Василий Андреевич Жуковский Спящая царевна Страница 60 Размышляем о прочитанном 1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение? 2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них? 3. К какому виду сказок вы бы эту сказку отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них? Фонохрестоматия 1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему? 2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания? 3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора. 4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец? 5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках? 6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае и движение, оживление во втором. Кубок Страница 68 Размышляем о прочитанном 1. Кто главные герои баллады? 2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады? 3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете? 4. Как автор относится к героям — кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? Обучаемся читать выразительно 2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?