menu


ГДЗ Литературное чтение 4 класс Климанова, Виноградская, Бойкина Страница 18-27




Страница 18

Проверьте себя

1. В чём значение книги для каждого человека и всей мировой культуры? Выскажите своё мнение.

Книга играет важную роль в жизни каждого человека и в развитии мировой культуры. Для каждого индивида она становится источником знаний, позволяющим расширять горизонты, понимать мир вокруг себя и развиваться. Важное значение книги в истории и культуре человечества заключается в том, что она сохраняет опыт предыдущих поколений, передавая его от одного поколения к другому. Книга – это своего рода окно в прошлое и будущее, а также средство обогащения культурного наследия.

2. Устно составьте рассказ об истории возникновения книги.

История возникновения книги тесно связана с развитием материалов и технологий. Вначале люди использовали рисунки для передачи информации. Позже были изобретены различные материалы, такие как глина, папирус, пергамент, бумага. С развитием письменности и техники производства книги стали более доступными и массово распространялись. От первых глиняных табличек до современных печатных и электронных изданий, история книги – это история развития человеческой культуры и обмена знаний.

3. Подумайте, почему книгу называют другом и собеседником.

Книга называется другом и собеседником, потому что она всегда готова поделиться своими знаниями, мыслями и идеями. Книга не только передает информацию, но и может вдохновить, утешить, научить и поддержать. Она всегда доступна, готова поддержать в трудные моменты и обогатить духовный мир человека.

4. Какими качествами должен обладать настоящий читатель? Что вы узнали об этом?

Настоящий читатель должен быть внимательным, терпеливым и аналитически мыслящим. Он умеет погружаться в текст, анализировать и интерпретировать прочитанное. Настоящий читатель не только читает, но и задает вопросы, высказывает собственное мнение и сравнивает различные точки зрения.

5. Закончите пословицы о книге:

• Ум без книги как птица без…

• Не красна книга пером, а красна…

• Много прочёл, да мало…

Ум без книги как птица без крыльев.
Не красна книга пером, а красна умом.
Много прочёл, да мало учел.

6. Вспомните, что означает слово библиотека. Дайте ему определение, посмотрите в словаре.

Библиотека – это учреждение, в котором собираются, хранятся и предоставляются для общественного пользования произведения печати и письменности. Библиотеки выполняют роль культурных центров, обеспечивая доступ к знаниям и информации.

7. Что такое библиографическая карточка? Зачем она нужна? Заполните библиографическую карточку любой книги в тетради.

Библиографическая карточка – это специальная карточка, содержащая информацию о книге или другом источнике информации: автор, заглавие, место и год издания, издательство и другие данные. Она необходима для организации и учета книг в библиотеке, а также для быстрого поиска нужной информации.

8. Сравните старинные и современные книги по оформлению, форме, иллюстрациям. Продумайте выступление (сообщение) в классе на эту тему. Сначала подумайте, где и какую информацию вы будете искать.

Старинные книги были толстыми, тяжелыми, с глиняными или пергаментными страницами, часто с декоративной обложкой и элементами украшения. Современные книги обычно легкие, имеют бумажные страницы, часто цветные иллюстрации и современный дизайн обложки.

Страница 20 Истоки литературного творчества. Сокровища народной мудрости

Выпишите в тетрадь все виды устного народного творчества. Приведите примеры.

Устное народное творчество - это разнообразные формы художественной деятельности, передаваемые из поколения в поколение устным путем. Вот некоторые виды устного народного творчества с примерами:

1.    Сказки: "Колобок"
2.    Сказания: "Сказание о Мамаевом плацу"
3.    Былины: "Слово о полку Игореве"
4.    Песни: Народная песня "Калинка"
5.    Пословицы и поговорки: "Семь бед — один reset"
6.    Загадки: "Без окон, без дверей, а ключей больше, чем в квартире."
7.    Застольные песни и стихи: "Ой, да не вечер"
8.    Обрядовые песни: Песни на свадьбе или празднике
9.    Баллады: "Скоморошья легенда"
10.    Рассказы и анекдоты: Народные рассказы и шутки
11.    Плясовые игры и песни: "Казачок"
12.    Мифы и легенды: Миф о создании мира
13.    Исторические повествования: Рассказы о событиях прошлого
14.    Колыбельные песни: "Спи, моя радость, усни"
15.    Куплеты и стишки: Шуточные стихи на разные случаи
16.    Эпические песни и романсы: Русский романс "Дорогой длинною"
17.    Молитвы и хороводы: Песни, сопровождающие обряды и танцы
18.    Монологи и диалоги: Юмористические диалоги народных персонажей

Страница 21 Загадки

Отгадайте загадки. Выберите подходящие отгадки: снег, ночь, берега реки.

Первая загадка это ночь, вторая это берега реки, а третья снег.

Вопросы и задания

1. Сравните пословицы разных народов. Что ценят в людях разные народы? Какие общие ценности передаются в них будущим поколениям? Вспомните пословицы русского народа на темы дружбы, трудолюбия, добра.

Общие ценности, которые передаются в пословицах, включают:

Мудрость: Пословицы передают мудрость и жизненный опыт, обучая, как правильно поступать в различных ситуациях.

Солидарность и поддержку: В многих пословицах отражена идея о важности дружбы, поддержки и помощи друг другу.

Ценность труда: Многие пословицы призывают к трудолюбию и усердию, подчеркивая, что труд не только приносит пользу, но и возвышает человека.

Добро и моральные ценности: Множество пословиц в разных культурах подчеркивают важность добра, справедливости и честности.

Скромность и уважение: Многие пословицы призывают к скромности, уважению к старшим, умению слушать и учиться.

2. Узнайте пословицы и поговорки о добре, дружбе, трудолюбии своего народа, края, где вы живёте. Сравните их с теми пословицами и поговорками, которые вы прочитали в учебнике «Литературное чтение».

О добре:

Добро делай, да в дом приходи.
Добро возвращается с двойной силой.
Добро с добром, а зло с злом.
Доброе слово и кошке приятно.
О дружбе:

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Дружба дороже золота.
В беде друг познается.
Скажи, кто твой друг, и я скажу, каков ты.
О трудолюбии:

Труден труд, да плод его сладок.
Трудолюбие — залог успеха.
Нет труда — нет и хлеба.
Трудом и упорством все побеждается.

3. Выберите одну пословицу, которую считаете важной для себя, и подготовьте небольшое выступление по вопросам:

• В чём смысл пословицы?

• Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?

• Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов?

Возьмем пословицу "Дружба дороже золота".

В чём смысл пословицы?
Пословица "Дружба дороже золота" выражает идею о том, что истинная дружба имеет огромную ценность и важность в жизни человека. Она подчеркивает, что материальное богатство не может заменить надежного и преданного друга.

Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?
Эта пословица передает ценности идеала дружбы, которая основана на доверии, поддержке и взаимопонимании. Она учит нас ценить добрых и верных друзей больше, чем материальное благосостояние. Это также напоминает нам о важности межличностных отношений и того, что никакое богатство не может заменить гармоничные взаимоотношения.

Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов?
Да, подобные идеи выражены и в других культурах. Например:

В английской культуре существует пословица "A friend in need is a friend indeed" (Друг в беде – настоящий друг), которая также подчеркивает важность настоящей дружбы в трудных моментах.
В испанской культуре есть поговорка "Amigo en la adversidad es amigo de verdad" (Друг в беде – настоящий друг), также подчеркивающая ценность поддержки и верности друзей.

4. Сравните предметы (явления) загадки и отгадки. Какие признаки одного предмета перенесены на другой?

В приведенных загадках и отгадках мы видим использование метафор и переноса признаков одного предмета на другой. Рассмотрим каждый пример подробнее:

"Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером." (Ночь)
В данной загадке признаки ночи (покрытие света темнотой) переносятся на птицу, которая махнула крылом. Таким образом, создается образ, в котором птица становится символом ночи, способной закрыть свет "одним пером", то есть своим движением.

"Два братца в воду глядятся, век не сойдутся." (Берега реки)
В этой загадке признаки берегов реки (их расположение на противоположных сторонах воды) переносятся на братьев. Такое перенесение признаков создает образ, в котором братья также "глядятся" друг на друга, но никогда не "сойдутся" в смысле физической близости.

"Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает." (Снег)
В этой загадке признаки (греет, тлеет, умирает, оживает) переносятся с живого существа на снег. Такое сравнение создает образ жизненного цикла снега, который меняется в зависимости от времени года, аналогично жизненному циклу живых организмов.

Страница 27 Былины. Исцеление Ильи Муромца. Вопросы и задания

1. Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?

Да, можно сказать, что былина и сказка имеют определенные схожие черты, но они также имеют и существенные различия. Вот несколько аспектов, в которых былины и сказки могут быть похожи:

Фольклорное происхождение: Как и сказки, былины являются частью народного фольклора. Они передавались устно из поколения в поколение и служили средством передачи ценностей, моральных уроков и культурных традиций.

Фантастические элементы: И в былинах, и в сказках часто присутствуют фантастические и магические элементы. Герои былин могут обладать сверхъестественными способностями, подобно персонажам в сказках.

Борьба добра и зла: Как и во многих сказках, в былинах часто прослеживается тема борьбы добра и зла. Герои могут сражаться с монстрами, злодеями или другими угрозами, чтобы защитить свой народ.

Нравственные уроки: Подобно сказкам, былины могут нести нравственные уроки и моральные ценности. Герои могут выступать как примеры мужества, чести, верности и справедливости.

Однако есть и существенные различия между былиной и сказкой:

Исторический контекст: Былины часто основаны на реальных исторических событиях и личностях, в то время как сказки чаще строятся в мире воображения.

Герои: Герои былин, как правило, имеют более сложные и реалистичные характеры, чем персонажи в сказках, которые часто представлены в более абстрактных или аллегорических формах.

Тональность: Былины обычно имеют более серьезный и эпический характер, а сказки часто более легкие и фантастические.

Структура: Былины могут быть более длинными и сложными по структуре, в то время как сказки часто следуют более простой сюжетной линии.

2. Найдите в тексте реальные факты: место действия, время действия, исторические личности и события.

Место действия: Город Киев - это историческая столица древней Руси. Город Муром и село Карачарова также упоминаются, но они могут иметь мифологический характер в контексте былины.

Время действия: Текст упоминает времена древней Руси, когда Киев был одним из главных политических и культурных центров.

Исторические личности и события: Владимир Красно Солнышко - это внутренний персонаж, но он может быть ассоциирован с Владимиром Святославичем, князем Киевской Руси. Богатыри, такие как Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие, хотя и являются легендарными фигурами, часто упоминаются в русских былинах и могли иметь свои аналоги в исторической реальности.

3. Расскажите о князе Владимире, используйте информацию из энциклопедии.

Князь Владимир, также известный как Владимир Святославич, был выдающейся фигурой в истории Древней Руси. Он считается одним из великих правителей и политиков Киевской Руси. Владимир правил с конца X до начала XI века и является одной из ключевых фигур в процессе формирования и христианизации Руси.

Основные моменты из биографии князя Владимира:

Путь к власти: Владимир был сыном Святослава Игоревича, князя Киевского. После смерти отца в 972 году он начал борьбу за власть в Киеве в конкуренции с другими членами дружины и родственниками. После долгих борьб и внутренних конфликтов, Владимир смог утвердиться на киевском престоле.

Внешняя политика: Владимир активно вел внешнюю политику, укрепляя свою власть и расширяя владения. Он провел несколько успешных военных походов против соседних племен и княжеств, таких как Половцы и Волжские Булгары. Это способствовало укреплению Киевской Руси как сильной державы.

Христианизация Руси: Одним из наиболее значимых событий в правлении Владимира было принятие христианства как государственной религии Руси. В поисках новой религии для своего народа, Владимир рассматривал различные варианты. По легенде, после отправки послов для изучения разных верований, они вернулись с впечатляющими рассказами о византийской православной церкви. Это привело к тому, что Владимир и его подданные приняли христианство. Крещение Руси произошло в 988 году, что стало важным моментом в истории страны.

Внутренние реформы: Владимир провел ряд внутренних реформ, направленных на укрепление центральной власти и сбор налогов. Он также активно строил крепости, расширяя систему обороны своей страны.

4. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова. Опишите внешний вид героев картины, их одежду, выражение лиц. Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь впечатлениями с одноклассниками. Убедите их в правильности вашей точки зрения.

На заднем плане, на фоне широкой равнины, невысоких холмов и пасмурного неба, среди желтой травы и небольшого числа молодых елочек, стоят три богатыря.

В центре этой картины привлекает внимание Илья Муромец, который величественно восседает на огромном вороном коне. Его могучее телосложение и сильный дух неоспоримо ощущаются. С рукой, приложенной к лбу, он внимательно разглядывает даль. В этой фигуре можно ощутить спокойствие, уверенность и надежность. Илья Муромец воплощает образ простого народного героя, который находит особое место в сердцах людей.

На левой стороне картины находится Добрыня Никитич, восседающий на белом коне. Изящество его кольчуги и мерцающий алый щит указывают на его знатное происхождение. По былинам, Добрыня - человек взрослый и разумный, при этом дружелюбный и вежливый. Его возраст старше других героев картины, и его рука, держащая наполовину обнаженный меч, готова в любой момент ответить вызову.

Справа на холсте изображен Алёша Попович, верхом на низкорослой лошади. Самый молодой богатырь, он выделяется своим бесстрашным характером и музыкальным талантом. В походах Алёша не забывает взять с собой гусли, чтобы сыграть и спеть для души. Его быстрота ума и ловкость делают его незаменимым воином, готовым к действию в любой ситуации. Лук и стрелы всегда готовы к использованию.

Эта картина навевает гордость за этих богатырей - стражей, они внимательно оглядывают свою землю, всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости. Взгляд на них наполняет нас чувством глубокого уважения и вдохновляет на защиту своей родины. Давайте поделимся этими впечатлениями с нашими одноклассниками, чтобы они тоже могли оценить мощь и героизм, воплощенные на этой картины.

5. Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».

Былинные богатыри — защитники земли Русской

В мире древних былин главными героями и несгибаемыми защитниками земли Русской являются богатыри. Эти могучие воины воплощают идеал мужества, преданности родине и народу, символизируя духовную силу и готовность встать на защиту своей земли. Истории о богатырях рассказывают о том, как они в одиночку сражались с огромными вражескими силами, несмотря на трудности и опасности.

Среди знаменитых былинных богатырей выделяются такие имена, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Эти герои стали символами силы, мужества и верности идеалам Русской земли.

Киевский цикл былин тесно связан с городом Киевом, который был одним из крупных центров древнерусского государства. В этих былинах богатыри отправляются на службу к князю Владимиру, защищают его от вражеских атак и охраняют благополучие земли. Сюжеты этих былин пронизаны героическим и воинским духом, где силы добра соперничают с силами зла, а победа и мужество богатырей всегда ведут к торжеству справедливости.

Связанный с Новгородом цикл былин также раскрывает мир древнерусской земли. В былинах Илья Муромец смотрит со своей заставы на высокие горы, зеленые луга и темные леса, что символизирует многообразие родной природы. Сражения богатырей силами зла, насилия и агрессии призваны показать борьбу за соблюдение порядка и справедливости.

Без борьбы богатырей с силами зла, без их бескорыстного стремления защищать родную землю, былинный мир стал бы неполным. Именно в этой борьбе и силе духа наши предки находили вдохновение и образцы для подражания. Былинные богатыри остаются символами героизма, патриотизма и верности своим принципам, которые мы можем перенести и в современное время.

6. Выпишите из текста былины незнакомые вам слова и найдите с помощью взрослых их толкование.

Все слова оказались мне знакомы.






ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина часть 1 страница 18-27