menu


ГДЗ по литературе 5 класс Коровина, Журавлев Иван Андреевич Крылов




Иван Андреевич Крылов

Страница 40

Проверьте себя

1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?

Иван Крылов с детства много читал, хотя его семья не имела достаточных средств для полноценного образования. Благодаря усилиям матери и самостоятельному обучению он стал одним из самых образованных людей своего времени. Ему удалось овладеть несколькими языками и глубоко изучить философию и математику. Писатель не получал систематического образования, однако благодаря упорству и самообразованию стал выдающимся литературным деятелем. Важную роль в его развитии сыграли трудолюбие и постоянное стремление к знаниям.

2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообразования, самовоспитания и самостоятельного чтения.

Иван Андреевич Крылов, выдающийся русский писатель, оставил заметный след в литературе как первый баснописец. Его произведения стали основой для многих пословиц и поговорок, знакомых каждому. Крылов вырос в бедной дворянской семье и не имел возможности получить хорошее образование, но его мать привила ему любовь к чтению. Чтение и самообразование помогли ему стать одним из самых начитанных людей своего времени, а наблюдательность и талант сделали его выдающимся писателем, чьи работы актуальны и сегодня.

Волк на псарне

Фонохрестоматия

Страница 43

1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, возникший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?

Переполох на псарне создан с помощью звуков лая собак, которые мы слышим после завывания Волка. Лай становится все более интенсивным, создавая ощущение паники и беспокойства. Эти звуки усиливают атмосферу хаоса и внезапности, показывая, как псы моментально реагируют на приближение опасности. Протяжное завывание Волка контрастирует с резкими, тревожными звуками псарни, подчёркивая неожиданность его появления.

2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково отношение автора и актёра к Волку?

Актёр использует изменяющуюся интонацию, чтобы передать фальшивую любезность Волка. В начале его речь звучит уверенно и обманчиво спокойной, как будто он действительно искренен в своём предложении "мира": «Друзья! К чему весь этот шум?». Постепенно голос Волка становится менее уверенным, особенно когда он даёт свою "клятву", и в голосе появляется напряжение или даже лёгкая дрожь. Это подчёркивает внутренний страх Волка, несмотря на его внешнюю попытку показать силу. Таким образом, актёр передаёт обманчивую природу хищника, которая разоблачается по ходу разговора. Отношение автора и актёра к Волку подчёркнуто негативное — они высмеивают его трусливое поведение и лицемерие.

3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внешность, характер Ловчего.

Когда актёр начинает говорить от имени Ловчего, его речь становится более размеренной и уверенной. Голос спокоен, без суеты, что подчёркивает хладнокровие и рассудительность персонажа. В интонации ощущается лёгкая гнусавость, возможно, чтобы показать возраст и опыт Ловчего, а также его скептическое отношение к словам Волка.

Образ Ловчего:

Ловчий представлен как человек старший по возрасту (о чём свидетельствует фраза «Ты сер, а я, приятель, сед»), что говорит о его мудрости и жизненном опыте. Скорее всего, он крепкий, физически сильный мужчина, привыкший к тяжёлой работе. Его характер — спокойный, уверенный, он не поддаётся на хитрости Волка. Ловчий — человек с чётким чувством справедливости, который без колебаний принимает решения и готов действовать.

Размышляем о прочитанном

1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года — «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...», «В минуту псарня стала адом...», «Огня! — кричат, — огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...“», «Тут Ловчий перервал в от-вет, — „Ты сер, а я, приятель, сед..."», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?

«Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...» — Эти строки можно соотнести с вторжением Наполеона в Россию. Наполеон (олицетворённый Волком) рассчитывал быстро захватить Россию (овчарню), но столкнулся с ожесточённым сопротивлением русской армии и народа (псарня), что стало неожиданностью для него.

«В минуту псарня стала адом...» — Этот фрагмент иллюстрирует момент, когда русские люди и армия, узнав о вторжении, активно поднялись на борьбу с захватчиком. Псарня, превращенная в "ад", — это метафора битв, которые сопровождались ожесточенным сопротивлением со стороны россиян.

«Огня! — кричат, — огня!» — В басне эта фраза передаёт призыв к немедленным действиям, что можно интерпретировать как символ пылкости и решительности российского народа в борьбе против захватчика.

«И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...» — Эти строки соотносятся с тем, что Наполеону пришлось заплатить за все свои действия против России, символически сравниваемые с нападениями на "овец" — нападениями на русские земли и людей.

«И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...» — Волк пытается оправдаться, предлагая забыть прошлые конфликты. Это можно сравнить с тем, как Наполеон пытался найти дипломатические решения после неудач, хотя его намерения не были честными.

«Тут Ловчий перервал в ответ, — „Ты сер, а я, приятель, сед..."» — Ловчий символизирует мудрого русского народа и командования, которые не верят ложным словам Волка/Наполеона. Фраза указывает на жизненный опыт Ловчего и его понимание коварства врага.

«И тут же выпустил на Волка гончих стаю» — Эти строки символизируют решительные действия русской армии, не поддающейся на уговоры и ведущей активные наступления на отступающего Наполеона, что привело к его окончательному поражению.

2. Как характеры Ловчего и Волка передаются через их речь? При ответе на вопрос используйте цитаты из текста басни

Волк через свою речь раскрывается как хитрый, коварный персонаж, пытающийся избежать ответственности и обманом выйти из сложившейся ситуации. Он использует льстивые и дипломатические выражения, чтобы склонить Ловчего к примирению: «Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум». Волк пытается выдать себя за давнего друга и союзника, что показывает его двуличие и трусость.

Ловчий, напротив, изображён как опытный и решительный человек. Его речь прямая и лаконичная, он не даёт Волку шанса на обман и быстро пресекает его хитрости: «Ты сер, а я, приятель, сед, / И волчью вашу я давно натуру знаю». Ловчий действует твёрдо и решительно, что видно в его немедленном ответе: «С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой». Эта фраза подчёркивает его мудрость и отсутствие доверия к врагу.

Обогащаем свою речь

Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся... двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.

Попал на псарню
Объяснение: Очутился в месте, где содержатся собаки.
Синонимы: оказался в собачьем дворе, попал в логово псарей.
Дополнительный смысл: Псарня символизирует опасную и враждебную обстановку, где Волк становится жертвой своих же замыслов.

Поднялся... двор
Объяснение: Весь двор пришёл в движение и поднялся на шум.
Синонимы: всполошился, поднялся на ноги.
Дополнительный смысл: Это выражение передаёт динамику и тревогу, показывает, как быстро реакция на опасность.

Почуя серого
Объяснение: Почувствовав присутствие Волка (серого хищника).
Синонимы: услышав, заметив серого.
Дополнительный смысл: Здесь «серый» олицетворяет угрозу и опасность.

Псы залились в хлевах
Объяснение: Соб dogs начали громко лаять в своих помещениях.
Синонимы: завыли, закричали.
Дополнительный смысл: Заливистый лай указывает на панику и страх, что также может служить метафорой для массовой истерии.

Вмиг ворота на запор
Объяснение: Быстро закрыли ворота на замок.
Синонимы: мгновенно закрыли, быстро заперли.
Дополнительный смысл: Указывает на решительные действия, предпринятые в ответ на угрозу.

Ощетиня шерсть
Объяснение: Встать дыбом, приготовиться к нападению или обороне.
Синонимы: насторожившись, встать на дыбы.
Дополнительный смысл: Это выражение показывает готовность к бою и страх перед опасностью.

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть
Объяснение: Волк смотрит на всех с жадным или угрюмым выражением, как будто хочет их съесть.
Синонимы: жадно смотрел, ненасытно пялится.
Дополнительный смысл: Это подчеркивает хищный характер Волка и его намерения.

Расчесться за овец
Объяснение: Отдать должное за причинённый ущерб.
Синонимы: отомстить за овец, вернуть долг за овец.
Дополнительный смысл: Указывает на необходимость расплаты за свои действия.

Пустился в переговоры
Объяснение: Начал говорить, договариваться.
Синонимы: начал обсуждение, принялся за переговоры.
Дополнительный смысл: Это выражение может свидетельствовать о хитрости и уловках.

Уставим общий лад
Объяснение: Договоримся о мире и порядке.
Синонимы: установим мир, достигнем согласия.
Дополнительный смысл: Звучит как угроза, поскольку подразумевает жертвы.

С другими грызться рад
Объяснение: Буду сражаться или конфликтовать с другими.
Синонимы: готов драться, рад бороться.
Дополнительный смысл: Указывает на злое намерение, готовность к конфликту.

Не делать мировой
Объяснение: Не заключать мирное соглашение.
Синонимы: не мириться, не договариваться.
Дополнительный смысл: Указывает на непримиримость и ненадёжность.

Выпустил на Волка гончих стаю
Объяснение: Запустил собак для преследования Волка.
Синонимы: отправил собак за Волком, выпустил собак.
Дополнительный смысл: Символизирует окончательное решение проблемы и расправу с врагом.

Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?

"Поднялся весь псарный двор" — может обозначать быстрое распространение слухов или паники.

"Огня! — кричат, — огня!" — можно использовать в контексте призыва к помощи в трудной ситуации.

"Пустился в переговоры" — выражение может использоваться для обозначения попыток договориться, которые, возможно, не искренни.

"С волками иначе не делать мировой" — можно трактовать как предостережение о том, что с недоброжелателями нельзя мириться без жертвы.

"Как снявши шкуру с них долой" — это может обозначать необходимость суровых мер к врагам.

Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расскажите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».

Ворона и Лисица

Страница 45

Размышляем о прочитанном

1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои:

Ворона — символ наивности и доверчивости.
Лисица — олицетворение хитрости и лести.
Мораль:
Мораль басни заключена в первых строчках:
«Уж сколько раз твердили миру, / Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, / И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

Смысл морали:
Лесть может обмануть даже самых осторожных. Люди часто поддаются лести и становятся жертвами манипуляций, даже если знают о её вредности.

2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация:
Ворона, поддавшись лестным словам Лисицы, теряет сыр. Лисица использует лесть, чтобы заставить Ворону распеть, тем самым отвлекая её и побуждая к неосмотрительным действиям.

Отношение автора к героям:
Автор осуждает наивность Вороны и хитрость Лисицы. Ворона предстает как жертва, в то время как Лисица выглядит ловкой и коварной.

Как называется Лисица:
Автор называет Лисицу «плутовкой», что подчеркивает её коварный характер.

Хитрости Лисицы:
Лисица использует лесть, делая комплименты внешнему виду Вороны и намекая на её вокальные способности. Она говорит Вороне, как хороша та и как замечательно она может петь, что вызывает у Вороны чувство гордости и желания продемонстрировать свои таланты.

Состояние Вороны:
Состояние Вороны передано через описания её чувств: «От радости в зобу дыханье спёрло». Это показывает, как лесть приводит к восторгу и, в то же время, к бездумному поведению.

Кого осуждает Крылов:
Крылов осуждает наивность и доверчивость Вороны, а также хитрость и манипуляции Лисицы.

Кого высмеивает:
Автор высмеивает не только Ворону за её легковерность, но и Лисицу за её коварство и обман.

Могло ли что-то подобное произойти с людьми?
Да, ситуации, подобные этой басне, часто происходят в жизни. Люди могут попадаться на лестные слова и обещания, что приводит к неприятным последствиям.

Личные ситуации:
Многие могут вспомнить моменты, когда их обманули лестью или комплиментами. Это может быть как в личных отношениях, так и в профессиональной сфере, когда кто-то использует лесть для манипуляции или получения выгоды.

3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:

а) Из какой басни взяты слова?

А ларчик просто открывался...

б) Из каких басен извлечена мораль?

— Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

— Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт...

Басня «Квартет» Ивана Крылова подчеркивает, что без согласия и таланта невозможно добиться успеха. Несмотря на старания животных, их попытки создать гармоничную музыку заканчиваются неудачей. Это показывает, что даже с правильными инструментами и намерениями, отсутствие навыков и сотрудничества ведет к провалу.

Аллегорически, персонажи олицетворяют разные подходы к работе в команде, где отсутствие согласия и компетенции мешает достижению целей.

Для викторины можно предложить вопросы:
— Каковы основные причины неудачи квартета?
— Какой урок можно извлечь из этой басни о совместной работе?
— Какое значение имеет согласие в коллективной деятельности?

Фонохрестоматия

Страница 46

Басня «Зеркало и Обезьяна»

1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Медведя.

Обезьяна
Обезьяна в исполнении актрисы предстает эмоциональной и энергичной. Она постоянно находится в движении, её поведение можно описать как игривое и даже несколько эксцентричное. Она кривляется и показывает свою ловкость, делая акцент на своем внешнем виде и, возможно, пытаясь произвести впечатление на окружающих. Поглядывая свысока на своё отражение, Обезьяна демонстрирует самодовольство и гордость, что подчеркивает её недостаток самокритичности и неосознание истинных ценностей.

Медведь
Медведь, в отличие от Обезьяны, выглядит спокойным и уравновешенным. Его поведение можно охарактеризовать как мудрое и рассудительное. Он воспринимает происходящее с доброжелательной и спокойной настойчивостью, в отличие от капризной и поверхностной Обезьяны. Медведь может служить символом мудрости и стабильности, так как он не поддается на провокации и не позволяет эмоциям затмить разум.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев И. А. Крылова? Вспомните эти басни. В чем заключается мораль каждой из них?

Творческое задание

Напишите отзыв на актёрское чтение одной из басен И. А. Крылова («Волк на псарне», «Зеркало и Обезьяна)

Я считаю, что басня «Волк на псарне» является одним из лучших произведений Крылова, и актёрское чтение этого произведения произвело на меня сильное впечатление. Актёр мастерски передал эмоции и характеры персонажей, особенно волка и ловчего.

Волк, хоть и находился в сложной ситуации, старался сохранить уверенность, и это ощущение было прекрасно передано через интонацию и мимику актёра. Его попытка «мириться» с псарями, произнося льстивые слова, была настолько выразительной, что вызывала одновременно и смех, и сожаление о его участи. Пёс и ловчий в исполнении актёра выглядели решительными и непреклонными, что сделало противостояние с волком ещё более напряжённым.

Также следует отметить, как актёр смог передать суть морали басни. Слова «Не зная броду, не суйся в воду» стали особенно актуальными в контексте ситуации, когда волк попал в ловушку. Эта мораль наглядно показывает, как важно осознавать последствия своих действий, что звучит очень актуально и в нашей жизни.

Басня «Волк на псарне» — это не просто история о столкновении хищника с пастушьей природой. Это глубокая притча о разумности, осторожности и последствиях недальновидных решений. Я остался под впечатлением от исполнения, которое сделало произведение ещё более живым и запоминающимся.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Иван Андреевич Крылов