойный и послушный характер. "ласковой сестрою" — говорит о её заботливом отношении к богатырям.
Страница 133
Литературные сказки
1. Сказки каких авторов вы читали?
Сказки-поэмы: "Спящая царевна" Жуковского "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина Сказка-повесть: "Черная курица, или подземные жители" Погорельского Сказка-рассказ: "Медной горы Хозяйка" Бажова
2. Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной.
Авторство: У литературной сказки есть конкретный автор, тогда как фольклорные сказки передавались устно и не имеют конкретного создателя. Статичность текста: Текст литературной сказки постоянен и не имеет множества вариантов, как это бывает с народными сказками. Личное мнение автора: В литературной сказке отражаются взгляды автора, его оценки персонажей и событий. Психологизм: В литературной сказке глубже раскрываются чувства героев, их индивидуальные черты и характеры, что делает персонажей более сложными и многогранными.
Для вас, любознательные
Страница 137
1. Прочитайте сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
2. Поразмышляйте над тем, чем похожи сказки немецкого и русского писателей. Как их главные герои спасают своих любимцев? Как совершают своё путешествие в сказочный мир? Какой образ в сцене охоты подземных жителей в «волшебной повести» Погорельского отсылает к сказке Гофмана?
3. Что имеет в виду крёстный Дроссельмейер, когда говорит: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам»?
4. Каким предстаёт Алёша в начале сказки? Какие качества характера он проявляет в путешествии к подземным жителям? Как меняется герой с получением волшебного подарка — конопляного семечка? Найдите соответствующие строки в тексте.
5. Как и за что Алёша был наказан? Объясните фразу Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Какой фольклорный жанр напоминает этот афоризм? Как это выражение связано с общей идеей «волшебной повести» А. Погорельского?
Страница 140
Руслан и Людмила (Отрывок)
1. Найдите в тексте отрывка слова, свидетельствующие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».
В отрывке встречаются следующие слова и фразы, указывающие на вдохновение русскими сказками:
"царевна" "бурый волк" "Баба Яга" "Кощей" "Русью пахнет" "мед я пил" Эти слова напоминают о популярных персонажах и сюжетах русских народных сказок, подчеркивая связь с традиционной культурой.
2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.
В отрывке действуют следующие персонажи:
Царевна — встречается в "Царевна-лягушка" Кощей — из "Кощей Бессмертный" Баба Яга — из различных сказок, включая "Марья Моревна" Волк — известен в "Красной шапочке" Леший — встречается в разных народных сказках Тридцать витязей — появляются в "Сказке о царе Салтане"
3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
Слова, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества:
"песнь заводит" "леший бродит" "избушка на курьих ножках" "царевна тужит" "верно служит" "ступа с Бабою-ягой" "Кощей над златом чахнет" "русский дух" "мед я пил"
4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.
Дол: может означать "долина" или "желобок на кинжале". Тужит: означает "горюет" или "тоскует". Дядька: изначально "брат матери или отца", позже имел значение "воспитатель барских детей", а также "пожилой человек".
5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:
а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;
б) брег, побережье, берег, прибрежный.
Злато: обозначает "золото". Брег: "край земли около воды". Череда: "пора, время". Позолота: "тонкий слой золота". Позлащённый: "покрытый золотом". Золотить: "покрывать позолотой". Золотой: "цвет золота". Общий корень для слов "злато" и "золото" — "злат-", а для "брег" и "берег" — "берег".
6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?
Старославянские слова придают тексту торжественность, создают высокое звучание и подчеркивают национальный колорит, придавая произведению глубину и историческую значимость.
7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один, самый яркий, эпитет, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.
Некоторые эпитеты из текста:
"зеленый" "златая" "неведомых" "ясных" "грозного" "бурый" Эти эпитеты помогают создать сказочную атмосферу, подчеркивают особенности героев и мест действия.
8. Выучите наизусть начало поэмы «Руслан и Людмила».