menu


ГДЗ по обществознанию 11 класс Гаман-Голутвина, Ковлер § 21. Правонарушения и юридическая ответственность




В чём состоит отличие проступков от преступлений? Назовите формы вины и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Преступления — это наиболее опасные правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом, за которые наступает уголовная ответственность. Проступки менее опасны, не подпадают под уголовное право и влекут административную, дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность. Формы вины бывают умышленными (человек осознавал последствия, но всё равно совершил деяние, например, кража) и неосторожными (не предвидел последствий, но мог их предвидеть, например, причинение вреда по неосторожности).

Сталкивались ли вы в своём личном опыте с правонарушениями? Какими? Совершали ли вы сами правонарушения? Какие?

Каждый человек так или иначе сталкивается с правонарушениями, например, с хулиганством, нарушением тишины или дорожных правил. Что касается совершения правонарушений, то многие люди могут, например, переходить дорогу в неположенном месте, даже не задумываясь, что это административное нарушение.

Почему поступок, наносящий вред отдельному человеку, всё равно является антиобщественным деянием?

Даже если вред причинён одному человеку, он влияет на общество в целом, потому что подрывает правопорядок, формирует опасный прецедент и нарушает права граждан. Например, мошенничество с деньгами наносит вред конкретному человеку, но подрывает доверие ко всей финансовой системе.

Как вы считаете, кто определяет, в каком случае бездействие является правонарушением?

Определяет закон в конкретных случаях — суд или правоохранительные органы. Например, если человек не оказал помощь пострадавшему, хотя мог это сделать, его бездействие может считаться преступлением.

Приведите примеры административных, гражданских и дисциплинарных проступков.

Административные проступки — нарушение правил дорожного движения, курение в общественных местах, торговля в неустановленном месте.
Гражданские проступки — неисполнение условий договора, повреждение чужого имущества, неуплата долгов.
Дисциплинарные проступки — опоздание на работу, невыполнение приказа начальника, нарушение трудовой дисциплины.

Чем можно объяснить, что правонарушения подразделяют на преступления и проступки?

Разделение на преступления и проступки связано с разной степенью общественной опасности. Преступления представляют серьёзную угрозу жизни, здоровью и безопасности общества, а проступки — менее опасные нарушения, не требующие уголовного наказания.

Почему законом за уголовные преступления предусмотрены наиболее серьёзные наказания?

Уголовные преступления — это наиболее опасные правонарушения, нарушающие основные права и свободы человека. Если бы за убийство или тяжкий вред здоровью наказывали так же, как за мелкое хулиганство, общество стало бы менее безопасным.

 Почему общество лишено права налагать юридическую ответственность?

Лишь государственные органы могут налагать юридическую ответственность, потому что у них есть законные полномочия, обеспеченные Конституцией и правовой системой. Если бы общество само решало, кого и как наказывать, начался бы хаос и самосуд.

1. Каковы принципы юридической ответственности?

Принципы юридической ответственности включают законность (наказание только за нарушение закона), справедливость (соразмерность наказания проступку), неотвратимость (каждое нарушение должно повлечь ответственность), индивидуализацию (учёт обстоятельств) и презумпцию невиновности (вина должна быть доказана).

2. В случае какого правонарушения — уголовного, административного, гражданского, дисциплинарного — юридическая ответственность становится более строгой?

Самая строгая ответственность предусмотрена за уголовные преступления, так как они представляют наибольшую опасность для общества. За убийство или коррупцию наказание гораздо жёстче, чем за административные или дисциплинарные нарушения.

3. Преступление — это общественно опасное деяние. Почему тогда государство определяет, какие поступки относятся к преступным?

Государство определяет преступления, потому что оно защищает общественный порядок. Без единого правового подхода люди сами бы решали, что считать преступлением, а это привело бы к хаосу и произволу. Закон позволяет чётко установить границы допустимого поведения.

4. Чем объясняется, что на ряд правонарушений общественность смотрит более снисходительно, чем закон?

Общество может относиться снисходительно к правонарушениям, если считает их незначительными или массовыми. Например, переход улицы в неположенном месте или мелкое уклонение от налогов многими не воспринимаются как серьёзные нарушения. Однако закон должен защищать всех, поэтому он требует ответственности даже за такие поступки.

5. Почему в состав правонарушения входит отношение субъекта к своему поступку?

Отношение субъекта к своему поступку входит в состав правонарушения, потому что оно определяет форму вины – умысел или неосторожность. Если человек осознавал, что нарушает закон, и хотел этого (умысел), наказание будет строже. Если же он не предвидел последствий, но должен был (неосторожность), ответственность будет мягче.

6. Может ли за поступок, соответствующий традициям и моральным нормам общества, наступить юридическая ответственность?

Да, если поступок нарушает закон, даже если он соответствует традициям или моральным нормам. Например, кровная месть может быть частью традиции, но за убийство или нанесение вреда здоровью наступает уголовная ответственность.

7. Составьте кластер на тему «Правонарушения».

Виды правонарушений:

Преступления
Проступки (административные, дисциплинарные, гражданские)
Элементы правонарушения:

Объект (что нарушено)
Субъект (кто совершил)
Объективная сторона (действие и последствия)
Субъективная сторона (вина, мотив)
Формы вины:

Умысел (прямой, косвенный)
Неосторожность (легкомыслие, небрежность)
Ответственность за правонарушение:

Уголовная
Административная
Гражданская
Дисциплинарная

8. Напишите эссе по высказыванию И. Гердера «Позорно не наказание, а преступление».

Каждое общество строится на принципах справедливости, морали и закона. Нарушение этих принципов подрывает его устойчивость, внося хаос и несправедливость. Именно об этом говорил И. Гердер, утверждая, что позор несёт не наказание, а само преступление.

Наказание – это мера, установленная государством и обществом для восстановления справедливости. Оно не всегда воспринимается как что-то позитивное, но его цель – защита правопорядка. Например, если человек совершил кражу, общество осуждает не тот факт, что его наказали, а сам поступок – кража унижает достоинство как жертвы, так и самого преступника.

Кроме того, наказание помогает преступнику осознать свои ошибки. История знает примеры людей, которые, понеся наказание, изменили свою жизнь. Достоевский, осуждённый за политические взгляды, осмыслил свои идеи, что нашло отражение в его произведениях.

Но есть и другая сторона – несправедливые наказания. История знает случаи, когда людей карали за невиновность или малозначительные проступки. В этом случае позор действительно ложится на тех, кто использует наказание не ради справедливости, а ради власти.

9. Опираясь на памятку № 1, определите, какие способы использованы при формулировке определения юридической ответственности. Какой способ формулировки определений проявляется в определении юридической ответственности как «государственного принуждения вследствие правонарушения»?

Определение «юридическая ответственность – это государственное принуждение вследствие правонарушения» относится к формулировке через объяснение сущности. Оно описывает не структуру понятия, а его суть – применение принудительных мер за нарушение закона.






ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Гаман-Голутвина, Ковлер Параграф 21

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):