Зачем нужно изучать историю?
Изучение истории помогает понять, как развивалось общество, какие события и процессы сформировали современный мир. Это помогает учиться на ошибках прошлого, понимать культурные, политические и социальные тенденции, а также находить связь между прошлым и настоящим.
Назовите группы исторических источников.
Исторические источники делятся на несколько групп: письменные (летописи, хроники, документы), вещественные (артефакты, здания, орудия труда), устные (легенды, предания, песни), изобразительные (картины, скульптуры), и аудиовизуальные (фильмы, фотографии).
Какие существовали способы отсчёта времени?
В разные времена и у разных народов существовали свои способы отсчёта времени. Это были лунный календарь (по фазам луны), солнечный календарь (по движениям солнца), юлианский и григорианский календари, а также различные методы учёта эпох (например, отсчёт времени «от сотворения мира» или «от Рождества Христова»).
Что повлияло на развитие древнего человека?
На развитие древнего человека повлияли климатические изменения, переход к использованию орудий труда, развитие языка и культуры, а также взаимодействие с окружающей природой.
1. Что рассказывают мифы о происхождении человека?
Мифы разных народов рассказывают о божественном или магическом происхождении человека. Многие мифы утверждают, что человек был создан богами или высшими существами для определённой цели. Например, в греческой мифологии Прометей создал людей из глины, а боги наделили их жизнью.
2. Какие вопросы о происхождении человека обсуждают учёные?
Учёные обсуждают множество вопросов о происхождении человека, включая эволюцию от общих предков с приматами, влияние генетических мутаций и природных условий на развитие человека, происхождение языка и сознания, а также миграции и взаимодействие древних людей.
1. Когда появился каждый из указанных в схеме типов древнего человека?
Австралопитеки: появились около 4 миллионов лет назад. Homo habilis (человек умелый): примерно 2,4 миллиона лет назад. Homo erectus (человек прямоходящий): около 1,8 миллиона лет назад. Неандертальцы: 400–40 тысяч лет назад. Homo sapiens (человек разумный): около 200 тысяч лет назад.
2. Определите, какой из типов древних людей был более примитивным, а какой — более развитым. Аргументируйте свой ответ.
Самым примитивным типом был австралопитек: он ещё не использовал сложные орудия труда и обладал ограниченными интеллектуальными способностями. Более развитым типом является Homo sapiens, который был способен к абстрактному мышлению, использовал сложные инструменты и создал культуру и искусство. Развитие Homo sapiens привело к появлению цивилизаций.
3. Определите, для изготовления каких орудий труда требовалась тщательная обработка камня, а для каких — лишь несколько ударов по нему.
Тщательная обработка камня требовалась для изготовления более сложных орудий труда, таких как наконечники копий, рубила, скребки и ножи. Для этих орудий было необходимо формировать заострённые или острые края с помощью точного оббития. А для более простых орудий, как, например, грубые рубила или примитивные молоты, достаточно было нескольких ударов по камню, чтобы придать ему необходимую форму.
4. Какие новые орудия труда и оружие появились у человека современного вида?
У человека современного вида появились более совершенные орудия труда и оружие. Это луки и стрелы, рыболовные крючки, иглы для шитья, копья с наконечниками из кости или металла, а также первые металлические орудия, такие как топоры, ножи и лопаты. Также человек начал использовать огонь для обработки материалов, таких как керамика.
Какие находки помогли учёным воссоздать процесс развития (эволюцию) человекоподобного существа?
Находки, которые помогли учёным воссоздать процесс эволюции человекоподобного существа, включают:
Скелеты древних людей, таких как австралопитеки, Homo habilis, Homo erectus и неандертальцы. Орудия труда, сделанные из камня, кости и других материалов. Ископаемые останки животных, которые жили рядом с древними людьми и помогли понять их среду обитания. Рисунки в пещерах, которые показали первые примеры искусства и развития абстрактного мышления.
1. Прочитайте эпиграф и объясните его смысл.
2. Чем отличались древнейшие люди от животных?
Древнейшие люди отличались от животных рядом особенностей: они начали использовать и изготавливать орудия труда, осваивали огонь, создавали сложные социальные связи в общинах и имели развивающийся язык. Это дало им возможность воздействовать на природу сознательно, в отличие от инстинктивного поведения животных.
3. Что в облике питекантропа имеет сходство с человеком? Аргументируйте свой ответ.
В облике питекантропа, сходным с человеком, было прямохождение, а также развитая нижняя челюсть, которая позволяла жевать более разнообразную пищу. У него также был крупный мозг (хотя и меньше, чем у современных людей) и руки, приспособленные для изготовления орудий труда, что делало его более похожим на людей, чем на приматов.
В чём отличие древнейшего человека от обезьяны?
Древнейший человек отличался от обезьяны прямохождением, способностью изготавливать и использовать орудия труда, а также большими размерами мозга, что давало ему возможность более сложного мышления и социальной организации. Обезьяны же продолжают в большей степени зависеть от инстинктов и не обладают развитой речью и культурой.