menu


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 129-144




Страница 129

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

1*. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

Структура: Стихотворная речь организована в рифмы и ритмы, создавая музыкальность. Прозаическая же более свободная, фокусируется на нарративе.
Эмоциональность: Стихотворные тексты обычно передают эмоции более выразительно через метафоры, образы и ритм, в то время как проза более прямолинейна.
Содержательность: В стихотворной речи акцент на лаконичности, в прозаической — на развитии сюжета и персонажей.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

Ритм в стихах Пушкина обычно строится на чередовании ударных и безударных слогов, что создает определенный напев. В стихах он часто использует метрические схемы, такие как ямб или хорей, чтобы усилить выразительность текста.

Страница 130

Рифма

Вопросы и задания 

Найдите рифмы в первых четырёх строках стихотворения «Няне» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие строки в отрывках рифмуются?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.     Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

В «Няне» и «Сказке о мёртвой царевне» рифмы усиливают музыкальность текста. Например, в первых строках «Няне» рифмуются слова «суровых» и «сосновых», что придает тексту гармонию.

Страница 131

Эпитет

Вопросы и задания 

1. Подберите к прилагательным «высокий», «глубокий», «хрустальный», «пустой» такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами.

Высокий — высокий стиль
Глубокий — глубокий звук
Хрустальный — хрустальный звон
Пустой — пустой звук

2. В сказке Пушкина найдите три-четыре примера употребления эпитетов. Определите их художественную роль в тексте.

"ломлива" — характеризует царицу как капризную и упрямую, подчеркивая её сложный характер и внутренние противоречия.
"бела" — указывает на белизну кожи, что символизирует красоту и аристократизм; в сочетании с "всех белее" подчеркивает её гордость и непорочность.
"мерзкое стекло" — выражает презрение царицы к зеркалу, которое стало источником её страха и зависти, придавая объекту дополнительные негативные качества.

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

Царица (мачеха):

"правду молвить, молодица" — обозначает молодую, красивую женщину.
"высока, стройна, бела" — описывает её внешность как высокую, стройную и красивую.
"умом и всем взяла" — показывает её ум и привлекательность.
"горда, ломлива" — указывает на её гордость и капризность, подчеркивая её отрицательные качества.
"своенравна и ревнива" — говорит о её стремлении к контролю и зависти.
Царевна:

"царевна молодая" — подчеркивает её юность и красоту.
"тихомолком расцветая" — говорит о её спокойном и тихом росте.
"белолица, черноброва" — описывает её красивые черты лица.
"нраву кроткого" — подчеркивает её спокойный и послушный характер.
"ласковой сестрою" — говорит о её заботливом отношении к богатырям.

Страница 133

Литературные сказки

Вопросы и задания 

1. Сказки каких авторов вы читали?

Сказки-поэмы:
"Спящая царевна" Жуковского
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина
Сказка-повесть:
"Черная курица, или подземные жители" Погорельского
Сказка-рассказ:
"Медной горы Хозяйка" Бажова

2. Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной.

Авторство: У литературной сказки есть конкретный автор, тогда как фольклорные сказки передавались устно и не имеют конкретного создателя.
Статичность текста: Текст литературной сказки постоянен и не имеет множества вариантов, как это бывает с народными сказками.
Личное мнение автора: В литературной сказке отражаются взгляды автора, его оценки персонажей и событий.
Психологизм: В литературной сказке глубже раскрываются чувства героев, их индивидуальные черты и характеры, что делает персонажей более сложными и многогранными.

Для вас, любознательные 

Страница 137

Вопросы и задания 

1. Прочитайте сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

2. Поразмышляйте над тем, чем похожи сказки немецкого и русского писателей. Как их главные герои спасают своих любимцев? Как совершают своё путешествие в сказочный мир? Какой образ в сцене охоты подземных жителей в «волшебной повести» Погорельского отсылает к сказке Гофмана?

3. Что имеет в виду крёстный Дроссельмейер, когда говорит: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам»?

4. Каким предстаёт Алёша в начале сказки? Какие качества характера он проявляет в путешествии к подземным жителям? Как меняется герой с получением волшебного подарка  — конопляного семечка? Найдите соответствующие строки в тексте.

5. Как и за что Алёша был наказан? Объясните фразу Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Какой фольклорный жанр напоминает этот афоризм? Как это выражение связано с общей идеей «волшебной повести» А. Погорельского?

Страница 140

Руслан и Людмила (Отрывок)

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте отрывка слова, свидетельствующие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».

В отрывке встречаются следующие слова и фразы, указывающие на вдохновение русскими сказками:

"царевна"
"бурый волк"
"Баба Яга"
"Кощей"
"Русью пахнет"
"мед я пил"
Эти слова напоминают о популярных персонажах и сюжетах русских народных сказок, подчеркивая связь с традиционной культурой.

2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.

В отрывке действуют следующие персонажи:

Царевна — встречается в "Царевна-лягушка"
Кощей — из "Кощей Бессмертный"
Баба Яга — из различных сказок, включая "Марья Моревна"
Волк — известен в "Красной шапочке"
Леший — встречается в разных народных сказках
Тридцать витязей — появляются в "Сказке о царе Салтане"

3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

Слова, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества:

"песнь заводит"
"леший бродит"
"избушка на курьих ножках"
"царевна тужит"
"верно служит"
"ступа с Бабою-ягой"
"Кощей над златом чахнет"
"русский дух"
"мед я пил"

4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.

Дол: может означать "долина" или "желобок на кинжале".
Тужит: означает "горюет" или "тоскует".
Дядька: изначально "брат матери или отца", позже имел значение "воспитатель барских детей", а также "пожилой человек".

5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:

а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;

б) брег, побережье, берег, прибрежный.

Злато: обозначает "золото".
Брег: "край земли около воды".
Череда: "пора, время".
Позолота: "тонкий слой золота".
Позлащённый: "покрытый золотом".
Золотить: "покрывать позолотой".
Золотой: "цвет золота".
Общий корень для слов "злато" и "золото" — "злат-", а для "брег" и "берег" — "берег".

6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?

Старославянские слова придают тексту торжественность, создают высокое звучание и подчеркивают национальный колорит, придавая произведению глубину и историческую значимость.

7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один, самый яркий, эпитет, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.

Некоторые эпитеты из текста:

"зеленый"
"златая"
"неведомых"
"ясных"
"грозного"
"бурый"
Эти эпитеты помогают создать сказочную атмосферу, подчеркивают особенности героев и мест действия.

8. Выучите наизусть начало поэмы «Руслан и Людмила».






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 129-144